Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 15 февраля 1984 года N 16

О порядке списания пришедших в негодность оборудования, инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств) в учреждениях, организациях и предприятиях системы Министерства просвещения СССР

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минпросвещения России от 6 мая 2020 года N 201
____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую к настоящему приказу Инструкцию о порядке списания пришедших в негодность оборудования, инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств) в учреждениях, организациях и предприятиях системы Министерства просвещения СССР.

2. Министерствам просвещения союзных республик довести Инструкцию до подведомственных учреждений и местных органов народного образования.

3. Считать утратившей силу Инструкцию Министерства просвещения СССР, утвержденную инструктивным письмом от 18 марта 1969 года N 38-М.

Заместитель министра
К.Г.Ножко



УТВЕРЖДЕНА
приказом
Министерства просвещения СССР
от 15 февраля 1984 года N 16



СОГЛАСОВАНО

Заместитель министра

финансов СССР

Л.Е.Бабашкин

15 февраля 1984 года N 41-05

Инструкция о порядке списания пришедших в негодность оборудования, инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств) в учреждениях, организациях и предприятиях системы Министерства просвещения СССР



1. Настоящая Инструкция составлена в соответствии с типовой Инструкцией о порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств), изданной Министерством финансов СССР и Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР 16 июня 1962 года N 161/31-и, с учетом внесенных в эту Инструкцию изменений письмами Министерства финансов СССР и Государственного планового комитета Совета Министров СССР от 31 июля 1968 года N 188/АБ-22-Д и от 6 мая 1983 года N 63.

2. Списанию с балансов учреждений, организаций и предприятий подлежит оборудование, инвентарь и другое имущество, числящееся в составе основных средств и полностью утратившее свое учебно-производственное значение вследствие износа, после отработки установленных сроков службы, ветхого и негодного состояния, а также уничтоженное вследствие стихийных бедствий или аварий.

________________

Согласно пункту 29 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденного приказом по Министерству финансов СССР от 27 декабря 1974 года N 305, аналогичный порядок действует в бюджетных учреждениях и для списания с баланса пришедших в ветхость и негодность малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Списанию с балансов учреждений, организаций и предприятий подлежат также здания и сооружения, снесенные в связи со строительством новых объектов, а также пришедшие в ветхое состояние, на основании заключений бюро технической инвентаризации или компетентных комиссий.

К ветхим относятся те основные средства, на которые вследствие их физического износа нецелесообразно затрачивать средства для восстановления или ремонта. К негодным относятся те основные средства, которые не могут быть восстановлены для дальнейшего использования по причине серьезных конструктивных поломок, разрушений стихийными бедствиями или невосполнимой утраты основных узлов, частей или деталей предмета.

При этом должностные лица, по вине которых основные средства приведены в негодное состояние, несут ответственность за причиненный ими материальный ущерб в установленном законом порядке.

3. Предметы, утратившие свое значение, но пригодные для использования в народном хозяйстве, должны быть в установленном порядке реализованы по пониженным ценам по соглашению сторон или переданы безвозмездно другим бюджетным учреждениям и организациям внутри системы Министерства просвещения СССР.

4. Для определения непригодности оборудования, инвентаря и другого имущества к дальнейшему использованию, а также для оформления необходимой документации на списание указанных объектов или предметов с балансов в учреждениях и организациях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии.

В бюджетных учреждениях и организациях постоянно действующие комиссии создаются в составе:

а) руководителя учреждения (организации) или его заместителя;

б) главного (старшего) бухгалтера, а в тех учреждениях и организациях, в которых по утвержденному штатному расписанию нет должности главного (старшего) бухгалтера, того лица, на которое возложено ведение учета; в учреждениях и организациях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, работника этой бухгалтерии по согласованию с главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;

в) представителя общественности;

г) материально ответственного лица.

Кроме постоянных членов комиссии при списании специального учебного оборудования и инвентаря к участию в работе комиссии в обязательном порядке привлекаются: в высших учебных заведениях - деканы факультетов и заведующие кафедрами; в школах и других учреждениях - учителя, преподаватели, воспитатели, методисты и другие работники, являющиеся специалистами по соответствующему оборудованию и инвентарю.

На предприятиях и в организациях, состоящих на хозяйственном расчете, постоянно действующие комиссии создаются в составе:

а) главного инженера;

б) главного механика;

в) главного энергетика;

г) главного технолога;

д) начальника ОТК;

е) главного (старшего) бухгалтера.

В строительных, снабженческих, торговых и других предприятиях и организациях в состав постоянно действующих комиссий включаются соответствующие должностные лица, компетентные в вопросах определения непригодности основных средств к дальнейшему использованию.

Кроме постоянных членов в состав комиссии приказом руководителя предприятия или организации должны включаться материально ответственные лица, представители цехов и отделов, а также специалисты по соответствующему оборудованию.

При осмотре пришедших в ветхое состояние зданий и сооружений приглашаются представители вышестоящей организации по подчиненности и исполкома местного Совета народных депутатов.

При установлении непригодности автомобилей, тракторов, бульдозеров, нагревательных котлов и других основных средств, контролируемых государственными инспекциями, для участия в работе комиссии приглашаются представители соответствующих инспекций. При неявке представителя инспекции акт на списание составляется без его участия, о чем делается отметка в акте с указанием даты и номера письма предприятия, учреждения, организации, которым был приглашен представитель инспекции для участия в работе.

При списании продуктивных животных и рабочего скота от падежа требуется обязательное заключение ветеринарного врача с указанием причин падежа. Если прирезанное животное может быть использовано на мясо, то в акте должно быть указано количество полученного мяса, а также кожи и отходов. Мясо, кожа и отходы должны быть оприходованы на склад, о чем кладовщик делает отметку в акте.

5. В обязанности постоянно действующих комиссий входит:

а) непосредственный осмотр объектов, предметов, подлежащих списанию, установление непригодности их к восстановлению и дальнейшему использованию;

б) установление причин, обусловивших необходимость списания объектов, предметов (износ, преждевременное выбытие вследствие нарушения нормальных условий эксплуатации или аварий и т.д.), а в необходимых случаях - виновных в этом лиц;

в) определение возможности использования отдельных узлов, деталей, частей, материалов списываемого объекта и оценка их, исходя из цен возможного использования; при этом комиссия устанавливает в списываемом оборудовании, инструменте, машинах наличие узлов и деталей, изготовленных из цветных и драгоценных металлов, и определяет порядок их утилизации;

г) составление акта о ликвидации основных средств по типовой форме N ОС-4, утвержденной Министерством финансов СССР (приложение 1), а на исключенную из библиотеки литературу - по форме согласно приложению 2.

6. В актах на списание указываются данные, характеризующие объекты (предметы): год изготовления или постройки объекта, дата поступления, время ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, стоимость, процент и сумма начисленного по бухгалтерскому учету износа.

В актах подробно излагаются причины выбытия объекта (предмета), состояние основных частей, деталей и обосновывается нецелесообразность или невозможность их восстановления. В конце акта указывается количество материалов, полученных от ликвидации, с подтверждением о сдаче их на склад для хозяйственных нужд предприятия, учреждения, организации или реализации их на сторону.

Акт на списание основных средств утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации, который должен рассмотреть установленные комиссией факты небрежного отношения со стороны отдельных работников к сохранности государственного имущества и наложить на них дисциплинарное взыскание, а в необходимых случаях обеспечить возмещение материального ущерба, принять необходимые меры к улучшению условий эксплуатации, обеспечению сохранности основных средств и упорядочению учета.

7. Акт составляется в двух экземплярах, из них один экземпляр после утверждения его руководителем передается в бухгалтерию учреждения (централизованную бухгалтерию), второй - материально ответственному лицу.

В тех случаях, когда требуется утверждение вышестоящей финансирующей организации, акт составляется в трех экземплярах, два из которых направляются в вышестоящую организацию, которая в свою очередь возвращает один экземпляр с разрешением на списание.

8. При списании с балансов предприятий, учреждений и организаций стоимости машин, оборудования и транспортных средств вследствие аварий к акту на списание прилагается копия акта об аварии с указанием причин, вызвавших аварию, и принятых мер в отношении виновных лиц.

9. Убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных фондов (средств) относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятий, производственных объединений и организаций, за исключением случаев, когда решениями Совета Министров СССР установлен иной порядок.

Убытки от ликвидации не полностью амортизированных жилых зданий и других основных фондов (средств), по которым амортизация на полное восстановление не начисляется, а также основных фондов (средств), ликвидируемых в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов, на результаты хозяйственной деятельности предприятий, производственных объединений и организаций не относятся. По не полностью амортизированным основным фондам (средствам), выбывшим вследствие стихийных бедствий, а также реализованным в установленном порядке как излишние и неиспользуемые, убытки не определяются. Остаточная стоимость таких основных фондов (средств) списывается с балансов на уменьшение уставного фонда.

10. Сроки представления учреждениями и организациями актов и других документов на списание оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, сроки и порядок проверки и рассмотрения указанных материалов вышестоящими организациями, а в необходимых случаях осмотр технического состояния списываемых объектов с выездом на места устанавливаются министерствами просвещения союзных республик, исполнительными комитетами Советов народных депутатов.

11. Списание морально устаревших, изношенных и непригодных для дальнейшего использования оборудования, транспортных средств, хозяйственного инвентаря и других основных средств, когда восстановление этого имущества невозможно или экономически нецелесообразно и оно не может быть реализовано, производится:

а) с балансов научно-исследовательских и педагогических институтов и других бюджетных учреждений, состоящих на союзном и республиканских бюджетах союзных республик, стоимостью до 1000 рублей за единицу - руководителем учреждения; стоимостью от 1000 до 2000 рублей за единицу - с разрешения президиума Академии педагогических наук СССР, соответствующих главных управлений (управлений), отделов министерств; стоимостью свыше 2000 рублей за единицу - с разрешения руководства министерства;

б) с балансов учреждений просвещения, состоящих на республиканских (автономных республик), краевых, областных, окружных, городских, районных, поселковых и сельских бюджетах, стоимостью до 500 рублей за единицу - руководителем учреждения, имеющим право распорядителя кредитов; стоимостью от 500 до 1000 рублей за единицу - с разрешения вышестоящей организации и стоимостью свыше 1000 рублей за единицу соответственно с разрешения Совета Министров автономной республики или исполкома местного Совета народных депутатов;

в) с балансов производственных объединений, а также предприятий, организаций, на которые распространяется Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года N 731, в порядке, установленном этим Положением;

г) с балансов управлений всесоюзных и республиканских промышленных объединений, а также с балансов входящих в их состав предприятий и организаций, на которые не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии - с разрешения управлений всесоюзных и республиканских промышленных объединений;

д) с балансов предприятий и организаций, на которые не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, стоимостью до 1000 рублей за единицу - руководителем предприятия или организации; стоимостью от 1000 до 1500 рублей за единицу - с разрешения вышестоящей организации; стоимостью свыше 1500 рублей за единицу - с разрешения министерства или соответствующего исполкома Совета народных депутатов в зависимости от подчиненности.

12. Разборка и демонтаж оборудования, а также ликвидация хозяйственного инвентаря и другого имущества до утверждения актов на списание не допускается.

После утверждения актов руководителем предприятия, учреждения, организации и получения разрешения вышестоящей организации (в предусмотренном п.11 случаях) производится ликвидация имущества, разрешенного к списанию, или разборка зданий и сооружений.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полученные от ликвидации хозяйственного инвентаря и другого имущества, приходуются по соответствующим счетам, на которых учитываются данные ценности, а непригодные детали и материалы приходуются как лом или утильсырье по цене возможной реализации или использования.

Все детали и узлы, изготовленные из цветных металлов, не использованные для ремонта других машин, инструментов, приборов и оборудования, подлежат обязательной сдаче организациям "Вторцветмета".

После окончательного износа приборов и изделий, находящихся в эксплуатации, предприятия, учреждения и организации обязаны изъять из этих приборов и изделий детали из драгоценных металлов и их сплавов, а также детали с покрытием из драгоценных металлов.

На изъятые (из списанных приборов и изделий) детали составляется отдельный акт, в котором указывается отдельно масса в лигатуре изъятых деталей из драгоценных металлов и их сплавов и отдельно масса деталей с покрытием драгоценными металлами, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. На основании этих актов драгоценные металлы списываются с карточек учета соответствующих приборов и изделий и одновременно приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в чистоте согласно паспортам (учетным документам).

Поступление отходов драгоценных металлов от демонтированных приборов или изделий и дальнейшее их движение отражается в отчете по форме N 2-ДМ и в приложении к нему "Расшифровка данных о сдаче драгоценных металлов в госфонд в виде лома и отходов".

Бухгалтерия предприятия, учреждения, организации обязана осуществлять контроль путем сопоставления количества драгоценных металлов в отходах по данным заготовителей отходов с количествами, значащимися в учете сдатчика отходов.

В бюджетных учреждениях суммы, вырученные от реализации оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, вносятся в доход соответствующего бюджета (кроме научно-исследовательских и педагогических институтов, где указанные суммы относятся на увеличение бюджетного финансирования), а стоимость материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств и оставленных для ремонта и других хозяйственных нужд этих учреждений, относится на увеличение бюджетного финансирования.

13. Для списания бьющейся посуды следует вести ежедневный учет боя посуды в журнале установленной формы (приложение 3). Записи в журнал производятся соответствующими должностными лицами. Зафиксированный фактический бой посуды уничтожается в момент записи в журнал. Постоянно действующая комиссия следит за правильным ведением указанного журнала и ежеквартально составляет акт на списание.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»