Недействующий

     

     ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2018 года N 392

Об утверждении Правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев

(с изменениями на 1 октября 2018 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу со 2 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 22 декабря 2020 года N 2204

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2018 года N 1168 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.10.2018, N 0001201810040008).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 3 статьи 16_5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

     

          УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2018 года N 392

     

Правила оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии

(с изменениями на 1 октября 2018 года)


I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями (далее соответственно - оценка эффективности использования средств государственной поддержки, средства государственной поддержки), особенностей определения целевого характера их использования, а также критерии, применяемые при проведении оценки эффективности использования средств государственной поддержки.

2. Оценка эффективности использования средств государственной поддержки осуществляется федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему Правительством Российской Федерации полномочий и с учетом установленных настоящими Правилами требований (далее - орган, уполномоченный на проведение оценки).

Действие настоящих Правил не распространяется на полномочия государственных органов при осуществлении ими функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, определенные в иных нормативных правовых актах.

3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"институт инновационного развития" - созданная (в том числе путем реорганизации) и (или) осуществляющая деятельность на основании федерального закона, указа или распоряжения Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации, закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации коммерческая или некоммерческая организация (ее правопреемник), являющаяся получателем средств государственной поддержки в допускаемой законодательством Российской Федерации форме и самостоятельно осуществляющая инновационную деятельность и (или) являющаяся субъектом инновационной деятельности, которой Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации предоставляются средства на оказание поддержки юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;

"проектная компания" - являющаяся юридическим лицом российская или иностранная организация, а также не являющийся юридическим лицом инвестиционный фонд, в том числе паевой инвестиционный фонд, инвестиционное товарищество, иностранная структура без образования юридического лица, осуществляющие с финансовым и (или) организационным участием (финансовой поддержкой) института инновационного развития или его дочернего общества один или несколько инновационных проектов;

"партнер по инновационному проекту" - российская или иностранная коммерческая или некоммерческая организация или иностранная структура без образования юридического лица, в том числе управляющая организация, управляющий товарищ, управляющий партнер российского или иностранного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, инвестиционного товарищества или иностранной структуры без образования юридического лица, совместно с институтом инновационного развития или его дочерним обществом участвующая в создании и (или) в деятельности проектной компании либо в реализации одного или нескольких инновационных проектов без создания проектной компании;

"инвестиционный (коммерческий) инновационный проект" - определяемый в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" инновационный проект, финансирование которого на условиях возвратности инвестиций самостоятельно или в партнерстве с иным лицом (лицами) осуществляется институтом инновационного развития или его дочерним обществом либо проектной компанией, доля в уставном (складочном) капитале или в имуществе которой принадлежит институту инновационного развития или его дочернему обществу;

"неинвестиционный (некоммерческий) инновационный проект" - определяемый в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" инновационный проект, финансирование которого путем предоставления гранта (субсидии, пожертвования) самостоятельно или в партнерстве с иным лицом (лицами) осуществляется институтом инновационного развития или его дочерним обществом;

"инвестиционные финансовые вложения" - принадлежащие институту инновационного развития или его дочернему обществу права требования, приобретенные ими в связи с осуществляемой инновационной деятельностью, в частности, права, основанные на участии в уставных (складочных) капиталах, права требования по выданным займам, предоставленным гарантиям и поручительствам, права, удостоверенные эмиссионными и неэмиссионными ценными бумагами, права, предусмотренные договорами, в том числе являющимися производными финансовыми инструментами;

"неинвестиционные финансовые вложения (расходы)" совершенные институтом инновационного развития или его дочерним обществом на безвозвратной и (или) безвозмездной основе вложения или иное расходование денежных средств в целях финансового обеспечения или финансовой помощи инновационной деятельности юридических и физических лиц, в том числе проектных компаний, путем предоставления грантов (субсидий, пожертвований) или на иных условиях спонсорства;

"документы, определяющие стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки" - государственная программа (подпрограмма) Российской Федерации, устанавливающая в отношении института инновационного развития цели, целевые индикаторы и показатели, задачи предоставления государственной поддержки, правила предоставления соответствующих средств федерального бюджета, принятые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и устанавливающие цели и задачи предоставления государственной поддержки, договоры (соглашения) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также устав института инновационного развития, стратегия (политика) института инновационного развития, долгосрочная программа развития института инновационного развития, любые иные локальные нормативные акты, решения уполномоченных органов управления (высших органов управления, наблюдательных или попечительских органов, коллегиальных исполнительных органов, исполнительных органов управления и уполномоченных ими лиц) института инновационного развития, если такие документы содержат положения, указанные в пункте 13 настоящих Правил;

"стратегия (политика) института инновационного развития" -документ (совокупность документов), согласованный с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять такое согласование на основании федерального закона или акта Правительства Российской Федерации, в том числе определяющего этот федеральный орган исполнительной власти в качестве органа, уполномоченного от имени Российской Федерации осуществлять полномочия учредителя института инновационного развития, собственника его имущества или акций (долей, паев в уставном (складочном) капитале), и утвержденный уполномоченным органом управления (высшим органом управления, наблюдательным или попечительским органом) института инновационного развития, содержащий сведения о стратегических целях и задачах института инновационного развития, об обладающих свойством измеримости целевых и промежуточных индикаторах и показателях, последовательное достижение которых является приоритетной для института инновационного развития задачей, о темпах и динамике (сроках, периодах) достижения таких показателей, об иных плановых (прогнозных) результатах осуществляемой институтом инновационного развития деятельности, способствующей последовательному достижению указанных индикаторов и показателей. Стратегия (политика) института инновационного развития подлежит утверждению в случае отсутствия соответствующей государственной программы (подпрограммы) Российской Федерации, устанавливающей в отношении института инновационного развития цели, целевые индикаторы и показатели, задачи предоставления государственной поддержки, правил предоставления средств федерального бюджета, принятых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и устанавливающих цели и задачи предоставления государственной поддержки, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

"долгосрочная программа развития института инновационного развития" - утвержденный уполномоченным органом управления (высшим органом управления, наблюдательным или попечительским органом, коллегиальным исполнительным органом, исполнительным органом управления) института инновационного развития или уполномоченным им лицом и согласованный с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности, соответствующей предмету деятельности данного института инновационного развития, документ, содержащий перечень конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития института инновационного развития, определенных стратегией его развития, с указанием объема и источников их финансирования, а также показателей ожидаемых результатов деятельности института инновационного развития, его дочерних обществ, филиалов.

4. Оценка эффективности использования средств государственной поддержки осуществляется органом, уполномоченным на проведение оценки, с учетом содержания и результатов деятельности российских и иностранных дочерних обществ института инновационного развития (далее - дочерние общества).

5. При проведении оценки эффективности использования средств государственной поддержки участие института инновационного развития в инновационном проекте учитывается в любой не запрещенной нормативными правовыми актами форме, в том числе путем имущественного (финансового) участия в уставном (складочном) капитале проектной компании, участия в управлении, участия путем осуществления прав и обязанностей управляющего товарища (управляющего партнера), а также в форме неинвестиционных финансовых вложений.

II. Основные принципы оценки эффективности использования средств государственной поддержки

6. Основными принципами оценки эффективности использования средств государственной поддержки являются:

а) учет безусловного приоритета последовательного достижения целевых и промежуточных индикаторов и показателей, характеризующих степень эффективности выполнения установленных документами, определяющими стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки, участия в развитии инновационной экономики Российской Федерации в целом и отдельных ее отраслей, научно-технической или социальной сферы;

б) учет степени соответствия фактически достигнутых и запланированных (прогнозных) результатов использования средств государственной поддержки целям их предоставления;

в) сравнительный характер оценки эффективности использования средств государственной поддержки, выражающийся в сопоставлении фактического и (или) прогнозного результата выполнения индикаторов и показателей с их установленными целевыми и промежуточными значениями, с учетом суммы использованных на их достижение бюджетных средств;

г) учет динамики увеличения объема выручки от реализации, созданной за счет средств государственной поддержки инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в расчете на вложенный в их создание капитал (в части средств государственной поддержки), а также количества результатов интеллектуальной деятельности, созданных и (или) приобретенных институтом инновационного развития, его дочерним обществом или проектной компанией за счет указанных средств.

7. Основными принципами оценки эффективности использования средств государственной поддержки также являются:

а) принцип интегральности, который означает, что указанная оценка осуществляется на основе анализа органом, уполномоченным на проведение оценки, эффективности всей совокупности (портфеля) инновационных проектов, осуществляемых в любой не противоречащей нормативным правовым актам форме, а также всех результатов иной инновационной деятельности, осуществляемой институтом инновационного развития, в том числе деятельности по формированию (расширению, развитию, совершенствованию) инновационной инфраструктуры;

б) принцип ретроспективности, который означает, что оценке подлежат достигнутые целевые и промежуточные, а также прогнозные (плановые) результаты инновационной деятельности с момента первоначального получения институтом инновационного развития средств государственной поддержки, в том числе если ранее в отношении института инновационного развития этим или иным органом, уполномоченным на проведение оценки, уже проводилась оценка эффективности использования им средств государственной поддержки;

в) принцип учета особо высокой степени рискованности инновационной деятельности.

8. Оценка эффективности использования средств государственной поддержки и проверка целевого характера их использования осуществляются отдельно в рамках одного проводимого органом, уполномоченным на проведение оценки, контрольного мероприятия с формированием выводов по результатам оценки (проверки) отдельно по каждому из указанных предметов контрольного мероприятия.

9. В случае если в период проведения оценки эффективности использования средств государственной поддержки органу, уполномоченному на проведение оценки, институтом инновационного развития представлено заключение (заключения) по результатам проведенной (по решению уполномоченного органа управления института инновационного развития или иного получателя средств государственной поддержки) независимой квалифицированной экспертизы (экспертиз) соответствия деятельности института инновационного развития положениям настоящих Правил, выводы такой экспертизы учитываются органом, уполномоченным на проведение оценки, при подготовке им документа (отчета, акта, заключения) по результатам контрольного мероприятия, связанного с оценкой эффективности использования средств государственной поддержки.

10. Учет органом, уполномоченным на проведение оценки, представленных ему выводов экспертизы осуществляется путем:

а) включения в документ, подготовленный по результатам контрольного мероприятия, указания на заключение (заключения) экспертизы;

б) анализа и оценки в документе, подготовленном по результатам контрольного мероприятия, обоснованности и достоверности выводов экспертизы.

11. Оценка эффективности использования средств государственной поддержки осуществляется с периодичностью, устанавливаемой органом, уполномоченным на проведение оценки, в программах (планах) контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, утверждаемых в установленном порядке, а в отсутствие таких утвержденных программ (планов) - ежегодно.

Формы отчетности о результатах проведенных контрольных мероприятий, а также случаи и порядок информирования органом, уполномоченным на проведение оценки, органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и учреждений о результатах проведенных мероприятий устанавливаются органом, уполномоченным на проведение оценки.

III. Правила оценки эффективности использования средств государственной поддержки, проводимой в отношении институтов инновационного развития

12. Оценка эффективности использования средств государственной поддержки, проводимая в отношении институтов инновационного развития, включает в себя:

а) проверку выполнения порядка предоставления средств государственной поддержки;

б) проверку соответствия порядка предоставления средств государственной поддержки требованиям статьи 16_5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике";

в) оценку степени достижения институтом инновационного развития целей и задач предоставления государственной поддержки.

13. Орган, уполномоченный на проведение оценки, проверяет наличие и соблюдение институтом инновационного развития требований следующих утвержденных уполномоченными органами управления (высшими органами управления, наблюдательными или попечительскими органами, коллективными исполнительными органами, исполнительными органами управления или уполномоченными ими лицами) (далее - уполномоченные органы управления) института инновационного развития документов:

а) определяющих стратегию, цели и задачи предоставления средств государственной поддержки;

б) определяющих порядок предоставления институтом инновационного развития средств государственной поддержки лицам, осуществляющим указанную деятельность, в том числе определяющих порядок и условия рассмотрения и отбора заявок на получение средств государственной поддержки, включая порядок проведения экспертизы заявок, порядок проведения мониторинга инновационных проектов, осуществляемых с участием института инновационного развития;

в) обеспечивающих функционирование системы управления рисками при реализации (участии в реализации) институтом инновационного развития инновационных проектов.

14. Орган, уполномоченный на проведение оценки, анализирует содержание документов, указанных в пункте 13 настоящих Правил, и устанавливает:

а) их соответствие основным направлениям государственной поддержки инновационной деятельности, предусмотренным Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственными программами Российской Федерации, а также иными документами стратегического планирования, относящимися к сфере инновационной деятельности института инновационного развития;

б) количественную измеримость поставленных для института инновационного развития целей и задач его деятельности;

в) возможность оценки эффективности использования средств государственной поддержки исходя из сроков достижения институтом инновационного развития экономических, социально-экономических и (или) научно-технических результатов, экономичности или результативности использования средств государственной поддержки в отношении достигнутых экономических, социально-экономических и (или) научно-технических результатов, соответствующих целевым и (или) промежуточным индикаторам и показателям;

г) наличие и фактическое осуществление процедур коллегиального принятия решений о предоставлении средств государственной поддержки, в том числе об отборе заявок на предоставление указанных средств;

д) иные предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами положения, обязательные для включения в проверяемые органом, уполномоченным на проведение оценки, документы института инновационного развития.

15. При проведении оценки эффективности использования средств государственной поддержки в отношении института инновационного развития орган, уполномоченный на проведение оценки, учитывает безусловную приоритетность соответствия деятельности института инновационного развития по предоставлению средств государственной поддержки целям и задачам, установленным Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственными программами Российской Федерации, а также иными документами стратегического планирования, относящимися к сферам инновационной деятельности института инновационного развития.

16. Каждый показатель, относящийся к результатам инновационной деятельности института инновационного развития, должен обладать свойством измеримости в абсолютных или относительных величинах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»