СП 474.1325800.2019
СВОД ПРАВИЛ
МЕТРОПОЛИТЕНЫ
Правила обследования и мониторинга строительных конструкций подземных сооружений
Subways. The rules of inspection and monitoring of underground structures constructions
ОКС 93.040
Дата введения 2020-06-27
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ", АО "Мосинжпроект"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 888/пр и введен в действие с 27 июня 2020 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Свод правил выполнен авторским коллективом АО "Мосинжпроект" (Н.Ф.Бабушкин, канд. техн. наук Д.С.Конюхов, канд. техн. наук А.Г.Полянкин) при участии Е.К.Козина (ГУП Санкт-Петербургский метрополитен), канд. техн. наук А.Н.Конькова, А.Л.Новикова (ФГБОУ ВО ПГУПС).
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проведению обследований, специальных наблюдений и мониторинга строительных конструкций подземных сооружений метрополитена при ведении строительных работ в охранной зоне метрополитена.
1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются на проведение ремонта, реконструкции, отделочных работ на объектах метрополитена, содержание пути, путевого хозяйства, эксплуатационного оборудования, систем сигнализации и связи, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения и кондиционирования.
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 18105-2018 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 23961-80 Метрополитены. Габаритные приближения строений, оборудования и подвижного состава
ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций
ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ Р 57208-2016 Тоннели и метрополитены. Правила обследования и устранения дефектов и повреждений при эксплуатации
СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений" (с изменениями N 1, N 2)
СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"
СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003 Метрополитены" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
В настоящем своде правил применены термины по СП 22.13330 и СП 120.13330.
4.1 Для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения объектов инфраструктуры метрополитена устанавливаются охранные зоны согласно требованиям СП 120.13330.
4.2 Строительные конструкции сооружений метрополитена должны удовлетворять требованиям габаритов приближения строений и оборудования, установленным ГОСТ 23961.
4.3 Примыкающие тоннели вновь строящихся участков должны быть отделены от эксплуатируемых тоннелей метрополитена согласно СП 120.13330.
5.1 Инженерные изыскания при новом строительстве в охранной зоне метрополитена включают:
- инженерно-геодезические изыскания;
- инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания;
- геотехнические изыскания;
- обследование технического состояния сооружений метрополитена, расположенных в зоне влияния нового строительства.
5.2 Проводить инженерные изыскания необходимо в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57208, СП 47.13330, СП 120.13330.
6.1 Все элементы пути метрополитена (бетонное основание или земляное полотно, верхнее строение) и искусственные сооружения во время нового строительства в охранной зоне должны соответствовать требованиям обеспечения безопасного и плавного движения поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.
6.2 Путь метрополитена в отношении радиусов кривых, сопряжения прямых и кривых, крутизны уклонов до начала нового строительства и после его завершения должен быть проверен на соответствие утвержденному плану и профилю линии в соответствии с СП 120.13330.
6.3 В тоннелях на всем протяжении должен быть обеспечен надежный водоотвод от элементов верхнего строения пути, тоннельных конструкций, устройств и оборудования.
На наземных участках земляного полотна, а также на парковых путях необходимо поддерживать водоотводные, противодеформационные и укрепительные устройства в состоянии, обеспечивающем устойчивое содержание земляного полотна во время нового строительства и после его завершения.
7.1 Обследование технического состояния сооружений метрополитена необходимо выполнять согласно требованиям:
- ГОСТ Р 57208 - тоннельных сооружений;
- ГОСТ 31937 - зданий и сооружений.
7.2 Периодичность осмотров обследований технического состояния сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.
Таблица 7.1
Категория технического состояния | Название категории технического состояния | Техническое состояние строительных конструкций зданий и сооружений, включая состояние грунтов основания | Периодичность осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга |
I | Нормативное техническое состояние | Соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения | 5 лет |
II | Работоспособное техническое состояние | Обеспечивается необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений | 3 года |
III | Ограниченно- | Эксплуатация здания или сооружения возможна при контроле (мониторинге) технического состояния либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и мониторинге технического состояния (при необходимости) | 1,5 года |
IV | Аварийное состояние | Исчерпана несущая способность, имеется опасность обрушения и (или) образования кренов, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта | Требуются инженерные изыскания и проект на капитальный ремонт (КР) |
7.3 Запрещается эксплуатация сооружений метрополитена, техническое состояние которых согласно ГОСТ 31937 соответствует категории технического состояния IV (аварийной).
7.4 К числу основных дефектов, которые могут ослабить прочность и надежность конструкций тоннельных сооружений, относятся:
- течи подземных вод и вызванные ими просадки;
- деформации и смещения тоннельной обделки;
- вынос грунта из-за обделки;
- трещины в строительных конструкциях;
- коррозионные повреждения.
7.5 Для определения степени коррозионного разрушения бетона несущих конструкций (степени карбонизации, состава новообразований, структурных нарушений бетона) необходимо применять физико-химические методы.
7.6 При оценке опасности коррозии железобетонных конструкций необходимо определять характеристики бетона: его плотность, пористость, число пустот и др.
7.7 При оценке технического состояния арматуры и закладных деталей, пораженных коррозией, необходимо установить вид коррозии и участки поражения. После определения вида коррозии необходимо установить источники воздействия и причины коррозии арматуры.