Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 марта 2019 года N Р-22

Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2020 года на основании
распоряжения Минпросвещения России от 17 декабря 2019 года N Р-137
____________________________________________________________________



В соответствии с контрольной точкой 9.1.1. плана мероприятий по реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", утвержденного протоколом заседания проектного комитета национального проекта "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3:

1. Утвердить методические рекомендации по созданию и функционированию центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
М.Н.Ракова



Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 1 марта 2019 года N Р-22



Методические рекомендации по созданию и функционированию центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы



Настоящие методические рекомендации по созданию и функционированию центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций национальной технологической инициативы (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение мероприятия 9.1.1. Плана мероприятий Федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование".

С учетом необходимости формирования единых организационных и методических условий реализации мероприятий, настоящими Методическими рекомендациями определяется, что создание центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций национальной технологической инициативы, проводятся в форме создания центров "Дом научной коллаборации" в субъектах Российской Федерации" (далее - Дом научной коллаборации).

Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).

I. Общие положения

     

1.1. Определение

Дома научной коллаборации (сокращенное название - ДНК) создаются как структурное подразделение организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций национальной технологической инициативы.

Создание Дома научной коллаборации направлено на:

формирование нового типа мышления обучающихся, разделяющих ценность саморазвития на протяжении всей жизни и осознанного подхода к образованию, способных не только получать информацию и оперировать ей, но и знать способы её получения, верификации и использования в целях своего дальнейшего развития;

формирование новой роли профессорского-преподавательского состава как наставника-организатора детских проектных команд.

1.2. Цели и задачи Домов научной коллаборации

Привитие обучающимся ценности саморазвития на протяжении всей жизни за счет:

использования высококвалифицированного кадрового потенциала организации высшего профессионального образования для реализации дополнительных общеобразовательных программ;

использования имеющейся инфраструктуры и материально-технической базы организации высшего профессионального образования для реализации дополнительных общеобразовательных программ;

создания материально-технической базы для реализации предметной области "Технология";

реализации дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.

В соответствии с п.20 Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" в ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:

а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);

г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;

е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N Пр-656 в целях реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации особое внимание следует обратить на развитие передовых геномных исследований и генетических технологий в Российской Федерации.

Дом научной коллаборации призван решать следующие задачи:

- развитие современных компетенций у широких слоев населения, в первую очередь обучающихся и преподавателей образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования детей посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;

- разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) международных и российских компаний.

Дополнительные общеразвивающие программы, формирующие современные компетенции, первичные навыки проектного управления, командной работы, исследовательские и изобретательские навыки, знание современных основ современных технологий, в том числе программирования, использования больших данных, информационных ресурсов и других реализуются Домом научной коллаборации компетенций в формате следующих образовательных проектов:

"Детский Университет", реализующий дополнительные общеразвивающие программы для детей, обучающихся по программам основного общего образования (5-9 классы), и "Малая Академия" - реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей, обучающихся по программам среднего общего образования (10-11 классы) и среднего профессионального образования, потенциальных абитуриентов, по приоритетным направлениям.

"Урок технологии" - обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета "Технология" и реализация уроков в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, по заказу региональной системы образования на базе образовательных программ, представленных ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".

"Урок биологии" - обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета "Биология" и реализация уроков в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, по заказу региональной системы образования на базе образовательных программ, согласованных с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".

Дополнительные профессиональные программы составляют основу образовательного проекта Дома научной коллаборации "Педагог К-21". Данный проект решает задачу обновления содержания и технологий преподавания учебных предметов, ведения занятий в системе общего, дополнительного и среднего профессионального образования через повышение квалификации педагогических кадров. В ходе обучения педагоги должны освоить следующие современные универсальные компетенции:

Creativity / Креативность / Креативное мышление - это:

1) способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или способы выражения идей в прикладных разработках;

2) комплексная компетенция, проявляющаяся во всех сферах жизни человека; заключается в достижении успеха в сегодняшнем мире.

Critical thinking / Критическое мышление - это:

1) способность идентифицировать, анализировать и оценивать ситуации, идеи и информацию для формулирования ответов и решения проблем;

2) интеллектуально организованный процесс активной и умелой концептуализации, применения, анализа, обобщения и/или оценки информации, собранной или созданной посредством наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или коммуникации и используемой в качестве ориентира для формирования собственных суждений и действий;

3) способность критически оценивать аргументы, допущения, абстрактные понятия и данные (которые могут быть неполными), чтобы вынести суждение и сформулировать соответствующие вопросы для достижения решения или набора решений.

Product thinking / Продуктовое мышление - это способность мыслить такими категориями, как проблемы пользователя, работы, подлежащие выполнению, цели и доходы компании и другими категориями, предполагающими фокус цели разработчика на удовлетворении интересов заказчика/потребителя.

Командность включает в себя:

Communication / Коммуникативные навыки / Коммуникация - это:

1) способность слушать, понимать, передавать и контекстуализировать информацию через вербальные, невербальные, визуальные и письменные средства;

2) способность эффективно обмениваться информацией.

Collaboration / Кооперация - это:

1) способность эффективно работать с другими людьми для достижения общей цели, а также предотвращать и урегулировать конфликты;

2) способность кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей.

Emotional intelligence / Социально-эмоциональный интеллект / Эмоциональный интеллект - это:

1) способность идентифицировать и управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других. Включает в себя три умения: эмоциональное осознание; умение использовать эмоции и применять их к таким задачам, как мышление и решение проблем; способность управлять эмоциями, которая включает в себя регулирование ваших собственных эмоций и подбадривание или успокаивание других людей;

2) способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные в целях решения практических задач.

Self-regulation / Саморегулирование / Самоорганизация - это способность управлять своими эмоциями, мыслями и поведением, а также способность устанавливать и достигать цели.

Рекомендуемые дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, а также программы повышения квалификации утверждаются ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" ежегодно до 1 июня.

Модельная образовательная программа по геномной инженерии представлена в Приложении N 5* к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) по геномной инженерии представлена в Приложении N 6* к настоящим Методическим рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

II. Правовое и организационное обеспечение создания и функционирования Дома научной коллаборации

     

2.1. В целях реализации мероприятий органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается утверждение распорядительного акта органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования субъекта Российской Федерации, о создании Дома научной коллаборации, включающий в том числе:

- план первоочередных мероприятий (дорожную карту) по созданию и функционированию Дома научной коллаборации (Приложение N 1*);

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- примерный перечень оборудования, рекомендованный ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" (Приложение N 2*);

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- порядок формирования государственного (муниципального) задания или целевой субсидии (гранта в форме субсидии) и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания (субсидии);

- показатели и индикаторы деятельности Дома научной коллаборации (Приложение N 3*);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»