МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 декабря 2019 года N Р-140

Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"



Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 декабря 2019 г.):

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".

2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.

3. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
М.Н.Ракова



УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 17 декабря 2019 года N Р-140



Методические рекомендации по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"

1. Общие положения


Настоящие методические рекомендации по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" (далее соответственно - методические рекомендации, Центры, федеральный проект) разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование", в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Центров.

Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными требованиями. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими рекомендациями.

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - юридическое лицо, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности и результатов оценочных процедур, проводимых в рамках добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.

Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов (далее - ЦОК) - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238 "О независимой оценке квалификации" деятельность по проведению независимой оценки квалификации педагогических работников образовательных организаций (а также руководителей образовательных организаций - при необходимости).

Общее количество создаваемых Центров за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии, заключаемом в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642. При этом в одном субъекте Российской Федерации допускается создание одного ЦОК.

Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания и функционирования в субъектах Российской Федерации Центров осуществляет федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования", являющееся частью ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - Федеральный оператор).

2. Порядок создания Центров


Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:

регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание и функционирование Центров, включая финансовое обеспечение их деятельности, в том числе расчет и реализацию финансового обеспечения процедур оценки квалификации педагогических работников, услуг (работ) по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ и программ краткосрочных обучающих мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов, форумов, образовательных программ в сетевой форме и других), а также осуществление общей межведомственной координации при организации деятельности Центров на территории субъекта Российской Федерации;

комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию Центров (далее - комплекс мер) согласно приложению N 1* к настоящим методическим рекомендациям;

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

концепцию создания и функционирования Центров (далее - концепция).

Комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центров, включающий в том числе:

мероприятия, направленные на создание и открытие Центров;

мероприятия, направленные на обеспечение функционирования центров;

мероприятия по ежегодному непрерывному повышению профессионального мастерства сотрудников и руководителей Центров, подготовке и соответствующей сертификации экспертов Центров;

мероприятия по лицензированию Центров;

мероприятия, направленные на актуализацию (модернизацию) нормативных и иных актов, действующих на территории субъекта Российской Федерации, касающихся обеспечения условий для профессионального развития педагогических кадров, в том числе для повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, в субъекте Российской Федерации.

Концепция включает в себя информацию об:

организационно-правовых моделях создаваемых Центров;

предполагаемых местах расположения Центров (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения);

проектах зонирования помещений;

деловых партнерах Центра по основному и дополнительным направлениям деятельности;

показателях деятельности Центров в соответствии с Приложением N 2* к настоящим методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

При достижении минимальных показателей создания Центров, приведенных в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, Центры имеют возможность осуществлять дополнительный объем работ (услуг), в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственных средств и внебюджетных источников.

3. Организация деятельности Центров


Организация образовательной деятельности в ЦНППМ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе по дополнительным профессиональным программам, а также иным видам деятельности, направленным на развитие педагогических кадров.

Деятельность ЦНППМ осуществляется с учетом Методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего", утвержденных распоряжением Минпросвещения России от 30 апреля 2019 г. N МР-4/02.

Приоритетными направлениями деятельности ЦНППМ являются:

обеспечение доступных условий для профессионального развития и самореализации педагогических работников на территории субъекта Российской Федерации;

поиск, обобщение и внедрение лучших практик повышения квалификации педагогических работников;

разработка и создание организационных и методических условий для реализации индивидуального образовательного маршрута педагогических работников;

создание общественных пространств для обеспечения взаимодействия педагогических работников, в том числе по формату "центра коллективного пользования";

расширение использования сетевых форм реализации дополнительных профессиональных программ в части организации стажировок, научных, медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения стажировок и иных видов учебной деятельности;

разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования и краткосрочных мероприятий, в том числе с привлечением симуляционного оборудования;

обеспечение методического сопровождения педагогических работников, в том числе в процессе освоения ими индивидуального образовательного маршрута;

организация, руководство и сопровождение стажировок педагогических работников;

формирование и сопровождение деятельности экспериментальных и инновационных площадок для создания, деятельности и развития профессиональных педагогических сообществ;

внедрение моделей эффективного обмена опытом ("горизонтального обучения") педагогических работников;

обеспечение активного использования цифровых технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования, программ краткосрочных обучающих мероприятий и проектов, методическом сопровождении профессионального роста педагогических работников;

обеспечение взаимодействия с образовательными организациями, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях формирования краткосрочного и среднесрочного прогноза на содержание программ повышения квалификации педагогических работников и другие мероприятия по развитию педагогических кадров.

ЦНППМ планирует свою деятельность с учетом результатов диагностики профессиональных компетенций, анализа результатов оценочных процедур, проводимых в рамках добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, потребностей педагогических работников в повышении уровня профессионального мастерства и устранении профессиональных дефицитов, в том числе на основе реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. ЦОК осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", их деятельность направлена на обеспечение внедрения системы добровольной независимой оценки квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Порядок разработки оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации работников утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 601н "Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации".

Система добровольной независимой оценки квалификации включает в себя в том числе комплексный экзамен, позволяющий оценить степень соответствия педагогических работников и руководящих работников профессиональным стандартам.

В качестве дополнительных функций ЦОК по согласованию с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут проводить процедуры пробного добровольного тестирования педагогических работников перед прохождением ими аттестационных процедур на присвоение квалификационных категорий. Также функции центров могут дополняться по согласованию с Федеральным оператором.

На базе ЦОК педагогический работник может получить оценку текущего состояния своего профессионального уровня, может пройти диагностику для выявления вновь сформированных профессиональных компетенций.

Методическая поддержка деятельности Центров осуществляется Федеральным оператором, в том числе на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Требования к имущественному комплексу Центров


Имущественный комплекс ЦОК может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.

ЦОК должен располагаться на общей площади не менее 250 кв.м и включать следующие функциональные зоны:

лекторий (до 140 кв.м), количество мест для посетителей должно быть не менее 60;

помещение для персонала (не менее 50 кв.м);

зону сертификации (не менее 60 кв.м), количество рабочих мест для сотрудников должно быть не менее 1, мест для посетителей - не менее 20;

входная группа ("ресепшен").

Создание ЦНППМ осуществляется в двух вариантах: вариант "мини" и вариант "стандарт", с выделением следующих функциональных зон: медиатека, помещения для групповой работы, лекторий, административная зона, включающая рецепцию и помещение для персонала, проектная зона, учебные аудитории.

В рамках реализации проекта допускается создание не менее 1 ЦНППМ в модели "стандарт". Компоновка сети ЦНППМ в субъекте Российской Федерации осуществляется в зависимости от потребностей, контингента педагогических работников, распределения их численности по муниципальным образованиям и другим особенностям системы образования субъекта Российской Федерации.

ЦНППМ по модели "стандарт" должен располагаться на общей площади не менее 600 кв.м и включать следующие функциональные зоны:

медиатеку (не менее 80 кв.м), количество мест для посетителей должно быть не менее 15;

помещение для организации пространства для групповой работы (не менее 50 кв.м), количество мест для посетителей должно быть не менее 15;

2 лектория (не менее 80 кв.м), количество мест для посетителей должно быть не менее 100;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»