ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2020 года N 4


Об утверждении государственной программы Тульской области "Комплексное развитие сельских территорий Тульской области"

(с изменениями на 17 июля 2023 года)

(в ред. Постановлений правительства Тульской области от 23.07.2021 N 434, от 14.10.2021 N 685, от 30.12.2021 N 902, от 03.06.2022 N 367, от 28.12.2022 N 873, от 17.07.2023 N 413)




В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановлением правительства Тульской области от 27.12.2012 N 771 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тульской области", на основании статьи 46 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:


(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 28.12.2022 N 873)


1. Утвердить государственную программу Тульской области "Комплексное развитие сельских территорий Тульской области" (приложение N 1).


(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 28.12.2022 N 873)


2. Утвердить состав управляющего совета государственной программы Тульской области "Комплексное развитие сельских территорий Тульской области" по должностям (приложение N 2).


(п. 2 введен Постановлением Правительства Тульской области от 28.12.2022 N 873)


3. Постановление вступает в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.



Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
В.В.ШЕРИН



Приложение N 1
к Постановлению правительства
Тульской области
от 16.01.2020 N 4



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановлений Правительства Тульской области от 28.12.2022 N 873, от 17.07.2023 N 413)




Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы



1. Оценка текущего состояния уровня развития сельских территорий и качества жизни сельского населения Тульской области


Государственная программа Тульской области "Комплексное развитие сельских территорий Тульской области" (далее - Программа) определяет цели, задачи и основные направления развития сельских территорий Тульской области.


Сельские территории Тульской области являются ценным ресурсом для развития региона.


Численность сельского населения Тульской области на 1 января 2022 года составила 363,9 тыс. человек, что на 2,3 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2021 года (366,2 тыс. человек), и на 5,2 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (369,1 тыс. человек). При этом доля сельского населения в общей численности населения региона растет: на 1 января 2020 года - 25,2%, на 1 января 2021 года - 25,3%, на 1 января 2022 года - 25,4%.


На 1 января 2021 года численность сельского населения в возрасте моложе трудоспособного составила 54,6 тыс. человек, или 15%, в трудоспособном возрасте - 199,8 тыс. человек, или 54,5%, в возрасте старше трудоспособного - 111,8 тыс. человек, или 30,5%.


На 1 января 2021 года численность сельского населения в трудоспособном возрасте (199,8 тыс. человек) составляет 25,1% от всего трудоспособного населения региона. При этом средний возраст сельского населения в трудоспособном возрасте составил 39,03 года, что выше среднего возраста городского населения в трудоспособном возрасте (38,89 года). В целом средний возраст сельского населения составил 44 года, что на 0,42 года выше, чем средний возраст городского населения.


По данным Всероссийской переписи населения 2010 года насчитывалось 3436 населенных пунктов, при этом количество сельских населенных пунктов без населения составляло 487 единиц.


На начало 2022 года (как и на начало 2021 года) в состав Тульской области входило 19 муниципальных районов и 7 городских округов, 1 из которых, город Тула, является административным центром Тульской области.


В Тульской области 54 сельских поселения и 23 городских поселения объединены в границах 19 муниципальных районов. В среднем на 1 муниципальный район приходится порядка 2 - 3 сельских поселений.


На 1 января 2022 года численность 1 сельского поселения в среднем составляла 4654 человека, что на 50 человек меньше, чем на 1 января 2021 года (4704 человека). На 1 января 2022 года количество сельских поселений с численностью от 3000 до 4999 человек составило 17, с самой маленькой численностью от 1000 до 1999 человек - 6 сельских поселений, с самой большой от 10000 до 19999 человек - 3 сельских поселения.


На 1 января 2021 года 86,1% сельского населения проживало в сельских поселениях с численностью свыше 3 тыс. человек, на 1 января 2022 года - 83,8% сельского населения проживало в сельских поселениях с такой же численностью.


На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города.


Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения Тульской области.


По итогам 2021 года в соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области (далее - Туластат) показатели, характеризующие результаты реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р (далее - Стратегия), достигли в Тульской области следующих значений:


общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, в сельских населенных пунктах составила 35,6 м2, что выше установленного Стратегией на 7,1 м2 (28,5 м2);


удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства, составил 52,3%, что выше установленного Стратегией на 18,6% (33,7%);


миграционный прирост сельского населения составил +2046 человек;


соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств составило 80,25%, что выше установленного Стратегией на 7,7% (72,6%);


обеспеченность ветеринарных лечебниц, участков и пунктов, находящихся в ведении исполнительных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии, стационарными помещениями составила 100%, что выше установленного Стратегией на 19% (81%).


При этом следует принять меры, направленные на повышение следующих показателей:


удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог (показатель составил 49,2% при плановом показателе по стране 74,3%);


ожидаемая продолжительность жизни сельского населения (показатель составил 70,5 года при плановом значении по стране 73,1 года);


уровень занятости сельского населения (показатель составил 56,8% при плановом значении по стране 62,7%).


Одним из важнейших экономических показателей уровня жизни в сельских населенных пунктах является средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. За 2021 год в соответствии с данными Туластата ее размер составил 42698,0 рубля, что на 4,5% ниже, чем в целом по экономике (44725,5 рубля).


В развитии социальной инфраструктуры сельских территорий наблюдаются тенденции сокращения числа организаций социальной сферы, что напрямую влияет на качество жизни сельских жителей.


Основные итоги реализации Программы за 2021 год характеризуются следующими результатами:


доля сельского населения в общей численности населения региона составила 25,4%;


соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств составило 80,3%;


доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах составила 52,3%.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Приоритеты региональной политики в сфере развития сельских территорий определены в соответствии со следующими документами:


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р;


Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;


Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;


Перечнем инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р;


Указом Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 г. N 102 "Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года" (далее - Указ от 11 июля 2016 года N 102).


Одним из приоритетных направлений региональной политики в сфере развития сельских территорий является создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.


Указом от 11 июля 2016 года N 102 определен показатель по реализации 50 проектов в сфере улучшения инфраструктуры сельских территорий (строительство школ, детских садов, дорог, домов культуры, детских площадок).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»