СОГЛАШЕНИЕ
о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе
Ратифицировано
Федеральным законом
от 03.08 2018 N 281-ФЗ
Государства - члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами - членами, руководствуясь Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, стремясь к проведению согласованной, скоординированной политики в сфере маркировки товаров средствами идентификации, желая обеспечить законный оборот товаров в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз), защиту прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение, согласились о нижеследующем:
Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее:
"единый реестр средств идентификации" - общий информационный ресурс, включающий в себя описание средств идентификации, используемых для маркировки товаров в Союзе, сведения об их характеристиках, составе и структуре информации, содержащейся в средствах идентификации;
"компетентные (уполномоченные) органы государства-члена" - органы исполнительной власти государства-члена, уполномоченные в соответствии с законодательством этого государства обеспечивать контроль за оборотом товаров, и (или) межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти государства-члена по контролю за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о введении их маркировки средствами идентификации, и (или) функционирование национального компонента информационной системы маркировки товаров, и (или) координацию деятельности по обеспечению его функционирования;
"контрольный (идентификационный) знак" - бланк строгой отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров;
"маркированные товары" - товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в национальном компоненте информационной системы маркировки товаров;
"материальный носитель" - контрольный (идентификационный) знак или объект из любых материалов, который содержит или не содержит элементы (средства) защиты от подделки и предназначен для нанесения, хранения и передачи средства идентификации;
"оборот товаров" - ввоз на таможенную территорию Союза, хранение, транспортировка, получение и передача товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территориях государств-членов;
"оптовая торговля" - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для их использования в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
"остатки товаров, подлежащих маркировке" - товары, в отношении которых принято решение о введении маркировки и которые на дату введения маркировки находятся во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении у юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - индивидуальные предприниматели), осуществляющих производство и (или) оборот таких товаров;
"розничная торговля" - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для их использования в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"средство идентификации" - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода, или записанная на радиочастотную метку, или представленная с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации;
"трансграничная торговля" - оптовая торговля, осуществляемая в рамках взаимной торговли товарами с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
"эмитенты" - органы исполнительной власти государств-членов и (или) организации, осуществляющие изготовление, и (или) генерацию, и (или) реализацию (продажу) средств идентификации и (или) материальных носителей, содержащих средства идентификации.
Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза.
1. Настоящее Соглашение определяет порядок маркировки товаров унифицированными в рамках Союза средствами идентификации (далее - маркировка товаров).
2. Действие настоящего Соглашения распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов.
1. В рамках Союза по решению Совета Евразийской экономической комиссии (далее - Совет Комиссии) может быть введена маркировка товаров.
2. Совет Комиссии принимает решение о введении маркировки товаров на основании представленных в Евразийскую экономическую комиссию (далее - Комиссия) государствами-членами предложений (с обоснованием), анализа целесообразности введения маркировки товаров (включая сведения о результатах, ожидаемых государством-членом от введения маркировки, указание основных потребителей или групп потребителей таких товаров), информации о влиянии введения маркировки на условия ведения бизнеса (включая имеющиеся сведения о возможных затратах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соотношение цены товара и стоимости средства идентификации), наличии технологической возможности маркировки таких товаров, а также информации о действующих в отношении таких товаров иных систем контроля за оборотом товаров.
3. Товары маркируются путем нанесения на них и (или) на их упаковку средств идентификации или материальных носителей, содержащих средства идентификации.
4. Маркировка товаров путем нанесения средств идентификации на товары, их упаковку или на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки, допускается только при создании условий, исключающих возможность нахождения в законном обороте товаров, маркированных нелегальными средствами идентификации.
5. Информация о средствах идентификации вносится в единый реестр средств идентификации, формирование и ведение которого осуществляется Комиссией в электронном виде. Порядок формирования и ведения единого реестра средств идентификации определяется решением Комиссии.
С даты введения маркировки товаров:
запрещаются хранение, транспортировка, приобретение и реализация (продажа) на территориях государств-членов немаркированных товаров, подлежащих маркировке, за исключением приобретения и реализации (продажи) в целях вывоза за пределы таможенной территории Союза таких товаров, находящихся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, в случаях, определенных законодательством государств-членов, транспортировки немаркированных товаров, подлежащих маркировке, в складские помещения, определенные в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 6 настоящего Соглашения, хранения указанных товаров в таких помещениях, а также за исключением товаров, указанных в статье 8 настоящего Соглашения. Допускаются хранение, транспортировка, приобретение и реализация (продажа) немаркированных остатков товаров в случаях, если маркировка остатков товаров не предусмотрена;
маркировка товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, осуществляется до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов, - до помещения таких товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением товаров, указанных в статье 8 настоящего Соглашения. Маркировка товаров может осуществляться после помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта в складских помещениях, определенных в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 6 настоящего Соглашения, если возможность такой маркировки предусмотрена законодательством государства-члена;
допускается маркировка товаров за пределами таможенной территории Союза;
маркировка товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство товаров, подлежащих маркировке, осуществляется до начала транспортировки и (или) предложения таких товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте реализации (продажи), за исключением товаров, указанных в статье 8 настоящего Соглашения. Маркировка осуществляется в местах их производства, упаковки (переупаковки) и хранения.
1. При принятии решения о введении маркировки товаров Совет Комиссии утверждает перечень таких товаров с указанием их кодов в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и одновременно определяет:
а) средства идентификации, их характеристики, порядок их генерации, а также состав и структуру информации, которая должна содержаться в средствах идентификации на основе сведений (при их наличии), содержащихся в едином реестре средств идентификации;
б) дату введения и порядок маркировки товаров;
в) формат, состав и структуру сведений о маркированных товарах, передаваемых между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Комиссией, а также сроки передачи таких сведений;
г) необходимость маркировки остатков товаров в государствах-членах, включая сроки введения и иные требования к маркировке остатков товаров, или отсутствие такой необходимости;
д) минимальный состав сведений о маркированном товаре, содержащихся в информационной системе маркировки товаров, доступ к которым предоставляется потребителям и иным заинтересованным лицам, в том числе посредством информационных сервисов в составе национальных компонентов и интеграционного компонента информационной системы маркировки товаров.
2. Советом Комиссии в отношении конкретных товаров или групп товаров могут быть дополнены или отменены операции (этапы оборота), указанные в абзацах третьем - седьмом статьи 9 настоящего Соглашения, при осуществлении которых у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот маркированных товаров, возникает обязанность по передаче сведений о таких товарах в компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы (аккредитованы).
3. Решение Совета Комиссии о введении маркировки товаров вступает в силу не позднее чем по истечении 90 календарных дней с даты официального опубликования такого решения.
4. Государства-члены в срок, не превышающий 60 календарных дней с даты вступления в силу решения Совета Комиссии о введении маркировки товаров, информируют Комиссию о своих компетентных (уполномоченных) органах.
5. С даты введения маркировки товаров в рамках Союза на товары, маркируемые в соответствии с законодательством государств-членов, такие государства-члены обеспечивают маркировку таких товаров на своих территориях в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Соглашением и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии.
1. Государства-члены в срок, не превышающий 120 календарных дней с даты вступления в силу решения Совета Комиссии о введении маркировки товаров, но не позднее наступления даты введения маркировки товаров:
а) определяют порядок учета средств идентификации и (при необходимости) порядок реализации и учета материальных носителей, содержащих средства идентификации;
б) формируют реестры эмитентов (при необходимости);
в) устанавливают (при необходимости) требования к складским помещениям, в которых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оборот товаров, подлежащих маркировке, разрешается маркировка товаров после их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, и (или) определяют (при необходимости) перечень таких складских помещений;
г) определяют требования к формату, составу и структуре сведений, передаваемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и оборот товаров, подлежащих маркировке, и эмитентами (при необходимости) в компетентные (уполномоченные) органы своих государств-членов, а также сроки передачи таких сведений дополнительно к требованиям, установленным Советом Комиссии;
д) определяют (при необходимости) порядок маркировки остатков товаров, подлежащих маркировке, в случае принятия решения Совета Комиссии о необходимости маркировки остатков товаров;
е) определяют (при необходимости) в дополнение к операциям (этапам оборота), указанным в абзацах третьем - седьмом статьи 9 настоящего Соглашения, операции (этапы оборота), при осуществлении которых у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот товаров, подлежащих маркировке, возникает обязанность по передаче сведений о таких товарах в компетентные (уполномоченные) органы своих государств-членов, а также требования к составу, структуре, формату и срокам передачи таких сведений, если иное не определено Советом Комиссии в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Соглашения;
ж) определяют (при необходимости) дополнительный состав сведений о маркированных товарах и средствах их идентификации, предоставление доступа к которым потребителей и иных заинтересованных лиц обеспечивается компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Комиссией, в том числе посредством информационных сервисов в составе национальных компонентов и интеграционного компонента информационной системы маркировки товаров;
з) определяют иные требования и условия введения маркировки товаров, не противоречащие положениям настоящего Соглашения и принятым в соответствии с ним актам Комиссии.
1. Государства-члены уведомляют Комиссию о наличии намерений по введению на своих территориях маркировки товаров, не подлежащих маркировке в рамках Союза, а также представляют сведения о таких товарах и, если возможно, о средствах идентификации, способах их нанесения на товары и дате введения маркировки товаров.
2. Комиссия в течение 10 календарных дней с даты получения указанного в пункте 1 настоящей статьи уведомления от одного или нескольких государств-членов уведомляет об этом другие государства-члены и включает вопрос в повестку ближайшего заседания Совета Комиссии.
3. В случае если Советом Комиссии в течение 3 месяцев с даты направления уведомления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, с учетом положений пункта 2 статьи 3 настоящего Соглашения не принято решение о введении маркировки товаров, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 настоящего Соглашения, государства-члены на своей территории могут применять маркировку товаров в соответствии со своим законодательством.
Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на маркировку товаров, применяемую государствами-членами на своей территории в соответствии со своим законодательством на дату вступления в силу настоящего Соглашения.
4. В случае наличия намерения двух и более государств-членов ввести маркировку в отношении одних и тех же товаров, а также наличия намерения руководствоваться при этом положениями настоящего Соглашения и осуществлять информационное взаимодействие между компетентными (уполномоченными) органами государства-члены могут направить в Комиссию запрос об использовании интегрированной информационной системы Союза для осуществления такого взаимодействия. При необходимости Коллегия Комиссии принимает соответствующие решения.
Требования к маркировке товаров не распространяются на:
товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Союза;
товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке;
пробы и образцы товаров в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов органов Союза, а также нормативных технических актов государств-членов в области стандартизации, при их хранении и транспортировке;
товары, ввозимые на таможенную территорию Союза организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);
товары, являющиеся иностранной безвозмездной (гуманитарной) и международной технической помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством государства-члена;
товары, приобретенные в рамках розничной торговли и возвращенные продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров, при их хранении и транспортировке, осуществляемых в порядке, установленном законодательством государства-члена;
товары при их реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;
товары, хранящиеся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, в том числе на складах временного хранения и таможенных складах;
товары при их хранении и использовании производителями данных товаров;