Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 апреля 2020 года N 972-р

[Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы]



1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы (далее - индивидуальная программа).

2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.

3. Главному распорядителю средств федерального бюджета - Минэкономразвития России обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы.

4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, участвующим в реализации индивидуальной программы:

обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Тыва по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

5. Рекомендовать Правительству Республики Тыва:

предусматривать в бюджете Республики Тыва необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

6. Минэкономразвития России:

представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Тыва по итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025-2027 годы с уточнением мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.

7. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2015 г. N 678-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 17, ст.2581);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 900-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст.3043);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 1576-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5379).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

          

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 апреля 2020 года N 972-р

     

Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы

     

I. Общие положения


Республика Тыва - приграничный субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа и Ангаро-Енисейского макрорегиона и граничит на юге с Монголией. Республика Тыва обладает равноудаленным положением от восточных и западных границ Российской Федерации. Площадь Республики Тыва составляет 168,6 тыс. кв.км (21-е место по Российской Федерации) или 0,98 процента территории Российской Федерации.

В Республике Тыва проживает 325,9 тыс. человек, из которых 46 процентов - сельское население (25,6 процента - в среднем по Российской Федерации). Более 35 процентов населения проживает в г. Кызыле. По плотности населения Республика Тыва занимает 77-е место с показателем 1,9 человека на кв.км, что в 5 раз ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Территория Республики Тыва характеризуется неблагоприятными природно-климатическими условиями для проживания и относится к территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Горный рельеф занимает более 80 процентов всей территории Республики Тыва, 20 процентов территории приходится на межгорные котловины, в пределах которых проживает основная часть населения Республики Тыва. Республика Тыва расположена в сейсмически опасной зоне (8-10 баллов по шкале Рихтера).

Республика Тыва обладает значительными запасами полезных ископаемых. На регион приходится более 47 процентов общероссийских запасов циркония, более 30 процентов урана, более 5 процентов меди, молибдена и нефелиновых руд, имеются значительные запасы цветных, редкоземельных и благородных металлов, угля. При этом Республика Тыва характеризуется низким уровнем социально-экономического развития. По показателю валового регионального продукта на душу населения в 2017 году Республика Тыва занимала 78-е место среди субъектов Российской Федерации со значением 184,6 тыс. рублей, что почти в 3 раза меньше среднего показателя по стране.

Социально-экономическое развитие Республики Тыва характеризуется следующими показателями:

Республика Тыва входит в десятку субъектов Российской Федерации с самым низким значением среднедушевых денежных доходов населения (по итогам 2018 года показатель составил 13,6 тыс. рублей при среднероссийском значении показателя 33,2 тыс. рублей);

Республика Тыва входит в десятку субъектов Российской Федерации с высокой долей населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации (по итогам 2018 года показатель составил - 34,4 процента при среднероссийском значении показателя 12,6 процента);

наблюдается существенный миграционный отток населения (по итогам 2018 года отток 980 человек при среднероссийском приросте 124,85 тыс. человек);

уровень безработицы в 2018 году составил 14,8 процента при среднероссийском значении показателя 4,8 процента. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2018 года составил 3,9 процента, что также выше сложившегося по Российской Федерации значения показателя - 0,9 процента.

В Республике Тыва отмечается высокий уровень естественного прироста населения, который в 2018 году составил 11,4 человека на 1 тыс. жителей при среднероссийском значении показателя - 1,6 человека на 1 тыс. человек. По коэффициенту рождаемости Республика Тыва занимает 2-е место в Российской Федерации с показателем 20,2 человека на 1 тыс. жителей в 2018 году и 1-е место по суммарному коэффициенту рождаемости - 2,96 ребенка на 1 женщину в 2018 году. Республику Тыва отличает высокая доля населения младше трудоспособного возраста в общей численности населения региона, которая превышает среднероссийское значение показателя в 1,8 раза и составляет 35 процентов. Средний возраст населения Республики Тыва составляет 29,4 лет, по Российской Федерации - 39,5 лет, по Сибирскому федеральному округу - 38,2 лет.

II. Социально-экономическое развитие Республики Тыва

     

1. Инвестиционные возможности


Инвестиционные возможности Республики Тыва осложнены инфраструктурными ограничениями, энергодефицитом и высокими ценами электроэнергии, недостатком квалифицированного рабочего персонала.

Объем инвестиций в основной капитал за 2019 год оценивается в размере более 12 млрд. рублей, в том числе внебюджетных средств более 7 млрд. рублей. Снижение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования наблюдается с 2014 года. В среднем на одного жителя Республики Тыва приходилось инвестиционных вложений (за 5 лет) 37,5 тысяч рублей, что в 3,7 раза ниже среднероссийского значения показателя. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций занимают инвестиции добывающих производств - 39 процентов и образования - 10 процентов.

Отсутствие железной дороги серьезно сдерживает развитие горнодобывающей отрасли и желание крупных компаний инвестировать средства в расширение производства на территории региона.

В Республике Тыва тариф на электроэнергию составляет для населения 3,64 рубля, для юридических лиц - 5,84 рубля. При том, что Республика Тыва входит в льготную зону, тариф на электроэнергию в регионе выше, чем в соседних регионах (80 процентов тарифа на электроэнергию - это расходы на транспортировку).

Кроме энергодефицита по электрической мощности, в регионе существует проблема по дефициту тепловой мощности.

Республика Тыва не имеет развитой системы газопроводов и не подключена к единой системе газоснабжения Российской Федерации. Газоснабжение потребителей региона осуществляется сжиженным углеводородным газом, доставка которого осуществляется только автомобильным транспортом, что существенно повышает конечную стоимость продукции. Степень износа объектов газовой инфраструктуры региона составляет 71 процент.

2. Основные фонды в базовых отраслях экономики


Промышленный комплекс Республики Тыва характеризуется поздним началом индустриализации (относительно короткий срок для становления промышленности региона по сравнению с другими регионами страны - менее 20 лет), высокой степенью износа основных средств, низким коэффициентом их обновления, устаревшими технологиями производства на большинстве предприятий.

Слабая диверсификация производства, наличие инфраструктурных ограничений и отсутствие квалифицированных кадров отрицательно сказываются на их финансово-экономической устойчивости.

В сельском хозяйстве среднегодовая полная учетная стоимость основных фондов в 2018 году составила - 483881 тыс. рублей, в том числе машин и оборудования - 7119 тыс. рублей, транспортных средств - 6000 тыс. рублей.

Средний возраст основных фондов коммерческих организаций по виду экономической деятельности "Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях" составляет:

машин и оборудования - 17,7 года (по Российской Федерации - 9,2 года, в среднем по всем видам экономической деятельности региона - 9,6 года);

транспортных средств 15,1 года (по Российской Федерации - 12 лет, в среднем по всем видам экономической деятельности региона - 8 лет).

Степень износа основных средств по отрасли составляет 24,1 процента (по Российской Федерации - 43 процента). Коэффициент обновления основных средств по отрасли в 2018 году составил 10,5 процента (по Российской Федерации - 12,7 процента, в среднем по всем видам экономической деятельности региона - 8 процентов), коэффициент ликвидации - 12,3 процента (по Российской Федерации - 2,2 процента, в среднем по всем видам экономической деятельности региона - 0,3 процента). Темпы выбытия основных средств превышают темпы обновления основных средств по отрасли.

3. Транспортная доступность


Республика Тыва характеризуется низкой транспортной связанностью с остальными территориями Российской Федерации по причине отсутствия железнодорожного сообщения, удаленностью административного центра Республики Тыва города Кызыл на более чем 500 км от федеральной трассы Р-255 "Сибирь", а также ограниченной географией совершаемых рейсов из аэропорта города Кызыл (г.г.Москва, Иркутск, Красноярск и Новосибирск) и низкой доступностью авиабилетов (средняя цена авиабилетов составляет 5-10 тыс. рублей при среднедушевых доходах менее 15 тыс. рублей).

Территория Республики Тыва характеризуется низкой транспортной освоенностью. Плотность автомобильных дорог общего пользования на 1000 кв.км в 3 раза меньше среднероссийского показателя и составляет 21 км на 1000 кв.км, занимая в Российской Федерации 73-е место. В Республике Тыва менее 45 процентов дорог общего пользования с твердым покрытием, из которых только 62 процента с усовершенствованным покрытием (в том числе асфальтобетонным покрытием), что в 1,7 раза и 1,5 раза меньше среднероссийского значения показателя соответственно.

4. Уровень жизни населения


Уровень жизни населения Республики Тыва в 2018 году характеризовался ростом номинального значения среднедушевых денежных доходов населения на 3,9 процента по сравнению с 2017 годом.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения Республики Тыва составила 34,4 процента (около 129 тыс. человек).

Уровень бедности определяется:

высоким уровнем неформальной занятости (29 процентов, что превышает среднероссийское значение показателя в 1,4 раза);

сложившейся структурой занятости в формальном секторе (на менее доходные отрасли с заработной платой меньше среднереспубликанского значения приходится 37,7 процента занятых);

низким уровнем среднедушевых расходов населения, составившим по итогам 2018 года 15603,6 рубля, что в 2,1 раза ниже среднероссийского значения показателя - 33178 рубля.

III. Цель, целевые индикаторы и направления социально-экономического развития Республики Тыва


Стратегической целью социально-экономического развития Республики Тыва является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала.

Направлениями социально-экономического развития Республики Тыва, обеспечивающими достижение целевых показателей социально-экономического развития Республики Тыва, которые приведены в приложении N 1, являются:

снятие инфраструктурных ограничений;

обеспечение опережающих темпов экономического развития;

поддержка промышленности, агропромышленного комплекса и создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, кооперации.

Основными целями реализации настоящей индивидуальной программы являются снятие инфраструктурных ограничений, сдерживающих экономическое развитие Республики Тыва, диверсификация экономики региона, рост производства продукции, проектирование и строительство инженерной инфраструктуры для строительства в регионе.

IV. Основные мероприятия в рамках выделенных направлений социально-экономического развития Республики Тыва


Достижение целевых показателей, предусмотренных приложением N 1 к настоящей индивидуальной программе, будет обеспечено в том числе за счет реализации мероприятий, направленных на решение выявленных проблем в Республике Тыва с указанием дополнительного финансирования, по перечню согласно приложению N 2.

Ключевые направления социально-экономического развития Республики Тыва, обеспечивающие достижение установленных настоящей индивидуальной программой целевых показателей:

реализация крупных инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых в увязке с развитием магистральной (транспортной, энергетической) инфраструктуры, что позволит нарастить доходную базу бюджета и создать якорные рабочие места с высоким уровнем оплаты труда для местного населения;

создание привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства (финансовая и прочая инфраструктура);

рост объема производства и производительности труда в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, развитие туризма;

повышение качества жизни населения - ускоренное решение проблемы аварийного жилья, строительство инженерной инфраструктуры для стимулирования жилищного строительства;

сокращение бедности населения за счет введения выплат на 3-го ребенка, развития социального контракта, роста занятости.

Основные мероприятия в рамках определенных настоящей индивидуальной программой направлений социально-экономического развития Республики Тыва предусматривает:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»