ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2019 года N 396
г. Улан-Удэ


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 N 342 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие здравоохранения"



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Законом Республики Бурятия от 07.03.2018 N 2918-V "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", в целях приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:


1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 N 342 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 06.06.2014 N 263, от 23.06.2014 N 292, от 30.09.2014 N 479, от 24.12.2014 N 662, от 20.05.2015 N 244, от 30.07.2015 N 379, от 13.11.2015 N 575, от 25.12.2015 N 658, от 13.01.2016 N 3, от 17.05.2016 N 197, от 30.06.2016 N 291, от 08.07.2016 N 302, от 11.01.2017 N 5, от 12.05.2017 N 207, от 08.09.2017 N 458, от 29.01.2018 N 43, от 06.06.2018 N 309, от 09.07.2018 N 370, от 19.07.2018 N 387, от 29.08.2018 N 472, от 14.09.2018 N 506, от 23.11.2018 N 667, от 20.12.2018 N 729, от 08.02.2019 N 43), изложив Государственную программу Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
А.ЦЫДЕНОВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 22.07.2019 N 396



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 02.07.2013 N 342



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"


Государственная программа Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" (далее - Программа) разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640, и Перечнем государственных программ Республики Бурятия. Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения в Республике Бурятия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.



Паспорт Программы

Ответственный исполнитель Программы

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

Соисполнители Программы

Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия, Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия

Подпрограммы Программы

Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

подпрограмма 3 "Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения";

подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка";

подпрограмма 5 "Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение, в том числе детей";

подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";

подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";

подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении";

подпрограмма 10 "Территориальное планирование здравоохранения Республики Бурятия";

подпрограмма 11 "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов здравоохранения";

подпрограмма 12 "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений государственных медицинских организаций";

подпрограмма 13 "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи";

подпрограмма 14 "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение";

подпрограмма 15 "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, в Республике Бурятия";

подпрограмма 16 "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения";

подпрограмма 17 "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями на территории Республики Бурятия";

подпрограмма 18 "Борьба с онкологическими заболеваниями на территории Республики Бурятия";

подпрограмма 19 "Программа развития детского здравоохранения Республики Бурятия, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям";

подпрограмма 20 "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Республики Бурятия квалифицированными кадрами";

подпрограмма 21 "Развитие экспорта медицинских услуг"

Программно-целевые инструменты Программы

Отсутствуют

Цель Программы

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Задачи Программы

1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

2. Совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной и скорой, медицинской помощи.

3. Развитие государственно-частного партнерства для повышения качества оказания медицинских услуг.

4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

5. Совершенствование медицинской реабилитации и системы санаторно-курортного лечения для увеличения продолжительности активного периода жизни населения.

6. Развитие паллиативной медицинской помощи для улучшения качества жизни неизлечимых больных.

7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

8. Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи населению.

9. Развитие информатизации отрасли для обеспечения эффективности управления системой оказания медицинской помощи.

10. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.

11. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения.

12. Укрепление материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений государственных медицинских организаций.

13. Завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек. Оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу.

14. Укрепление периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.

15. Обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.

16. Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и внедрение цифровых технологий и платформенных решений.

17. Переоснащение/дооснащение медицинским оборудованием регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений в Республике Бурятия.

18. Организация центров амбулаторной онкологической помощи. Переоснащение медицинским оборудованием региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями.

19. Развитие перинатологии, неонатологии и педиатрии, в симуляционных центрах и развитие материально-технической базы медицинских организаций Республики Бурятия, оказывающих помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде и новорожденным.

20. Укомплектование должностей (врачебных и среднего медицинского персонала) в первичном звене здравоохранения с внедрением системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и аккредитация медицинских работников.

21. Совершенствование механизма экспорта медицинских услуг

Целевые индикаторы и показатели Программы

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

- смертность населения в трудоспособном возрасте;

- смертность от болезней системы кровообращения;

- смертность от новообразований (в том числе злокачественных);

- удовлетворенность населения качеством медицинской помощи

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в три этапа:

первый этап: 2013 - 2015 годы;

второй этап: 2016 - 2021 годы;

третий этап: 2022 - 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы, тыс. руб.

Всего: 211537284,5 тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета по предварительной оценке: 40222020,9 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.);

средства консолидированного бюджета Республики Бурятия по предварительной оценке: 39339667,3 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.);

средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 123869107,7 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.);

средства юридических лиц по предварительной оценке: 4221,0 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.);

средства из иных источников всего: 8102267,6 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи":

Всего: 23648505,8 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации":

Всего: 41271948,0 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 3 "Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения":

Всего: 664500,0 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка":

Всего: 5758407,8 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 5 "Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение, в том числе детей":

Всего: 2821970,2 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям":

Всего: 1445474,6 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения":

Всего: 3221566,4 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях":

Всего: 8249332,0 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении":

Всего: 1395364,8 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 10 "Территориальное планирование здравоохранения Республики Бурятия":

Всего: 94824860,0 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Подпрограмма 11 "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов здравоохранения":

Всего: 27756715,5 тыс. руб. (с 2013 по 2021 гг.).

Ресурсное обеспечение Программы отражено в приложении N 2: ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированного бюджета Республики Бурятия и юридических лиц на реализацию целей Программы - таблица N 1;

за счет средств республиканского и федерального бюджетов - таблица N 2

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72,3 года;

снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 518,4 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от болезней системы кровообращения до 587,9 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 189,5 случая на 100 тыс. населения;

повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи до 46,8%



Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Стратегической целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, направленное на увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских и информационных технологий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии. Создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам республики является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.


Основные задачи Программы включают мероприятия по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи, обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, повышению эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации, развитию и внедрению инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины, повышению эффективности службы родовспоможения и развитию медицинской реабилитации населения, обеспечению системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами, лекарственному обеспечению населения, развитию информатизации отрасли, территориального планирования, строительству значимых объектов здравоохранения, совершенствованию и обеспечению системности в организации охраны здоровья населения.


Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства республики.


Население, число родившихся превысило число умерших на 5829 человек и составило 16981 человек. Коэффициент рождаемости составил 17,3 новорожденного на 1000 жителей, на 2,4% выше в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. (16,9). Республиканский уровень рождаемости (17,3) выше уровня РФ (2015 г. - 13,3) на 30,1% и СФО (2015 г. - 14,4) на 20,1%. Коэффициент общей смертности на 1000 населения снизился на 10,3%, с 12,67 в 2011 г. до 11,36 на 1000 населения в 2015 г., ниже показателей СФО (2015 г. - 13,22) на 14% и РФ (2015 г. - 13,07) на 13,0%. Коэффициент естественного прироста на 1000 населения в 2015 г. составил +5,9 (2011 г. - +4,3), возрос на 37,2%, выше уровней РФ (2015 г. - 0,2) и СФО (2015 г. - 1,2). В динамике за 5 лет (2011 - 2015 гг.) средняя продолжительность жизни увеличилась на 2,4 года (2015 г. - 69,15 года), но все же остается ниже среднероссийского показателя на 2,4 года.


Анализ медико-демографической ситуации в Республике Бурятия свидетельствует о необходимости дальнейшего развития системы здравоохранения с акцентом на наиболее приоритетные направления. Обязательным условием для улучшения демографической ситуации является снижение смертности населения, обусловленной, главным образом, смертностью от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и внешних причин.


Уровень общей смертности в Республике Бурятия в 2015 году составил 11,36 на 1000 населения (Российской Федерации - 13,07 на 1000 населения). Особое значение имеет преждевременная смертность среди населения трудоспособного возраста, доля которой составляет 33,1% всех смертей (574,5 на 100 тыс. населения). Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения смертности от болезней системы кровообращения (в 2017 г. - 472,3, в 2018 г. - 433,3 на 100 тыс. населения), они остаются основной причиной в общей структуре смертности населения (41,6%). Внешние причины остаются сдерживающим фактором снижения смертности в республике, их удельный вес составляет 15,5%, новообразований - 15,1%. Неблагополучной остается ситуация по суицидам. Показатель смертности от суицидов составил 47,8 на 100 тыс. населения. Частота самоубийств превышает "критический" порог ВОЗ в 2,4 раза.


За последнее десятилетие заболеваемость населения Республики Бурятия постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения, проведением массовых диспансерных осмотров с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. Рост заболеваемости населения за последние 10 лет составил 12%. В структуре распространенности ведущее место занимают болезни органов дыхания, кровообращения, глаз, пищеварения, костно-мышечной системы и травмы. В Республике Бурятия за последние 3 года заболеваемость туберкулезом снизилась на 23,5% (88,5 на 100 тыс. населения), однако превышает среднефедеративный в 1,6 раза (РФ 2015 г. - 57,7 на 100 тыс. населения). Заболеваемость злокачественными новообразованиями по итогам 2015 года составила 312,8 на 100 тыс. населения (РФ 2015 г. - 388,9 на 100 тыс. населения). Распространенность наркологических расстройств составляет 1283,8 на 100 тыс. населения. В структуре наркологических расстройств на протяжении многих лет наибольшее число составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом. Структурные преобразования системы здравоохранения Республики Бурятия осуществляются на основе организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи.


Первый уровень - медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную, медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь (центральные районные больницы, городские больницы, районные больницы, участковые больницы и их структурные подразделения, городские поликлиники).


Второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные).


Третий уровень - республиканский, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.


Приоритетные направления Программы направлены на снижение младенческой, материнской смертности, смертности от "внешних" причин, хронических неинфекционных заболеваний и рост ожидаемой продолжительности жизни населения. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах обозначены следующие пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения: возрождение системы профилактики заболеваний, формирование культуры здорового образа жизни, создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, укрепление системы первичной медико-санитарной помощи, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.


В итоге реализации указанных государственных инициатив к 2013 году (к началу реализации Программы) достигнута положительная динамика медико-демографических показателей: при росте рождаемости на 2,5% произошло снижение общей смертности на 1,6%. Естественный прирост составил 5,0 на 1000 населения. Снижение общей смертности населения произошло за счет уменьшения числа потерь в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения на 13,6%, новообразований - на 13,1%. В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 - 2012 годов приняты принципиальные решения и нормативные документы федерального и регионального уровня, основными из которых, с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения, являются:


Таким образом, к настоящему времени удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения, основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 90-х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к российскому уровню.



Сопоставление существующего состояния здравоохранения республики с состоянием аналогичной сферы в Российской Федерации


К 2015 году рождаемость в Республике Бурятия составила 17,3 на 1000 населения, что выше показателя Российской Федерации (13,3 на 1000 населения), смертность населения - 11,36 на 1000 населения (РФ - 13,07 на 1000 населения). Ожидаемая продолжительность жизни в 2015 году составила 69,15 года.


В динамике за 5 лет (2011 - 2015 гг.) средняя продолжительность жизни увеличилась на 2,4 года (2015 г. - 69,15 года), но все же остается ниже среднероссийского показателя на 2,4 года.



Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы


Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:


- низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;


- высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);


- высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);


- недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативно-правовой базы для ограничения злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства не соответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности);


- несвоевременное обращение за медицинской помощью;


- низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;


- несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;


- недостаточное развитие замещающих стационар технологий;


- недостаточное внедрение порядков и стандартов медицинской помощи;


- несоблюдение этапности оказания медицинской помощи, обеспечивающей оптимальную маршрутизацию потока пациентов;


- низкая плотность населения.


Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.


Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью медицинской реабилитации и системы санаторно-курортного лечения. Низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формируют недостаточную динамику в состоянии здоровья населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»