МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 декабря 2017 года N 06-2023

О методических рекомендациях

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам: "Организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения" и "О внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий".

Рекомендации разработаны в соответствии с Межведомственным комплексным планом мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов на 2016-2018 годы, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 23 мая 2016 г. N З467п-П8 Федеральным методическим центром среднего профессионального образования (ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет").

Просим учитывать данные рекомендации при организации работы по инклюзивному профессиональному образования, а также направить их в образовательные организации, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Заместитель директора Департамента

М.Г.Шуранова

Приложение 1

Методические рекомендации по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации разработаны с целью совершенствования деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования по осуществлению профориентационной работы для привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основании:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018, годы, утвержденного Заместителем Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 г. N З467п-П8;

Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1;

Методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515.

1.2. Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.

1.3. Профессиональная ориентация - комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда.

1.4. Профессиональная ориентация (профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профапробация) - это образовательный подпроцесс, направленный на развитие и формирование культуры профессионального самоопределения.

1.5. При организации и осуществления эффективной профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в субъекте Российской Федерации необходимо взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сферах образования, труда и занятости, социальной защиты населения, органов муниципального образования, профессиональных образовательных организаций.

1.6. Органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования с участием профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации должны в ходе профориентационной работы в общеобразовательных, в том числе отдельных общеобразовательных организациях (ранее специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты), детских домах и других образовательных, социальных учреждениях осуществить мониторинг, направленный на выявление количества потенциальных абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, желающих в текущем году поступать на обучение в профессиональные образовательные организации субъекта Российской Федерации.

2. Используемые термины, определения, сокращения

Базовая профессиональная образовательная организация - профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, созданная в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

3. Организация профориентационной работы профессиональной образовательной организацией с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

3.1. Профориентационную работу необходимо проводить в общеобразовательных организациях за счет обеспечения профориентационной направленности учебных программ и учебно-воспитательного процесса в целом, проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы, организации дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

3.2. Профессиональным образовательным организациям необходимо осуществлять профориентационную работу с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ для усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии, проводить профессиональный отбор поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности, прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности.

3.3. Профессиональным образовательным организациям при осуществлении профориентационной работы необходимо взаимодействовать с бюро медико-социальной экспертизы, центрами социальной защиты населения, службами занятости населения для привлечения к обучению в профессиональных образовательных организациях инвалидов с приобретенными нарушениями.

3.4. В рамках мероприятий по профориентационной работе, осуществляемой профессиональной образовательной организацией особое внимание следует уделять профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью: просветительской работе с семьей, информационной работе с общеобразовательными организациями, информационной работе с профессиональными образовательными организациями субъекта, информационной работе с потенциальными работодателями.

4. Центр профориентации профессиональной образовательной организации

4.1. В базовой профессиональной образовательной организации субъекта Российской Федерации необходимо создать региональный центр профориентационной работы, обеспечивающий организацию и координацию взаимодействия всех профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации в вопросе осуществления профориентационной работы с абитуриентами из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ.

4.2. Профориентационная работа основана на ресурсах профессиональной образовательной организации и включает следующие компоненты: материально- техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение.

4.3. В центре создаются специальные условия с учетом особых образовательных потребностей детей данной категории.

4.4. Создается "банк" с информацией о лицах с инвалидностью и с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъекта РФ для осуществления с ними профориентационной работы, а также изучаются их потребности в профессиональном образовании и обучении.

4.4. Центр профориентации устанавливает связи с социальными партнёрами, с другими профессиональными образовательными организациями субъекта, с центральной и территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, с бюро медико-социальной экспертизы, с предприятиями-партнерами, общественными организациями региона по вопросам организации и осуществления профориентационной работы.

4.5. Профессиональные образовательные организации разрабатывают дорожную карту мероприятий, направленных на создание и эффективное функционирование системы профориентационной работы с лицами, в том числе с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

4.6. Сотрудники Центра должны организовывать и проводить различные мероприятия (семинары, встречи, вебинары) для сотрудников профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации по вопросам профориентации, приема, обучения абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ.

4.7. Осуществление приема на обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ предполагает проведение предварительной работы по профориентации, профдиагностике и профконсультированию потенциальных абитуриентов.

4.8. К работе в региональных центрах профориентационной работы при необходимости привлекаются специалисты: психологи (педагог-психолог, специальный психолог), социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения (специалисты по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, инженеры для обслуживания электроакустической аппаратуры), сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики, олигофренопедагоги.

4.9. В процессе осуществления профконсультации оценивается степень развития у подростка "профессионально значимых" или "ключевых" психофизиологических функций и качеств, выявляются слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса, в соответствии с этим дается рекомендация о выборе тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу.

4.10. Индивидуальная профконсультация, рекомендация профессий или видов деятельности должна базироваться на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к организму работника профессиями или видами деятельности.

4.11. Мероприятия по профотбору должны проводиться в специально подготовленном помещении, индивидуально и группами не более 12 человек, в комфортной обстановке и доброжелательной атмосфере.

4.12. Сотрудники Центра должны способствовать, при необходимости, изменению маршрута профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с личностными способностями, пригодностью к той или иной профессии и потребностью работодателей предприятий и организаций субъекта Российской Федерации.

4.13. Основными формами профориентационной работы в профессиональной образовательной организации являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.

4.14. Адаптация официального сайта профессиональной образовательной организации к потребностям различных нозологических групп абитуриентов.

4.15. Организация работы "горячей линии" по вопросам профориентации, профдиагностики, профконсультирования и профессионального образования инвалидов и лиц, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.?

Приложение 2

Методические рекомендации о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения права лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью на получение среднего профессионального образования и профессионального обучения.

1.2. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Конвенцией ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 г.;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г, N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464;

Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36;

Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 января 2015 г. N 1309*  ;

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 9 ноября 2015 года N 1309". - Примечание изготовителя базы данных.

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292;

Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. N 816;

Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. N 06-281;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»