Статус документа
Статус документа


СП 120.13330.2012

СВОД ПРАВИЛ


МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Subways

Актуализированная редакция
СНиП 32-02-2003

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 120.13330.2022 с СП 120.13330.2012 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

     

ОКС 93.060

Дата введения 2013-01-01

    

ПРЕДИСЛОВИЕ


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ОАО "МЕТРОГИПРОТРАНС"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30 июня 2012 г. N 264 и введен в действие с 1 января 2013 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003 Метрополитены"


Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок  - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет


ВНЕСЕНЫ правки на основании Опечатки* (сайт ФАУ "ФЦС")

________________

* См. ярлык "Примечания".     


Правки внесены изготовителем базы данных


ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Минстроя России от 18.02.2014 N 57/пр с 01.06.2014; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 982/пр c 17.06.2017; Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России) от 14 октября 2019 г. N 619/пр c 15.04.2020; Изменение N 4, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 24 декабря 2019 г. N 863/пр c 25.06.2020


Изменения N 1, 2, 3, 4 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019; М.: Стандартинформ, 2020     

Введение


Актуализация СНиП 32-02-2003 в формате свода правил проведена с целью повышения уровня безопасности пассажиров метрополитена, повышения эксплуатационной надежности метрополитена, сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Учитывались также требования сводов правил системы противопожарной защиты.

Свод правил содержит требования по проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию новых и реконструируемых линий, объектов и устройств метрополитена.

Актуализация выполнена авторским коллективом ОАО "Метрогипротранс" при участии: ОАО "Ленметрогипротранс", ГУП "Московский метрополитен", Тоннельной Ассоциации России, ООО "Инжтоннельгеодезия", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (Филиал на метрополитене), НИЦ ТМ ОАО "ЦНИИС", ОАО "Московский метрострой", ОАО "Институт "Казгражданпроект", ЗАО "ИГИТ", ЗАО "НПЦ ИРЭБ", СПбФ ФБУ ВНИИПО МЧС России, ООО НПО "МОСТОВИК", ОАО "НИИАС".

Изменение N 2 внесено авторскими коллективами АО "Мосинжпроект", ОАО "Ленметрогипротранс" и ОАО "Метрогипротранс" при участии: ГУП "Московский метрополитен", ФГБУ ВНИИПО МЧС России, НИЦ ТМ АО "ЦНИИС", ООО МСП "Опора России", ЗАО "ГК Пенетрон-Россия", ЗАО "СиСофт Девелопмент", НК "Российское лифтовое объединение" под общей редакцией В.Е.Меркина, Д.С.Конюхова, И.Я.Дормана, Г.Р.Захарова, Д.А.Дощатова, Е.Г.Козина и Е.В.Щекудова.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

     1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проведению инженерных изысканий, проектированию, производству и приемке работ при строительстве сооружений и устройств метрополитена.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на новые и реконструируемые сооружения и устройства метрополитена.

     2 Нормативные ссылки


Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки, приведен в приложении А.

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (отменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


Термины, применяемые в настоящем своде правил, и их определения приведены в приложении Б.

     4 Общие положения

4.1 Метрополитены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации относятся к особо опасным и технически сложным объектам, при проектировании, строительстве и реконструкции которых следует предусматривать:

- технические решения, обеспечивающие безаварийный процесс строительства и эксплуатации сооружений метрополитена, а также прилегающих к ним подземных и наземных объектов;

- применение современных материалов, оборудования, изделий, соответствующих стандартам и другим нормативным документам Российской Федерации, а также применение материалов, оборудования и изделий, изготовленных по зарубежным нормам и стандартам, имеющих сертификаты соответствия и технические свидетельства Российской Федерации;

- индустриализацию строительства на базе современных средств комплексной механизации и автоматизации строительного производства, а также применение типовых конструкций и узлов, оборудования и аппаратуры, отвечающих мировым стандартам;

- технические средства, объемно-планировочные решения подземных сооружений и условия эксплуатации, обеспечивающие пожарную безопасность и безопасность движения поездов, безопасность пассажиров при нахождении во всех пассажирских помещениях станционных комплексов и в подвижном составе;

- технические решения, обеспечивающие выполнение требований санитарных норм и правил, правил охраны труда рабочих и служащих в периоды строительства и эксплуатации;

- максимальную механизацию и автоматизацию процессов эксплуатации, повышение комфорта проезда пассажиров, повышение производительности труда персонала, соблюдение принципов эргономики и технической эстетики;

- мероприятия по охране окружающей среды, памятников истории и культуры;

- мероприятия, обеспечивающие необходимый уровень доступности зданий и сооружений, связанных с перевозкой пассажиров всех категорий;

- мероприятия, исключающие оказание влияния вибраций от движения поездов на конструкции зданий и сооружений окружающей застройки.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

4.2 Сеть метрополитена следует проектировать на основе Комплексной схемы развития всех видов городского транспорта, утвержденной схемы развития метрополитена, отражающей направление, протяженность, места расположения станций, электродепо, административных зданий и производственных предприятий, соединения с путями общей сети железных дорог.

4.3 Линии метрополитена следует проектировать в основном подземными - открытого или закрытого способов работ. При пересечении водных преград, в незаселенных местах, вдоль линий железных дорог и т.п. возможно предусматривать наземные или надземные участки в галереях закрытого типа, а также открытые наземные и надземные участки линий.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.4 Прокладка участков линий мелкого заложения, сооружаемых открытым способом, на землях заповедников, заказников, ботанических садов, дендрологических парков, лесопарков и в охранных зонах памятников истории и культуры не допускается, за исключением размещения локальных, нелинейных объектов метрополитена.

4.5 Для обеспечения строительства участков линий метрополитена необходимо предусматривать технические зоны шириной не менее 40 м. Возведение зданий и сооружений в технической зоне до окончания строительства сооружений метрополитена допускается по согласованию с дирекцией строящегося метрополитена.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.6 Возведение зданий и сооружений, прокладку подземных коммуникаций и посадку зеленых насаждений в технической зоне, а также застройку территории шириной 30 м с обеих сторон от границ технической зоны следует предусматривать по согласованию с организацией, эксплуатирующей метрополитен.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

4.6а При пересечении в плане линий метрополитена подземными инженерными коммуникациями требования к их расположению и конструкции не предъявляются в следующих случаях:

- расстояние от верха (низа) конструкции метрополитена до низа (верха) коммуникации более 20 м;

- между сооружением метрополитена и коммуникацией залегают устойчивые грунты по ГОСТ 25100 (плотные глины, нетрещиноватые полускальные и скальные породы) мощностью не менее 6 м.

4.6б В случаях, отличных от условий по 4.6а, к расположению и конструкциям прокладываемых инженерных коммуникаций предъявляются следующие требования:

- трасса коммуникации на участке пересечения с сооружениями метрополитена должна быть прямолинейной в плане и профиле, с уходом за габариты конструкции не менее чем на 10 м, после чего допускаются криволинейные участки;

- пересечение коммуникациями над и под сооружениями метрополитена допускается только при условии применения защитных технических решений (футляры, железобетонные обоймы, коллекторы, трубы с массивным защитным покрытием и др.), исключающих нарушение гидроизоляции;

- защитные футляры должны выводиться за габариты сооружений метрополитена не менее чем на 10 м в каждую сторону;

- прокладка коммуникаций под наземными линиями метрополитена должна предусматриваться в футлярах, концы которых должны выводиться за пределы ограждения территории метрополитена не менее чем на 3 м;

- расстояние в свету между прокладываемой коммуникацией (с учетом защитного футляра, обоймы или технологического бурового канала) и конструкцией метрополитена должно соответствовать требованиям, регламентируемым соответствующим нормативным документом для данного вида коммуникации, проверяться геотехническим расчетом из условия предотвращения негативных воздействий при прокладке и во всех случаях составлять не менее 1,0 м.

Прокладка газопроводов под подземными сооружениями метрополитена не допускается.

4.6а, 4.6б (Введены дополнительно, Изм. N 4).

4.7 Пересечение линий метрополитена между собой и с линиями других видов транспорта следует предусматривать в разных уровнях.

Линию метрополитена необходимо соединять:

- с одной или двумя пересекающими ее линиями - однопутной соединительной веткой;

- с электродепо на этой линии - двухпутной соединительной веткой.

4.8 На каждой линии метрополитена следует предусматривать автономное движение поездов. В сложных транспортных узлах допускается предусматривать соединения между линиями и организацию маршрутного движения поездов.

4.9 Линии метрополитена следует проектировать двухпутными с правосторонним движением поездов.

4.10 Первая линия метрополитена должна иметь соединение с путями общей сети железных дорог. При увеличении сети метрополитена на каждые 50 км следует предусматривать, при необходимости, дополнительные соединения с путями общей сети железных дорог.

4.11 Станции следует предусматривать в центрах пассажирообразующих нагрузок территорий, вблизи железнодорожных, автобусных и речных вокзалов и других объектов массового посещения города с учетом комплексного использования подземного пространства.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.12 Трассу линии в плане и профиле следует назначать исходя из направлений максимальных перспективных пассажиропотоков на городских магистралях, размещения станций в пассажирообразующих узлах, минимальных затрат времени пассажиров на поездку, применения наиболее экономичного продольного профиля по расходу электроэнергии, а также с учетом инженерно-геологических, геоморфологических, гидрологических условий и коррозионной активности среды.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

4.13 На каждой линии необходимо предусматривать электродепо, тупики и пункт технического обслуживания подвижного состава.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs