МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 декабря 2017 года N 07-7657
О направлении методических рекомендаций
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций, разработанные во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015* года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Заместитель
директора Департамента -
начальник отдела
Л.П.Фальковская
Настоящие методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015* года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р Центром медиации и общественного взаимодействия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный социальный университет" и Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Методические рекомендации включают научно-практический опыт Межрегиональной общественной организации "Общественный центр "Судебно-правовая реформа" и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации по разработке и внедрению программ восстановительного правосудия. Данный опыт может быть использован образовательными организациями в воспитательной деятельности.
В процессе взросления и последующей жизни современный человек осваивает множество различных ролей и вступает в отношения с многообразным социальным окружением: членами семьи, коллегами, соседями, малознакомыми людьми. Для того, чтобы выстраивать такие сложные отношения без реакции, разрушающей человеческие связи, необходимо обладать определенными умениями, прививаемыми с детства. Важнейшей задачей воспитательной деятельности образовательных организаций в современных условиях является формирование у обучающихся навыков конструктивного разрешения возникающих конфликтов, основанных на гуманистических ценностях человеческой жизни и семьи, уважении личности и интересов другого человека, взаимопонимании и сотрудничества для достижения общих результатов.
К сожалению, в современных условиях дети, зачастую, не в полной мере получают от взрослых (родителей и педагогов) поддержку, обеспечивающую конструктивный выход из конфликтных и, даже, подчас криминальных ситуаций. Порой, в условиях, когда ребенок срывает уроки, совершает рукоприкладство, и его поведение становится достоянием полиции, образовательная организация старается перевода несовершеннолетнего на домашнее обучение, в другую школу или специальное учебно-воспитательное учреждение.
Данная проблемная ситуация в воспитательной деятельности усугубляется социальным расслоением обучающихся. Дети, чьи родители не столь благополучны в материальном и социальном плане, отягощенные сложной семейной ситуацией, не всегда могут завоевать авторитет у сверстников и учителей только за счет успешного овладения учебными предметами. Одни из них приобретают статус "отверженных", другие - становятся школьными "авторитетами", которые испытывают тяготение к криминальной субкультуре и, зачастую, занимаются вымогательством, применяют силовые способы поднятия своего статуса среди ровесников. В то же время успевающие дети невольно попадают под влияние соответствующей подростковой субкультуры, поскольку и их возможности самоутвердиться в школе, особенно в подростковом возрасте, часто ограничены.
Детский рэкет, драки (на жаргоне подростков - "стрелки") и участие в них значительной части обучающихся демонстрирует недостатки современной системы воспитания. В свою очередь, подобные явления способствуют формированию подростковых группировок с криминально ориентированными образцами поведения. Такие формы организации молодежи, как правило, основаны на ценностях силового взаимодействия и состоят из молодых людей, в силу различных причин, фактически вытолкнутых из социальной среды образовательных организаций и семьи. Пространство современной подростковой жизни наполнено двумя активностями: с одной стороны, учебной активностью школьников, занятием в кружках и секциях, с другой - силовой активностью, направленной на завоевание статуса и авторитета различными, но, прежде всего, силовыми методами.
В таких условиях происходит нерегулируемое расслоение детей и примитивизация их взаимоотношений, нередко выражается в том, что сплетни, манипуляции, насилие и угрозы насилием, выяснение "кто сильнее", "с кем и против кого дружить", "клеймение" изгоев, травля (преследование, издевательство, систематическое вербальное и физическое унижение одноклассников со стороны сильных и агрессивных детей и растянутое во времени психологическое подавление, ущемление достоинства, особенно слабых) определяют направление социализации части обучающихся.
Не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в анализе и нормировании отношений с другими детьми и воспитателями, многие подростки начинают все богатство отношений и различные способы их регулирования подменять одним силовым взаимодействием. Более того, замыкаясь в собственной среде и оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов поведения и отношений, они несут свои разрушительные навыки дальше в социум.
В условиях нарушенных взаимоотношений детей от родителей все больше и больше свободного времени несовершеннолетних занимает коммуникация в чатах, социальных сетях. Однако, и интернет является пространством, где в отношениях подростков нередко демонстрируется силовое взаимодействие. Такие отношения и действия, зачастую, коррелируют с нормами, принятыми в криминальной субкультуре.
Также опасность кроется в размытости воспитательных стратегий образовательной организации, что в таком случае фактически сводит воспитание к определенному набору мероприятий, формально маркируемых как воспитательные.
Учитывая тот факт, что именно подростковое сообщество играет важную роль в социализации школьников, в освоении "взрослых" форм отношений между ними, значимым является умение педагогов выстраивать контакт с обучающимися. Любовь, дружба, выработка отношения к людям и событиям, а также постановка общих целей, задач, выбор и согласование способов их достижения - все эти аспекты жизни составляют основу человеческого существования. Подростковое общество в процессе непрерывной коммуникации детей друг с другом позволяет им примерить эти отношения на себя, зачастую, путем преодоления искусственно создаваемых самими подростками экстремальных ситуаций. Таким образом, подростковое сообщество становится формой коллективности, в которой посредством такого "примеривания" вырабатывается коллективное, а также индивидуальное отношение подростков к миру и людям.
Для того чтобы подростки осваивали действительно конструктивные формы общения и деятельности, необходимо управление процессами, происходящими в детских и подростковых сообществах со стороны взрослых (родителей), прежде всего, через трансляцию, в том числе в семье, коммуникативно-ориентированных (понимающих и одновременно развивающих) способов разрешения конфликтов и, соответственно, способностей понимать другого, рефлексии собственных действий и осмысления собственной позиции в различных ситуациях. Безусловно, процессу восстановления цивилизованных межличностных коммуникаций благоприятствуют восстановительные технологии, в ходе которых разнообразные отношения и поступки детей, их родителей и учителей при поддержке специалистов становятся предметом конструктивного обсуждения со стороны самих подростков.
В связи с вышесказанным большое значение приобретает восстановление включенности родителей и социального окружения ребенка, в том числе совершившего правонарушения, в процесс "воспитательного взаимодействия".
В последние годы в воспитательной деятельности образовательных организаций все большую значимость приобретает работа с детско-родительскими сообществами, формирующимися вокруг школьных классов. Способом оперативного контакта в данных социальных группах выступают популярные мессенджеры Viber или WhatsApp. Благодаря возможности быстрых коммуникаций любая конфликтная ситуация в классе (с кем бы из участников образовательного процесса она ни возникла) уже вечером того же дня становится достоянием широкой общественности и темой для обсуждения родителей всех обучающихся, и, нередко, становится причиной последующего уже группового конфликта.
Зачастую установки родителей, высказываемые ими резкие суждения по отношению к тем или иным жизненным ситуациям, социальным группам и меньшинствам, предопределяют последующие поступки детей. Подобная ситуация актуальна для инклюзивных классов, где проблематика принятия детей с особыми образовательными потребностями часто касается не только учащихся, но и их родителей. Кроме того, в детских и подростковых коллективах образовательных организаций нередки случаи ксенофобии, что является вопиющим фактом для такого многонационального многоконфессионального государства как Россия. В подобные конфликты, начавшиеся в классе, часто включаются и родственники конфликтующих сторон - представители той или иной диаспоры, чьи национальные или религиозные чувства были задеты. В сложившейся ситуации взаимодействие с такими сообществами как пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, основанного на их публичном обсуждении, становится важным компонентом воспитательной деятельности образовательных организаций и требует особых навыков.
В связи с вышесказанным одной из приоритетных стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов к воспитанию, базирующихся на гуманистических и традиционных способах управления конфликтами, направленных на преодоление криминализации подрастающего поколения, профилактику правонарушений несовершеннолетних, включение семейного и более широкого социального окружения ребенка к решению его возможных проблем, формирование в подростковых сообществах лидеров, несущих позитивные ценности; а также активном применении форм групповой работы с родительскими и детскими сообществами; профилактику и разрешение этноконфессиональных и межкультурных конфликтов в детской и подростковой среде.
Одним из ключевых инструментов реализации данной воспитательной стратегии является внедрение восстановительных технологий и принципов медиации в образовательное пространство, предусмотренное Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, которое может быть выражено в широком информировании педагогического состава образовательных организаций Российской Федерации о возможностях восстановительных технологий и медиации в воспитательном процессе; внедрении восстановительных технологий и медиации в воспитательную деятельность образовательных организаций путем формирования соответствующих компетенций у педагогического состава; использовании ресурса школьных служб примирения/служб школьной медиации для реализации восстановительных технологий (в том числе медиации).
Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. N 423-р, а также, с учетом опыта деятельности по реализации Указа Президента Российской Федерации N 761 от 1 июня 2012 г. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В данном Указе предусматривается создание и развитие сети служб медиации/примирения в целях реализации восстановительного правосудия, организация школьных служб медиации/ примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательной организации.
Методические рекомендации опираются на ряд нормативный и правовых актов, определяющих ключевые задачи в системе образования.
Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Одним из ее механизмов является "развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми".
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, в качестве своих ключевых задач, предусматривает в том числе:
снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;
укрепление института семьи;
защиту прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;
совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации;
а также, в рамках развития единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает "обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях", и "совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, в том числе, направлен на формирование российской гражданской идентичности обучающихся; духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья, определяющий, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
В качестве организационной основы для реализации процесса интеграции восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций данные Методические рекомендации учитывают:
опыт Межрегиональной общественной организации "Общественный центр "Судебно-правовая реформа" и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации по разработке и внедрению программ восстановительного правосудия;
ресурс сети служб примирения/медиации, созданных во исполнение Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р.
Целью внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций является формирование у подрастающего поколения навыков конструктивного поведения в конфликте как способа профилактики девиантного поведения подростков, преодоления их криминализации; укрепления института семьи посредством включения ее в воспитательный процесс; формирования коммуникативной компетентности детей, педагогов и родителей.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
широкого информирования педагогического состава образовательных организаций Российской Федерации о возможностях восстановительных технологий и медиации в воспитательной деятельности;
внедрения восстановительных технологий и медиации в воспитательную деятельность образовательных организаций путем формирования соответствующих компетенций у педагогического состава посредством реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации);
использования ресурса школьных служб примирения/медиации для реализации восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательной деятельности образовательных организаций;
регламентации и организации взаимодействия образовательных организаций с территориальными службами примирения/медиации для их привлечения к проведению процедур медиации и программ восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних в рамках воспитательной деятельности.
Концептуальной основой Методических рекомендаций являются Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году.
Методические рекомендации учитывают положения действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
Концепция восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (и шире - восстановительного подхода) разрабатывается сегодня в мире как система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, всплеска насилия, конфликта, в обстоятельствах эскалации взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми. Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межличностные отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, что мешает нормальной человеческой жизни. Восстановительное разрешение конфликтов и криминальных ситуаций помогает людям самим исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью ведущих восстановительных технологий помогает реализовать важные для общества ценности: исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этом процессе ближайшего социального окружения участников конфликта.