РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 марта 2018 года N 552-р
(с изменениями на 24 декабря 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года N 2871-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р.
____________________________________________________________________
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Нейронет"
(с изменениями на 24 декабря 2021 года)
План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Нейронет" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы "Нейронет" (далее - план мероприятий "Нейронет"), одобренного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
Реализация "дорожной карты" направлена на обеспечение приоритетных позиций российских компаний на формируемых глобальных рынках продукции и услуг в сфере средств человеко-машинных коммуникаций, предусмотренных планом мероприятий "Нейронет". Ключевыми сферами направления плана мероприятий "Нейронет" являются развитие и продвижение, в том числе на указанные формирующиеся глобальные рынки, продуктов, основанных на передовых разработках в нейротехнологиях и повышающих продуктивность человеко-машинных систем, производительность психических и мыслительных процессов, планируемых сегментов "Нейронет": "Нейромедтехника", "Нейрофарма", "Нейрообразование", "Нейрокоммуникации", "Нейроразвлечения и Нейроспорт", "Нейроассистенты и искусственный интеллект", а также смежных технологий - виртуальной и дополненной реальности, медицинской робототехники, сбора и обработки больших данных. Подробная информация, определения и квалификация сегментов "Нейронет" приведены в разделе 1.2 плана мероприятий "Нейронет".
Нормативно-правовые ограничения в рамках реализации плана мероприятий "Нейронет" состоят в отсутствии правового и технического регулирования, необходимого для правового обеспечения вывода на рынок новых продуктов и выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, для реализации новых бизнес-моделей, в отсутствии норм, обеспечивающих условия для разработки и продвижения передовых технологических решений, а также в существовании и применении нормативных правовых актов и документов по стандартизации, положения которых не отвечают современным научно-технологическим вызовам и приоритетам научно-технологического развития и сдерживают вывод на рынок новых продуктов и услуг по направлению Национальной технологической инициативы "Нейронет".
Ответственными за реализацию мероприятий "дорожной карты" являются указанные в разделе II "дорожной карты" федеральные органы исполнительной власти, автономная некоммерческая организация "Платформа Национальной технологической инициативы, рабочая группа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы "Нейронет" (далее - рабочая группа "Нейронет"), состав которой утвержден решением Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 19 июня 2017 г. N 3, и организация, осуществляющая функции инфраструктурного центра обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы "Нейронет" (далее - инфраструктурный центр "Нейронет").
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию)
Для получения рекомендаций (в совещательных целях) в отношении реализации мероприятий "дорожной карты" при необходимости и по усмотрению исполнителей и (или) соисполнителей, указанных в разделе II "дорожной карты", могут в установленном порядке привлекаться ные организации, в частности федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", федеральное государственное научно-исследовательское учреждение "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации", Фонд перспективных исследований и другие.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию)
При реализации мероприятия "дорожной карты", предполагающего принятие нормативно-правовых актов, по усмотрению его исполнителя, указанного в разделе II "дорожной карты", и с учетом установленного срока реализации мероприятия возможно предварительное обсуждение подготовленных предложений в виде доклада в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
Реализация мероприятий "дорожной карты" направлена на достижение следующих целей:
создание условий для вывода на рынок новых продуктов и услуг;
выход на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности;
применение новых бизнес-моделей, предусмотренных планом мероприятий "Нейронет".
Мероприятия структурируются в соответствии с сегментами "Нейронет" для достижения следующих целей:
снятие существующих барьеров для развития рынка "Нейронет";
создание возможности вывода (в том числе ускоренного) и обеспечение доступа продукции "Нейронет" на соответствующие рынки;
обеспечение стимулирующего системного регулирования для развития рынка "Нейронет".
Достижение указанных целей будет осуществляться путем решения следующих задач:
формирование в результате реализации плана мероприятий "Нейронет" необходимого нормативного правового регулирования, обеспечивающего минимальный необходимый объем норм для вывода на рынок новых продуктов и выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, реализации новых бизнес-моделей, а также условия для разработки и продвижения передовых технологических решений в соответствии с планом мероприятий "Нейронет", устраняющего правовую неопределенность при развитии новых рынков и сохранении рационального баланса, позволяющего избежать избыточное регулирование и введение ограничений для создания и развития рынков;
корректировка и (или) опережающее принятие новых технических требований (технических регламентов и стандартов), позволяющих, с одной стороны, обеспечить гарантии качества создаваемой продукции и безопасность общества при ее потреблении и, как следствие, стимулировать развитие рынка технологий (продуктов, услуг) и в перспективе обеспечить глобальный экспорт отечественной продукции и соответствующих технологий, с другой - своевременно устранять правовые ограничения, препятствующие применению новых технологий в сферах реализации плана мероприятий "Нейронет".
Реализация мероприятий "дорожной карты" позволит создать необходимое нормативное правовое и нормативное техническое обеспечение исполнения плана мероприятий "Нейронет" в установленные сроки.
Ожидаемым результатом реализации "дорожной карты" является создание необходимого нормативного правового регулирования для:
создания и внедрения новых технологий, продуктов (товаров, услуг) на рынке "Нейронет", предполагаемых к созданию в результате реализации плана мероприятий "Нейронет", для удовлетворения потребностей, в том числе потребностей лиц с ограниченными возможностями, в индивидуальных технических средствах реабилитации, ассистивных устройствах, системах контроля и поддержания состояния работоспособности водителей, медицинских и иных изделиях, внедрения новых стандартов и обеспечения персонализированной диагностики и лечения заболеваний нервной системы;
увеличения числа коммерчески привлекательных технологий для возможности создания и развития рынка "Нейронет" и иных рынков Национальной технологической инициативы путем построения эффективной системы управления интеллектуальной собственностью, в том числе полученной с использованием бюджетных средств;
поддержки экспорта российской продукции за счет охраны интеллектуальной собственности и совершенствования патентного регулирования как разработок "Нейронет", так и других направлений Национальной технологической инициативы.
Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться поэтапно с 2018 по 2035 годы.
Наименование мероприятия | Вид документа | Ожидаемый результат | Срок | Исполнитель (соисполнители) |
Этап I (2018-2020 годы) | ||||
Общие мероприятия с целью обеспечения стимулирующего системного регулирования для развития всех сегментов рынка "Нейронет" (вопросы охраны интеллектуальной собственности) | ||||
1. Утверждение новых актуальных правил подачи возражений и заявлений и их рассмотрения Роспатентом | приказ | создание необходимого полноценного правового регулирования по оспариванию патентов Российской Федерации и действия евразийских патентов на территории Российской Федерации (юридической инфраструктуры защиты прав в административном порядке), предусматривающего регламентированный порядок оспаривания выданных патентов с конкретизацией процедур и документированным результатом, устранение чрезмерных или неопределенных сроков рассмотрения и общей правовой неопределенности | август 2018 г. | Минобрнауки России, |
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
Мероприятия для сегмента "Нейрофарма" | ||||
2. Уточнение подходов к оценке патентоспособности изобретений в области фармацевтики при их государственной регистрации | приказ | решение вопросов патентования модификаций существующих лекарственных препаратов с учетом обеспечения баланса интересов участников фармацевтического рынка, в том числе разработчиков, производителей референтных и воспроизведенных лекарственных препаратов, а также интересов общества в обеспечении доступности необходимых лекарственных средств | декабрь 2018 г. | Минэкономразвития России, |
3. Разработка предложений для включения в клинические рекомендации (протоколы лечения, порядки, стандарты) по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с психическими и нейродегеративными заболеваниями, | приказ Минздрава России | разработка и реализация предложений по совершенствованию персонализированной диагностики и лечения заболеваний нервной системы с учетом современных мировых подходов, в том числе с помощью продукции и технологий, предполагаемых к созданию в рамках плана мероприятий "Нейронет", предусматривающих последовательное внедрение новых стандартов персонализированной диагностики и лечения заболеваний нервной системы | декабрь 2019 г. | Минздрав России, с участием автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы", |
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
Мероприятия для сегмента "Нейроассистенты и искусственный интеллект" | ||||
4. Пункт исключен - распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года N 2871-р. - См. предыдущую редакцию. | ||||
5. Пункт исключен - распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года N 2871-р. - См. предыдущую редакцию. | ||||
Мероприятия для сегмента "Нейромедтехника" | ||||
6. Создание законодательной возможности использования автоматических наружных дефибрилляторов неограниченным кругом лиц и принятие необходимых подзаконных актов для ее реализации | федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации | обеспечение возможности использования автоматических наружных дефибрилляторов неограниченным кругом лиц и принятие необходимых подзаконных актов для ее реализации, а также для последующего внедрения перспективных мобильных устройств общедоступной (публичной) дефибрилляции, | декабрь 2018 г. | Минпромторг России, |
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
7. Разрешение ввоза в Российскую Федерацию незарегистрированных медицинских изделий для проведения исследований (испытаний), в том числе в научных целях | федеральный закон "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" | обеспечение возможности ввоза в Российскую Федерацию незарегистрированных медицинских изделий для проведения исследований (испытаний), в том числе в научных целях, путем внедрения на уровне национального регулирования процедуры, аналогичной | декабрь 2018 г. | Минздрав России, |
существующей в настоящее время в рамках общего рынка Евразийского экономического союза на основании международного договора Российской Федерации - Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза | рабочей группы "Нейронет", | |||
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
8. Пункт исключен - распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию. | ||||
9. Внесение изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость | постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость | освобождение от налога на добавленную стоимость полуфабрикатов и материалов для изготовления нейрореабилитационных и протезно-ортопедических изделий | декабрь 2018 г. | Минфин России, Минэкономразвития России, |
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
10. Внесение изменений | федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" | внедрение механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации путем предоставления электронного сертификата на отдельные виды технических средств реабилитации, в том числе с использованием возможностей федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"; | апрель 2018 г. | Минтруд России, Минфин России, Минэкономразвития России, |
электронного сертификата, включая срок его действия, порядка определения предельного размера возмещаемых расходов при приобретении технических средств реабилитации и (или) услуг с оплатой электронным сертификатом и порядка информирования об указанном предельном размере; детализация и расширение классификации технических средств реабилитации (включая протезы верхних и нижних конечностей с учетом уровня активности инвалидов и медицинские товары сегмента | ||||
"Нейромедтехника"); определение требований к поставщикам технических средств реабилитации и (или) услуг, осуществляющим их продажу (предоставление) с оплатой электронным сертификатом, перечня документов, необходимых для получения указанными поставщиками средств, предусмотренных сертификатом, а также их объема, состава и сроков предоставления в уполномоченный орган. По итогам реализации настоящего мероприятия оценка необходимости внесения изменений в существующие закупочные процедуры в связи с внедрением механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации путем предоставления электронного сертификата, в том числе в части закупок индивидуальных технических средств реабилитации | ||||
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
Мониторинг реализации плана мероприятий | ||||
11. Мониторинг реализации мероприятий | распоряжение Правительства Российской Федерации | определение мероприятий II этапа (2021-2024 годы) | декабрь 2020 г. | Минобрнауки России, |
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
Этап II (2021-2024 годы) | ||||
12. Мониторинг реализации мероприятий II этапа плана мероприятий и подготовка изменений в план мероприятий в части мероприятий Ill этапа (2025-2035 годы) | распоряжение Правительства Российской Федерации | определение мероприятий III этапа (2025-2035 годы) | декабрь 2024 г. | Минобрнауки России, Минэкономразвития России, |
Росздравнадзор, | ||||
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
12_1. Подготовка и представление в Правительство Российской Федерации согласованных предложений по уточнению налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации на территории Российской Федерации и ввозу на территорию Российской Федерации медицинских изделий, расходных материалов и комплектующих для их производства в целях поддержки отечественных производителей с обоснованием необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | подготовлены предложения по вопросу необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации в целях обеспечения выравнивания условий для российских и иностранных производителей медицинских изделий, в том числе при использовании комплектующих и сырья, производимых в Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации | март 2022 г. | Минобрнауки России, |
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р) | ||||
Этап III (2025-2035 годы) | ||||
13. Мониторинг реализации плана мероприятий | доклад | определение эффективности реализации плана мероприятий, подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации | декабрь 2035 г. | Минобрнауки России, Минэкономразвития России, |
Банк России, с участием автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы", | ||||
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 3842-р. - См. предыдущую редакцию) |
Примечания: 1. Сроком реализации мероприятий, в отношении которых в графе "Вид документа" указан федеральный закон, считать срок внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации.
2. В процессе подготовки проектов нормативных правовых актов и документов по стандартизации наименования актов и документов могут быть уточнены.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"