Статус документа
Статус документа




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

     

УТВЕРЖДЕНЫ
и введены в действие с 01.12.2007
приказом Ростехнадзора
от 08.11.2007 N 759

     

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические указания о порядке проверки деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ (далее - Методические указания), разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588); Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348); Методическими рекомендациями по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ (РД 15-632-04), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.2004, N 2.

2. Действие Методических указаний распространяется на опасные производственные объекты, на которых осуществляется транспортирование опасных веществ, с использованием технических устройств, сооружений и средств, перечисленных в перечне приложения N 1.

3. Требования Методических указаний являются обязательными для работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и проведение государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях (независимо от их организационно-правовой формы) требований промышленной безопасности при эксплуатации объектов транспортирования опасных веществ.

4. Целью проведения проверок деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ, является выполнение соблюдения этими организациями требований промышленной безопасности, определенных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативно-техническими документами, а также эффективность функционирования служб производственного контроля.

5. При проведении проверок деятельности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанные с транспортированием опасных веществ, проверяется:

соблюдение требований безопасности при транспортировании опасных веществ на объекте: наличие и выполнение требований нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, устанавливающих правила безопасности при транспортировании опасных веществ, планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС), обеспечение производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, обеспечение проведения подготовки и аттестации персонала, наличие и состояние эксплуатационной и товарно-сопроводительной документации;

техническое содержание сооружений и устройств: подъездных железнодорожных путей (в том числе, стрелочных переводов), переездов, технологических путей и проездов, искусственных сооружений, автомобильных дорог необщего пользования, обочин, откосов, разделительных полос, устройств для осмотра и ремонта транспортных средств, мест погрузки и выгрузки опасных веществ, мест подготовки транспортных средств для погрузки, сливоналивных эстакад;

техническое состояние транспортных средств, используемых при транспортировании опасных веществ: полувагонов, крытых вагонов, вагонов бункерного типа, вагонов-цистерн, контейнеров, контейнеров-цистерн, платформ, маневровых локомотивов, автомобильных цистерн, специально оборудованных грузовых автомобилей, автомобильных тягачей с прицепами и полуприцепами, измерительных приборов, сливоналивной, контрольной и запорной арматуры, а также применяемых тары, упаковки, знаков опасности и других манипуляционных знаков.

6. В практике проведения проверок поднадзорных организаций применяются следующие виды проверок: комплексные, целевые и оперативные.

Виды проверок и их периодичность должны планироваться на основе систематического анализа всей имеющейся информации о состоянии промышленной безопасности на объектах транспортирования опасных веществ с учетом наличия и эффективности системы управления промышленной безопасностью.

При проведении проверок любого вида в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, необходимо:

- проверить правильность идентификации опасного производственного объекта в целях регистрации его в государственном реестре опасных производственных объектов;

- убедиться в наличии Свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, страхового полиса и соответствующей лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта.

7. Комплексные проверки проводятся в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых осуществляется производство, переработка, хранение, транспортирование опасных веществ.

При этом проверяется:

выполнение положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

обеспечение специальных условий перевозки опасных грузов (вопросы, касающиеся классификации, маркировки, применяемой тары, в том числе крупногабаритной упаковки, условий перевозки, погрузки, выгрузки грузов, процедур отправления, применения соответствующего технологического, измерительного оборудования, транспортных средств, а также установленных требований безопасности при организации и осуществлении движения по путям (дорогам) необщего пользования);

выполнение программ, планов, мероприятий по обеспечению безопасности транспортирования опасных веществ.

В ходе проведения комплексной проверки качество организационной и координационной работы руководителей и специалистов организации оценивается по:

состоянию аварийности, травматизма и допущенных инцидентов;

фактическому состоянию зданий, сооружений и технических устройств;

наличию действующих свидетельств и протоколов об аттестации руководителей и специалистов;

наличию и выполнению приказов и распоряжений, изданных по результатам проверок, проводимых представителями Службы;

регулярности проведения совещаний, актуальности тем, поручений исполнителям, контролю поручений;

назначению ответственных за выполнение требований службы производственного контроля, наличию и состоянию внутрипроизводственных инструкций и стандартов организации;

взаимодействию служб производственного контроля с подразделениями организации в вопросах обеспечения безопасности при транспортировании опасных веществ, при работах с транспортными средствами и опасными грузами;

количеству предписаний, штрафов и иных мер административного воздействия;

наличию согласованных мероприятий по устранению нарушений нормативных требований.

8. Целевые проверки проводятся, как правило, в отдельных структурных подразделениях одной организации; одновременно в нескольких организациях, осуществляющих транспортирование (и/или погрузку, и/или выгрузку) опасных веществ отдельных классов; а также в организациях, осуществляющих подготовку и аттестацию специалистов по промышленной безопасности, экспертизу промышленной безопасности, проектирование, изготовление, монтаж, обслуживание и ремонт технических устройств, предназначенных для транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах.

В ходе проведения таких проверок проводится:

детальная проверка отдельных вопросов, непосредственно связанных с транспортированием опасных веществ (техническое состояние путей (дорог) необщего пользования, технических устройств, мест погрузки, выгрузки опасных веществ, организация и осуществление движения по путям (дорогам) необщего пользования);

проверка соблюдения специальных условий транспортирования опасных веществ отдельных классов опасности;

проверка соблюдения требований безопасности в организациях, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж, обслуживание и ремонт технических устройств, предназначенных для транспортирования опасных веществ;

проверка соблюдения установленных требований при подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций по промышленной безопасности при осуществлении транспортирования опасных веществ;

проверка соблюдения требований по оформлению, периодичности проведения и объемам проводимых работ при проведении экспертизы промышленной безопасности в области транспортирования опасных веществ;

контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Как правило, целевая проверка проводится для оценки состояния безопасности транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах, а также для выявления нарушений, которые потенциально могут привести к возникновению аварийных ситуаций и инцидентов с опасными веществами отдельных классов.

9. Оперативные проверки проводятся в поднадзорных организациях для принятия мер по ликвидации нарушений требований промышленной безопасности, а также для контроля выполнения ранее выданных предписаний.

10. Начальники структурных подразделений центрального аппарата Службы и руководители ее территориальных органов обязаны в соответствии с действующим руководящим документом, регламентирующим требования о контрольной и надзорной деятельности Службы, уведомлять руководителей поднадзорных организаций, о предстоящих в этих организациях комплексных, целевых и оперативных проверках с указанием сроков их проведения.

11. При проведении проверок деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ, работники структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы должны руководствоваться законодательными, иными нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, перечень которых приведен в приложении N 2.

II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ УЧАСТКИ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

12. При проверке деятельности организаций, эксплуатирующих участки транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах, необходимо проверить:

наличие и содержание организационно-распорядительных документов, регламентирующих вопросы осуществления транспортирования опасных веществ и применения технических устройств, в том числе транспортных средств;

наличие утвержденного Положения о производственном контроле, разработанного с учетом профиля производственного объекта, и согласованного в установленном порядке;

наличие нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих безопасность транспортирования опасных веществ на опасном производственном объекте;

укомплектованность штата работников, связанных с транспортированием опасных веществ, наличие их должностных инструкций, уровень квалификации и наличие соответствующей аттестации в области промышленной безопасности;

действующий в организации порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, в том числе при транспортировании опасных веществ и его исполнение;

наличие и выполнение планов мероприятий, согласованных в установленном порядке, направленных на повышение уровня безопасности при транспортировании опасных веществ на опасном производственном объекте;

организацию учета аварий и инцидентов, проведение анализа причин возникновения аварийных ситуаций, наличие мероприятий, направленных на устранение возникновения возможных аварийных ситуаций, их выполнение;

наличие согласованных в установленном порядке планов ликвидации аварийных ситуаций при транспортировании опасных веществ, разработанных мер по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

наличие собственных аварийно-спасательных формирований (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) или договоров на обслуживание профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

наличие оформленных в установленном порядке заключений экспертизы промышленной безопасности; актов и протоколов технического диагностирования, испытаний, освидетельствований сооружений и технических устройств, соблюдение периодичности их проведения;

выполнение предписаний, выданных ранее представителями Службы;

наличие действующего порядка информирования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, населения об аварии при транспортировании опасных веществ.

13. Для определения эффективности работы служб производственного контроля в организации необходимо проверить:

соблюдение установленного порядка передачи информации об организации производственного контроля в территориальные органы Службы;

наличие приказа, определяющего порядок организации и осуществления производственного контроля за обеспечением безопасности при транспортировании опасных веществ;

наличие приказа о назначении лиц, ответственных за организацию транспортирования и проведение профилактической работы по обеспечению безопасности при транспортировании опасных веществ;

наличие в годовых и квартальных планах работы службы производственного контроля проверок обеспечения безопасности при транспортировании опасных веществ, их выполнение;

порядок оценки количества и качества проверок в области транспортирования опасных веществ, проводимых работниками службы производственного контроля;

осуществление контроля за устранением выявленных ранее нарушений;

проведение анализа состояния промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ на опасном производственном объекте;

наличие разработанных работниками служб производственного контроля мероприятий по повышению уровня безопасности при транспортировании опасных веществ и эффективность контроля за их выполнением;

наличие графиков ремонта, технического диагностирования, испытаний, освидетельствований технических устройств, транспортных средств, технологического оборудования, а также зданий и сооружений, связанных с транспортированием опасных веществ, контроль за их выполнением;

количество внесенных руководителю организации предложений, касающихся вопросов: об устранении нарушений требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ; о приостановлении работ, осуществляемых с нарушениями требований промышленной безопасности и создающих угрозу жизни работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде; об отстранении от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременную подготовку (переподготовку) и аттестацию в области безопасности транспортирования опасных веществ;

о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, и фактическое состояние дел с их реализацией.

14. Для определения эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности службой производственного контроля целесообразно проводить выборочные проверки состояния промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ на опасном производственном объекте.

В ходе проведения выборочной проверки соответствия объектов транспортирования опасных веществ требованиям промышленной безопасности необходимо проверить:

полноту выявляемых при проведении плановых проверок руководителями и специалистами служб производственного контроля нарушений требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, и их фактическое устранение;

фактическое выполнение мероприятий, разработанных по результатам проведенных проверок состояния промышленной безопасности, а также мероприятий, разработанных по результатам расследования происшедших аварий, инцидентов, случаев производственного травматизма;

состояние аварийности и травматизма, наличие случаев сокрытия происшедших аварийных ситуаций, наличие актов расследования происшедших аварий, инцидентов и случаев производственного травматизма;

выполнение предписаний Службы, ее территориальных органов, а также других федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности.

15. В ходе проведения проверки выполнения предписаний, выданных ранее представителями Службы, необходимо установить:

наличие уведомлений об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, их фактическое устранение;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs