МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 2016 года N 09-2590
О направлении материалов
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в рамках реализации пунктов Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации от 26 апреля N Пр-1069 (далее - Комплексный план) направляет методические рекомендации по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана, для использования в работе.
Заместитель директора Департамента
С.М.Брызгалова
к письму Минобрнауки России
от 21 октября 2016 года N 09-2590
Методические рекомендации по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы в субъектах Российской Федерации
Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, государственное управление в сфере молодежной политики, а также образовательных организаций и призваны помочь при планировании и реализации мероприятий в соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы (далее - Комплексный план).
1.1. Рекомендации по планированию антитеррористической деятельности среди детей и молодежи в субъектах Российской Федерации
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:
- информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);
культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога) (см. рисунок I).
При планировании мероприятий по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде необходимо предусмотреть в каждом регионе (муниципалитете) субъектов Российской Федерации мероприятие по конкретному направлению, лишь в этом случае выполнение Комплексного плана будет эффективным и иметь положительные результаты.
Рисунок 1. Ключевые направления антитеррористической деятельности
Перечисленные выше направления реализации Комплексного плана предполагают следующие форматы проведения мероприятий:
- информационно-просветительские встречи (П.2.2 р.2 (а), П.2.3 р.2 (г) );
_________________
Здесь и далее так обозначены пункты и разделы Комплексного плана
- фестивали и культурно-просветительские мероприятия по антитеррористической тематике (П.2.6 р.2, П.2.12 р.2, П.2.8 р.2);
- тематические конкурсы для СМИ (П.2.10 р.2);
- подготовка произведений антитеррористической направленности (П.2.3 р.2 (б));
- создание обучающих программ (П.4.6 р.4);
- социологические исследования для изучения общественного мнения в области противодействия терроризму и разработка рекомендаций для НАК (П.4.3р.4).
Информационно-просветительские встречи
При планировании информационно-просветительских встреч в качестве целевой аудитории мероприятий рекомендуется рассматривать школьников-старшеклассников и студентов, т.е. основную целевую аудиторию воздействия со стороны радикальных движений. В данном случае нецелесообразно выбирать в качестве целевой аудитории педагогическое сообщество, сотрудников ведомственных организаций (см. таблицу 2).
Целевая аудитория | Школьники 8-11 классов, учащиеся ссузов, студенты вузов |
Организатор | Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников | Не более 25-30 человек (класс, учебная группа) |
Формат мероприятия | Лекция с элементами беседы, пресс-конференция, мастер-класс, тренинг и т.п. |
Обратная связь | Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат | Листовка, плакат, интервью, газета (в т.ч. школьная, вузовская и т.п.), журнал, мероприятие для учащихся младших классов/курсов и т.д. |
Количество | Не менее двух раз в год в каждом регионе |
Это могут быть встречи детей и молодежи с представителями антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (далее - АТК), Национального антитеррористического комитета (НАК), ФСБ, сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД России. Также к этой группе можно отнести проведение различных слётов, конференций, организацию дискуссионных клубов и т.д.
Итогом встречи может быть одобренная всеми ее участниками резолюция или меморандум о дальнейших намерениях участников, перечень правил медиабезопасности, разработанный участникам и опубликованный в школьных и/или студенческих СМИ и интернет-сообществах (со ссылками URL).
Информационно-просветительские встречи могут носить индивидуальный и массовый характер и обязательны для групп риска (обучающихся 8-11 классов, студентов 1-2 курса). В качестве инициаторов таких встреч могут выступать администрации образовательных учреждений, молодежные организации, а также культурно-просветительские организации. При проведении встреч рекомендуется, чтобы количество участников-слушателей не превышало 25-30 человек, поскольку это позволит выступающему держать связь со всей аудиторией. Спикером может быть не только приглашенный специалист, но и подготовленный школьник/студент, т.к. горизонтальное общение (участники - представители одного социального уровня) может быть более эффективным, чем вертикальное (участники - представители разных социальных уровней).
Одной из главных составляющих таких информационно-просветительских встреч должен быть сбор обратной связи об обсуждаемых вопросах и представленных материалах (просветительских брошюрах, кинофильмах, видеороликах): в данном случае под обратной связью понимается реакция участников встречи на озвученные вопросы, собранная в виде анкет или онлайн-опросов. Рекомендуется включать в отчетную документацию по проведенным мероприятиям аналитические материалы по собранным отзывам.
Фестивали и культурно-просветительские мероприятия по антитеррористической тематике
При планировании тематических фестивалей и культурно-просветительских мероприятий необходимо обратить внимание на организацию в их рамках круглых столов, тематических встреч с представителями диаспор и этносов, проживающих в субъекте. Одним из планируемых результатов фестивалей и культурно-просветительских мероприятий может быть резолюция участников, включающая в себя решения молодежных организаций по антитеррористическому и антиэкстремистскому просвещению. Данные о проведенных в рамках Комплексного плана мероприятиях рекомендуется публиковать в общедоступных источниках: СМИ, интернет-сайтах мероприятий, сообществах в социальных сетях (таблица 3).
Целевая аудитория | Школьники 1-11 классов, учащиеся ссузов, студенты вузов |
Организатор | Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников | Зависит от формата мероприятия: от 10 человек до нескольких тысяч |
Формат мероприятия | Фестиваль, концерт, экскурсия, лекция с элементами беседы, пресс-конференция, мастер-класс, тренинг, уроки медиабезопасности и т.п. |
Обратная связь | Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат | Листовки, плакаты, видеоролики, анимационные ролики, интервью, газета (в т.ч. школьная, вузовская и т.п.), журнал, мероприятие для учащихся младших классов/курсов и т.д. |
Количество | Не менее 2 раз в год в каждом регионе |
Пример: организация школьных клубов "Мы разные, но мы вместе", "Знания ради мира и добра" (Самарская область); цикл окружных интерактивных игр "Россия - наш общий дом!" (Ямало-Ненецкий автономный округ); XI окружной детский фестиваль народного творчества "Все краски Ямала" (Ямало-Ненецкий автономный округ).
В результате таких мероприятий участники могут ориентироваться в культурном многообразии региона, понимать ценности различных национальностей, что в конечном итоге формирует уважительное отношение к представителям различных этносов.
Тематические конкурсы для СМИ
При организации и проведении тематических конкурсов для СМИ рекомендуется расширить трактовку П.2.10 р.2 Комплексного плана, который подразумевает организацию всероссийских конкурсов по антитеррористической тематике, и допускать к участию начинающих журналистов: авторов текстов в студенческих и школьных СМИ, официальных сайтах школ, ссузов, вузов. Принимать к рассмотрению также публикации в официальных сообществах учебных заведений в социальных сетях, блогах и т.д. (таблица 4).
Целевая аудитория | Журналисты, школьники 8-11 классов, учащиеся ссузов, студенты вузов |
Организатор | Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников | от 10 человек |
Формат мероприятия | Онлайн/офлайн |
Обратная связь | Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат | Публикации, размещенные на сайте конкурса или опубликованные в сборнике {в т.ч. электронном) |
Количество | Не менее одного раза в год в каждом регионе |
К примеру, во многих субъектах Российской Федерации проводятся конкурс на лучшее освещение темы противодействия идеологии терроризма и экстремизма, гармонизации межнациональных отношений и развития толерантности в средствах массовой информации и конкурс социального видеоролика по антитеррористической и антиэкстремистской тематике.
Один из важных итогов данных мероприятий - размещение в открытом доступе большого количества качественных публикаций антитеррористической и антиэкстремистской направленности.
Подготовка произведений антитеррористической направленности
Подготовка произведений антитеррористической направленности предполагает создание медиаконтента, в т.ч. текстов (таблица 5).
Целевая аудитория | Школьники 1-11 классов, учащиеся ссузов, студенты вузов |
Организатор | Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников | Зависит от формата мероприятия; от 10 человек до нескольких тысяч |
Формат произведения | Книги, статьи, комиксы, видеоролики, анимационные ролики, инфографика, школьная или студенческая газета и т.д. |
Обратная связь | Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат | Книги, статьи, комиксы, видеоролики, анимационные ролики, инфографика, школьная или студенческая газета и т.д. |
Количество | Не менее 1 позиции в течение года в каждом регионе |