• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

СП 474.1325800.2019


СВОД ПРАВИЛ

МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Правила обследования и мониторинга строительных конструкций подземных сооружений

Subways. The rules of inspection and monitoring of underground structures constructions


Дата введения 2020-06-27


Предисловие


Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ", АО "Мосинжпроект"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 888/пр и введен в действие с 27 июня 2020 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение


Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Свод правил выполнен авторским коллективом АО "Мосинжпроект" (Н.Ф.Бабушкин, канд. техн. наук Д.С.Конюхов, канд. техн. наук А.Г.Полянкин) при участии Е.К.Козина (ГУП Санкт-Петербургский метрополитен), канд. техн. наук А.Конькова, А.Л.Новикова (ФГБОУ ВО ПГУПС).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проведению обследований, специальных наблюдений и мониторинга строительных конструкций подземных сооружений метрополитена при ведении строительных работ в охранной зоне метрополитена.

1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются на проведение ремонта, реконструкции, отделочных работ на объектах метрополитена, содержание пути, путевого хозяйства, эксплуатационного оборудования, систем сигнализации и связи, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения и кондиционирования.

2 Нормативные ссылки


В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 18105-2018 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 23961-80 Метрополитены. Габаритные приближения строений, оборудования и подвижного состава

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 57208-2016 Тоннели и метрополитены. Правила обследования и устранения дефектов и повреждений при эксплуатации

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений" (с изменениями N 1, N 2)

СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003 Метрополитены" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения


В настоящем своде правил применены термины по СП 22.13330 и СП 120.13330.

4 Общие положения

4.1 Для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения объектов инфраструктуры метрополитена устанавливаются охранные зоны согласно требованиям СП 120.13330.

4.2 Строительные конструкции сооружений метрополитена должны удовлетворять требованиям габаритов приближения строений и оборудования, установленным ГОСТ 23961.

4.3 Примыкающие тоннели вновь строящихся участков должны быть отделены от эксплуатируемых тоннелей метрополитена согласно СП 120.13330.

5 Инженерные изыскания

5.1 Инженерные изыскания при новом строительстве в охранной зоне метрополитена включают:

- инженерно-геодезические изыскания;

- инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания;

- геотехнические изыскания;

- обследование технического состояния сооружений метрополитена, расположенных в зоне влияния нового строительства.

5.2 Проводить инженерные изыскания необходимо в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57208, СП 47.13330, СП 120.13330.

6 Эксплуатация строительных конструкций зданий и сооружений метрополитена во время нового строительства в охранных зонах

6.1 Все элементы пути метрополитена (бетонное основание или земляное полотно, верхнее строение) и искусственные сооружения во время нового строительства в охранной зоне должны соответствовать требованиям обеспечения безопасного и плавного движения поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.

6.2 Путь метрополитена в отношении радиусов кривых, сопряжения прямых и кривых, крутизны уклонов до начала нового строительства и после его завершения должен быть проверен на соответствие утвержденному плану и профилю линии в соответствии с СП 120.13330.

6.3 В тоннелях на всем протяжении должен быть обеспечен надежный водоотвод от элементов верхнего строения пути, тоннельных конструкций, устройств и оборудования.

На наземных участках земляного полотна, а также на парковых путях необходимо поддерживать водоотводные, противодеформационные и укрепительные устройства в состоянии, обеспечивающем устойчивое содержание земляного полотна во время нового строительства и после его завершения.

7 Обследование технического состояния сооружений метрополитена, расположенных в зоне влияния нового строительства

7.1 Обследование технического состояния сооружений метрополитена необходимо выполнять согласно требованиям:

- ГОСТ Р 57208 - тоннельных сооружений;

- ГОСТ 31937 - зданий и сооружений.

7.2 Периодичность осмотров обследований технического состояния сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.

Таблица 7.1

Категория технического состояния

Название категории технического состояния

Техническое состояние строительных конструкций зданий и сооружений, включая состояние грунтов основания

Периодичность осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга

I

Нормативное техническое состояние

Соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения

5 лет

II

Работоспособное техническое состояние

Обеспечивается необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений

3 года

III

Ограниченно-
работоспособное техническое состояние

Эксплуатация здания или сооружения возможны при контроле (мониторинге) технического состояния либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и мониторинге технического состояния (при необходимости)

1,5 года

IV

Аварийное состояние

Исчерпана несущая способность, имеется опасность обрушения и (или) образования кренов, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта

Требуются инженерные изыскания и проект на капитальный ремонт (КР)

7.3 Запрещается эксплуатация сооружений метрополитена, техническое состояние которых согласно ГОСТ 31937 соответствует категории технического состояния IV (аварийной).

7.4 К числу основных дефектов, которые могут ослабить прочность и надежность конструкций тоннельных сооружений, относятся:

- течи подземных вод и вызванные ими просадки;

- деформации и смещения тоннельной обделки;

- вынос грунта из-за обделки;

- трещины в строительных конструкциях;

- коррозионные повреждения.

7.5 Для определения степени коррозионного разрушения бетона несущих конструкций (степени карбонизации, состава новообразований, структурных нарушений бетона) необходимо применять физико-химические методы.

7.6 При оценке опасности коррозии железобетонных конструкций необходимо определять характеристики бетона: его плотность, пористость, число пустот и др.

7.7 При оценке технического состояния арматуры и закладных деталей, пораженных коррозией, необходимо установить вид коррозии и участки поражения. После определения вида коррозии необходимо установить источники воздействия и причины коррозии арматуры.

7.8 Состояние арматуры железобетонных элементов необходимо определять удалением защитного слоя бетона (если визуально нарушен защитный слой бетона), т.е. обнажением рабочей и монтажной арматуры. Контроль состояния арматуры необходимо проводить в местах наибольшего ее ослабления коррозией, которые выявляют визуально по отслоению защитного слоя бетона, образованию трещин и пятен ржавой окраски, расположенных вдоль стержней арматуры.

7.9 Степень коррозии арматуры необходимо оценивать по следующим признакам: характеру коррозии, цвету, плотности продуктов коррозии, площади пораженной поверхности, площади поперечного сечения арматуры, глубине коррозионных поражений.

7.10 Для определения прочности бетона, контролируемой по ГОСТ 18105, при обследовании конструкций необходимо применять методы неразрушающего контроля по ГОСТ 22690.

7.11 При обследовании колонн и ригелей железобетонных каркасов необходимо выявить обнаруженные деформации (отклонение от вертикали, прогибы, выгибы, смещение узлов), зафиксировать и измерить ширину раскрытия трещин.

7.12 Конструкцию элементов железобетонных каркасов необходимо определять контрольным зондированием. Расположение арматуры, ее диаметр и толщину защитного слоя бетона необходимо устанавливать электромагнитными методами, а прочность бетона определять методами неразрушающего контроля.

7.13 При контрольном зондировании участки необходимо назначать с таким условием, чтобы снижение прочности, трещиностойкости и жесткости было минимальным. Число контрольных точек для определения прочности следует принимать в зависимости от цели обследования. При контроле отдельных конструкций расположение, число контролируемых участков и число измерений на контролируемом участке должны соответствовать ГОСТ 18105, ГОСТ 28570.

7.14 Техническое состояние металлических конструкций следует определять на основе:

- отклонения фактических размеров поперечных сечений элементов от проектных;

- дефектов и механических повреждений;

- состояния сварных и болтовых соединений;

- степени и характера коррозии элементов и соединений;

- отклонения элементов от проектного положения;

- определения прогибов и деформаций, эллиптичности обделки;

- анализа наиболее разрушенного элемента в конструкции.

7.15 При оценке коррозионных повреждений необходимо определять вид коррозии и ее качественные и количественные характеристики.

7.16 Площадь коррозионных поражений с указанием зоны распространения выражают в процентах площади поверхности конструкции. Толщину элементов, поврежденных коррозией, следует измерять не менее чем в трех сечениях по длине элемента. В каждом сечении необходимо проводить не менее трех измерений.

7.17 При обследовании сварных швов необходимо выполнять:

- внешний осмотр для обнаружения трещин и других повреждений;

- определение размера катета шва.

7.18 Определение физико-механических и химических характеристик стали следует выполнять путем механических испытаний образцов, химическим и металлографическим анализом.

7.19 В процессе испытаний должны быть определены следующие параметры:

- предел текучести, временное сопротивление, относительное удлинение;

- ударная вязкость стали для конструкций, для которых по действующим нормам это необходимо.

7.20 При обследовании несущих конструкций и тоннельных обделок необходимо установить тип конструкции или элемента обделки (по виду материалов и особенностям конструкции), видимые дефекты и повреждения, состояние отдельных частей конструкции, подвергавшихся ремонту или усилению, действующие нагрузки.

7.21 По результатам обследования должны быть установлены: категория технического состояния и предельно допустимые деформации сооружений метрополитена.

7.22 Предельно допустимые деформации сооружений метрополитена при расположении действующих объектов метрополитена в зоне влияния нового строительства устанавливаются:

- для наземных зданий и сооружений, за исключением наземных участков линий, - по СП 22.13330;

- для подземных и тоннельных сооружений, наземных участков линий - по приложению А.

7.23 Оценку влияния нового строительства на эксплуатируемые сооружения метрополитена проводят согласно требованиям СП 120.13330.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

СП 474.1325800.2019 Метрополитены. Правила обследования и мониторинга строительных конструкций подземных сооружений

Название документа: СП 474.1325800.2019 Метрополитены. Правила обследования и мониторинга строительных конструкций подземных сооружений

Номер документа: 474.1325800.2019

Вид документа: СП (Свод правил)

Принявший орган: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный сайт Минстроя России www.minstroyrf.ru по состоянию на 27.03.2020
Дата принятия: 26 декабря 2019

Дата начала действия: 27 июня 2020