МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 августа 2019 года N 3061

Об утверждении методических рекомендаций по организации стрит-ритейла в городском пространстве



В целях создания условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности через развитие и стимулирование роста объектов стрит-ритейла

приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по организации стрит-ритейла в городском пространстве.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Евтухова B.Л.

Министр
Д.В.Мантуров



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от 20 августа 2019 года N 3061



Методические рекомендации по организации стрит-ритейла в городском пространстве

I. Общие положения

     

1. Методические рекомендации по организации стрит-ритейла в городском пространстве (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях создания условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности через развитие и стимулирование роста объектов стрит-ритейла.

2. Для целей настоящих Методических рекомендаций под стрит-ритейлом понимаются зоны концентрации торговли и потребительской активности, представляющие собой совокупность объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания (магазины, кафе, рестораны, парикмахерские и т.д.), преимущественно небольшого размера, размещаемых, как правило, на первых этажах зданий, расположенных вдоль пешеходных улиц или тротуаров на транспортно-пешеходных улицах, с витринами, вывесками и имеющих отдельный вход с улиц и тротуаров, образующих, как правило, непрерывный ряд витрин и объектов либо ряд витрин и объектов с небольшими промежутками (не отдельно стоящие объекты). Нестационарные, мобильные торговые объекты, ярмарки, объекты иных торговых форматов, расположенные в этих зонах, также являются объектами стрит-ритейла.

3. Формами групповой организации объектов стрит-ритейла в городском пространстве выступают торговые улицы (площади), торговые галереи и ряды.

4. Методические рекомендации не содержат обязательных требований, носят рекомендательный характер и могут учитываться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе могут быть включены в нормативные правовые и иные акты.

5. Представленные Методические рекомендации носят обобщенный характер и в каждом муниципальном образовании могут корректироваться с учетом местных особенностей и условий их дислокации, в том числе планировочной организации улиц.

6. При разработке Методических рекомендаций в качестве градостроительной единицы взято локализованное общественное пространство (участок торговой улицы) протяженностью 200-300 метров с 1-2 остановками общественного транспорта или в иных сложившихся функциональных границах, обеспечивающих возможности графического и аналитического представления основных характеристик соответствующей формы организации торговой улицы (площади), торговой галереи и ряда.

7. При разработке Методических рекомендаций рассматривалась следующая типология городских поселений и градостроительных условий размещения объектов в зоне стрит-ритейла (приложение N 1* к настоящим Методическим рекомендациям):

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

а) группы городов по численности населения (тыс.чел.);

б) укрупненное планировочное зонирование территорий города (центральная часть; срединная часть; периферийные районы и территории перспективного развития);

в) функциональное зонирование территорий (общественно-деловые, общественно-жилые, жилые, производственные, рекреационные и др.);

г) морфологические типы общественно-жилой застройки (периметральный, плотный, контрастный - историческая часть города, туристические центры; периметральный разреженный, среднеэтажный; разреженный контрастный, многоэтажный; разреженный малоэтажный (частный сектор в черте города).

8. Очевидная неэффективность использования площадок и нежилых помещений на городских улицах при их значительном ресурсе создает предпосылки для формирования качественно новой структуры стрит-ритейла, развития групповых форм его организации в виде торговых улиц (площадей) и торговых галерей и их размещения в городском пространстве, для чего потребуется:

а) инвентаризация территориальных ресурсов общественного пространства;

б) увеличение интенсивности использования (плотности застройки) участков за счет обоснования размещения новых объектов стрит-ритейла;

в) дифференциация форматов стрит-ритейла по типам локации (в отдельных стационарных и нестационарных торговых объектах, в помещениях 1-х этажей, в виде ярмарочной, мобильной торговли и др.);

г) поддержание разумных соотношений между различными видами и профилями стрит-ритейла с учетом территориальных условий его дислокации, плотности общественной застройки и потребительского спроса населения;

д) смягчение нормативных требований и планировочных ограничений при размещении объектов нестационарной торговли и общественного питания;

е) квотирование элементов рекреации (в % от суммарной торговой площади).

II. Рекомендации при проведении анализа потенциала пространственной организации стрит-ритейла

     

9. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в городском пространстве рекомендуется учитывать степень интенсивности пешеходного трафика и потребительской активности.

В функциональном отношении торговые улицы и иные формы групповой организации стрит-ритейла должны размещаться в зонах высокого пешеходного трафика и потребительской активности.

Основные градостроительные требования при этом связаны с обеспечением транспортной доступности торговой улицы (парковки, остановки общественного транспорта и др.) и организацией комфортного городского пространства (освещение, озеленение, места отдыха, мусорные боксы и др.).

10. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в малых туристических и курортных городах рекомендуется учитывать зоны высокого туристического трафика и наибольшей туристической привлекательности.

В малых туристических и курортных городах при решении вопросов развития стрит-ритейла, в том числе организации торговых улиц, следует учитывать преимущественную ориентацию торговли и общественного питания на гостей города (туристов и отдыхающих) с размещением соответствующих объектов в зонах дислокации памятников историко-культурного наследия (туристические города) и зонах высокого трафика отдыхающих (курортные города).

11. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в городском пространстве рекомендуется учитывать организацию транспортного обслуживания на торговых улицах. Организация транспортного обслуживания на торговых улицах планируется с учетом плотности улично-дорожной сети и развитости общественного транспорта.

На преимущественно пешеходных улицах (в центральной части города) применяется принцип разделения транзитного и обслуживающего автотранспорта с использованием местных проездов (для загрузки объектов торговли).

Транспортная доступность общественных территорий в срединной и периферийной частях города достигается за счет оптимизации поперечного профиля улиц для организации парковок и зон разгрузки товаров, создания комфортабельных пунктов остановки общественного транспорта, упорядочения приобъектных паркингов.

В городских поселениях с туристическими центрами требуется развитие транспортного каркаса вокруг объектов историко-культурного наследия с организацией крупных и/или небольших автостоянок.

12. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в городском пространстве в целях упорядочения и размещения новых объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания рекомендуется предусматривать в числе градостроительных требований:

а) зонирование общественного пространства по видам стрит-ритейла в пределах локализованного общественного пространства (в том числе микрозонирование на уровне арендаторов помещений в пределах торговой улицы);

б) внедрение смешанного типа объектов стрит-ритейла - отдельно стоящие (торговые галереи и ряды, павильоны, киоски, палатки на свободных участках, ярмарочные площадки и др.) и встроенные в первые и/или цокольные/стилобатные этажи (в соответствии с пожарными и санитарными нормами);

в) разделение пешеходного потока и зон рекреации;

г) соблюдение единого стилистического и архитектурного облика фасадов зданий, упорядочение рекламы и организация входных групп;

д) резервирование площадок для городских мероприятий.

13. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в городском пространстве рекомендуется учитывать формирование современной и комфортной городской среды. Формирование современной и комфортной городской среды предусматривает следующие архитектурно-планировочные требования:

а) регулирование внешнего облика застройки на торговых улицах (площадях) - обустройство фасадов (в том числе глухих торцов) и входных/витринных групп согласно единой стилистической стратегии;

б) регулирование наружной рекламы;

в) информационное обеспечение и навигация объектов стрит-ритейла в пределах пешеходной торговой улицы;

г) дополнительная подсветка объектов стрит-ритейла и рекреаций;

д) обеспечение беспрепятственности доступа инвалидов к объектам стрит-ритейла;

е) благоустройство и инженерное оборудование участков рекреации (открытых кафе, скверов, тематических площадок для мероприятий и др.);

ж) создание малых архитектурных форм - идентики места.

III. Рекомендуемые модели организации стрит-ритейла на общественных пространствах (торговых улицах)

     

14. Организация пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города (морфотип застройки: периметрально-компактный в исторической части города).

При организации пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, ярмарок, обустройство и приведение в порядок, в том числе реконструкция, фасадов и входных/витринных групп, подсветка зданий, обеспечение беспрепятственности доступа инвалидов к объектам стрит-ритейла, организация комплексного благоустройства территории и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города приведен в приложении N 2* к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

15. Организация транспортно-пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города (морфотип застройки: периметрально-компактный в исторической части города).

При организации транспортно-пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, ярмарок, обустройство и приведение в порядок, в том числе реконструкция, фасадов и входных/витринных групп, подсветка первых этажей зданий, обеспечение беспрепятственности доступа инвалидов к объектам стрит-ритейла, обеспечение транспортно-пешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортно-пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города приведен в приложении N 3* к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

16. Организация транспортно-пешеходной торговой улицы в срединной части города (морфотип застройки: разреженный среднеэтажный в срединной части города).

При организации транспортно-пешеходной торговой улицы в срединной части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, обустройство и приведение в порядок, в том числе реконструкция, фасадов и входных/витринных групп, подсветка первых этажей зданий, обеспечение беспрепятственности доступа инвалидов к объектам стрит-ритейла, обеспечение транспортно-пешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортно-пешеходной торговой улицы в срединной части города приведен в приложении N 4* к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

17. Организация транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в срединной части города (морфотип застройки: разреженный среднеэтажный в срединной части города).

При организации транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в срединной части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, ярмарок, обустройство и приведение в порядок входных/витринных групп, разнообразное уличное и архитектурное освещение, обеспечение транспортно-пешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории, в том числе зонирование территории по видам торговли и мест отдыха, и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в срединной части города приведен в приложении N 5* к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

18. Организация транспортно-пешеходной торговой улицы в периферийной части города (морфотип застройки: разреженный многоэтажный в периферийной части города).

При организации транспортно-пешеходной торговой улицы в периферийной части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, обустройство и приведение в порядок, в том числе реконструкция, фасадов и входных/витринных групп, обеспечение различных видов подсветки зданий и вечернего архитектурного освещения улицы, обеспечение транспортно-пешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортно-пешеходной торговой улицы в периферийной части города приведен в приложении N 6* к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

19. Организация транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в периферийной части города (морфотип застройки: разреженный многоэтажный в периферийной части города).

При организации транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в периферийной части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение нестационарных торговых галерей и рядов с инженерной подготовкой площадок под их установку, обеспечение различных видов уличного и архитектурного освещения площади и торговых объектов, обеспечение транспортно-пешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории, в том числе зонирование площади по видам торговли и мест отдыха (рекреации), и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в периферийной части города приведен в приложении N 7* к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»