МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 июля 2019 года N 229

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"



В соответствии с пунктом 6 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2012, N 31, ст.4318; 2018, N 32, ст.5135), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 24, ст.2601, N 52, ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11, ст.1029, N 17, ст.1883, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18, ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, 652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18, ст.2177, N 30, ст.4311, ст.4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, N 43, ст.5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17, ст.2571, N 20, ст.2925, N 38, ст.5300, N 47, ст.6605, N 49, ст.6976; 2016, N 1, ст.242, N 2, ст.325, N 7, ст.996, N 7, ст.997, N 16, ст.2229, N 28, ст.4741, N 37, ст.5497, N 40, ст.5752, N 42, ст.5929; 2017, N 10, ст.1485, N 37, ст.5539, N 42, ст.6166, N 43, ст.6327, N 52, ст.8161; 2018, N 24, ст.3533, N 52, ст.8275; 2019, N 1, ст.10, N 12, ст.1310),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов".

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.

И.о. Министра
В.А.Токарев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

27 февраля 2020 года,

регистрационный N 57626

Приложение
к приказу Минтранса России
от 12 июля 2019 года N 229

     

Федеральные авиационные правила "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов"



1. Федеральные авиационные правила "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов" (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2012, N 31, ст.4318; 2018, N 32, ст.5135), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 24, ст.2601, N 52, ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11, ст.1029, N 17, ст.1883, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18, ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, 652, N 11, ст.1222, N 12 ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18, ст.2177, N 30, ст.4311, ст.4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, N 43, ст.5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17, ст.2571, N 20, ст.2925, N 38, ст.5300, N 47, ст.6605, N 49, ст.6976; 2016, N 1, ст.242, N 2, ст.325, N 7, ст.996, N 7, ст.997, N 16, ст.2229, N 28, ст.4741, N 37, ст.5497, N 40, ст.5752, N 42, ст.5929; 2017, N 10, ст.1485, N 37, ст.5539, N 42, ст.6166, N 43, ст.6327, N 52, ст.8161; 2018, N 24, ст.3533, N 52, ст.8275; 2019, N 1, ст.10, N 12, ст.1310).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к тренажерным устройствам имитации полета, используемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - тренажер).

Сокращения, используемые в настоящих Правилах, определены в приложении N 3 к настоящим Правилам.

3. Тренажер должен обеспечивать уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна (далее - уровень имитации характеристик), приведенные в таблице 1 приложения N 1 к настоящим Правилам.

4. Тип тренажера определяется по уровню имитации характеристик:

1) Для тренажера самолета:

а) Моделирование самолета:

кабина летного экипажа - компоновка и конструкция;

модель полета (аэродинамика и двигатель);

управление самолетом при движении на земле;

системы самолета;

рычаги управления самолетом и усилия на них.

б) Моделирование эффектов:

акустические эффекты;

визуальные эффекты;

акселерационные эффекты.

в) Моделирование окружающей обстановки:

управление воздушным движением - УВД;

навигация;

метеоусловия;

аэропорты и прилегающая местность.

2) Для тренажера вертолета:

а) Моделирование вертолета:

кабина летного экипажа - компоновка и конструкция;

модель полета (аэродинамика и двигатель);

управление вертолетом при движении на земле;

системы вертолета;

рычаги управления и усилия на них.

б) Моделирование эффектов:

акустические эффекты;

визуальные эффекты;

вибрационные эффекты;

акселерационные эффекты.

в) Моделирование окружающей обстановки:

навигация;

метеоусловия;

посадочные площадки и прилегающая местность;

управление воздушным движением - УВД.

5. Типы тренажеров, а также виды подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, определяемые по уровню имитации характеристик, приведены в таблице 2 для тренажеров самолетов и в таблице 3 для тренажеров вертолетов приложения N 1 к настоящим Правилам.

6. Тренажер должен соответствовать одному из указанных в настоящих Правилах типов тренажеров.

7. Требования к тренажерам содержатся в приложении N 2 к настоящим Правилам:

минимальные требования к составу тренажеров и их характеристикам для каждого типа тренажера самолета и вертолета содержатся в таблицах А1 и А2 приложения N 2 к настоящим Правилам, соответственно;

требования к допустимым значениям (далее - допуски), имитируемых тренажерами характеристик, измеряемых техническими средствами, содержатся в таблицах В1 и В2 приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно;

требования к техническим средствам, в том числе к средствам измерения, и методам измерения значений, имитируемых тренажерами характеристик, содержатся в таблицах В1 и В2 приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно;

критерии летных оценок на соответствие типу тренажеров самолетов и вертолетов содержатся в таблицах С1 и С2 приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.

Приложение N 1
к Федеральным авиационным правилам
"Требования к тренажерным устройствам
имитации полета, применяемым в целях
подготовки и контроля профессиональных
навыков членов летных экипажей
гражданских воздушных судов",
утвержденным приказом Минтранса России
от 12 июля 2019 года N 229

     

     

          Таблица 1

     

Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна
(Уровни имитации характеристик)

Уровень

Моделирование воздушного судна

Моделирование эффектов

Моделирование окружающей обстановки

1

2

3

4

Уровни имитации характеристик самолета

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Базовый

Не относится к определенной модели, типу или модификации самолета

Моделирование эффектов, характерных для определенного класса самолетов

Для визуальных эффектов - воспроизведение визуальной обстановки с перспективой, достаточной для обеспечения перехода от пилотирования по приборам к визуальному полету при выполнении заходов на посадку с прямой по приборам

Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе пакета исходных данных, полученных в ходе изготовления и испытаний воздушного судна (далее - ПИД) в диапазоне частот не уже, чем от 200 до 5000 Гц и с уровнем звука А до 80 дБА

Моделирование характеристик окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение самолета

Типовой

Для модели самолета определенного класса (самолет с одним двигателем, сухопутный, гидросамолет с

Имитация акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе

Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное

одним двигателем, самолет многодвигательный, сухопутный, гидросамолет многодвигательный)

Может не соответствовать конкретному типу самолета данного класса

ПИД для данного класса самолетов, в диапазоне частот не уже, чем от 120 до 8000 Гц и с уровнем звука А до 85 дБА

Имитация акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для данного класса самолета

Визуальные условия реальной окружающей обстановки и перспективы

положение самолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий

Высокий

Для модели самолета конкретного типа

Имитация акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических данных в составе ПИД для соответствующего типа самолета, в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 10000 Гц и с уровнем звука А до 90 дБА

Имитация акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа ВС

Применимо только к визуальным эффектам. Имитируются визуальные условия реальной окружающей обстановки и бесконечная перспектива

Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте

Уровни имитации характеристик вертолета

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Базовый

Не относится к определенной модели, типу или модификации вертолета

Моделирование эффектов, характерных для вертолетов определенной группы

Для визуальных эффектов воспроизводится визуальная обстановка с перспективой, достаточной для обеспечения перехода от пилотирования по приборам к визуальному полету при выполнении заходов на посадку с прямой по приборам

Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета

Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы, в диапазоне частот не уже, чем от 160 до 5000 Гц и с уровнем звука А до 80 дБА

Моделирование акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД

Типовой

Для модели вертолета определенной группы (конструктивной схемы)

Может не соответствовать конкретному типу вертолета

Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 6000 Гц и с уровнем звука А до 87 дБА

Для акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы

Для визуальных эффектов воспроизводятся визуальные условия реальной окружающей обстановки и перспективы

Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий

Высокий

Имитируется конкретный тип вертолета

Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа вертолета в диапазоне частот не уже, чем от 40 до 8000 Гц и с уровнем звука А до 96 дБА

Моделирование акселерационных эффектов - производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа вертолета

Для визуальных эффектов моделируются визуальные условия реальной окружающей обстановки и бесконечная перспектива

Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте

     

     

          Таблица 2*

________________

* Высокий уровень имитации характеристик - S;

типовой уровень имитации характеристик - R;

базовый уровень имитации характеристик - G;

не требуется оценки уровня имитации характеристик - N.

Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров самолетов и виды подготовки по типам тренажеров самолетов (Уровни имитации характеристик)

Тип трена-
жера

Виды подготовки и контроля професси-
ональных навыков членов летных

Подго-
товка (Т) или проф-
под-
готовка (ТР)

Кабина летного экипажа - компо-
новка и конструк-
ция

Модель полета (аэроди-
намика и двигатель)

Управ-
ление само-
летом при движе-
нии по земле

Систе-
мы само-
лета

Рычаги управ-
ления само-
летом и усилия на них

Акусти-
ческие эффек-
ты

Визу-
альные эффек-
ты

Акселе-
рационные эффекты

Управ-
ление воздуш-
ным движе-
нием - УВД

Нави-
гация

Метео-
условия

Аэропорты и прилегающая местность

экипажей гражданских воздушных судов

УРОВНИ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕНАЖЕРА

Тип

MPL 4

T + TP

S

S

S

S

S

S

S

R

S

S

R

R

VII,

TR/ATPL

TP

Тип D

Re

T

RL/RO/IO/CQ

TP

Тип VI

MPL 3

T

R

R

R

R

R

S

S

R

S

S

R

R

Тип V

TR/ATPL/RL/

T

S

S

S

S

S

S

R

N

G

S

R

R

RO/IO

Тип IV

MPL 2

T

R

G

G

R

G

R

G

N

G

S

G

R

Тип III

CR

T

R

R

R

R

R

R

R

N

N

S

G

G

Тип II

IR

T

G

G

G

R

G

G

G

N

G

S

G

G

Тип 1

CPL

T

R

R

R

R

R

G

R

N

N

S

G

G(S)

MPL 1

T

R

R

R

R

R

G

G

N

N

S

G

G

PPL

T

R

R

R

R

R

G

R

N

N

S

G

R(S)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»