ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу

Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) проведено обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 1 полугодие 2017 года.

I. Правоприменительная практика организации и осуществления государственного контроля (надзора)

Государственный контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ) осуществляется Росфинмониторингом и его территориальными органами в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - поднадзорные субъекты), к которым относятся:

________________

Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом ст.2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.

- лизинговые компании;

- операторы по приему платежей;

- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Надзорная деятельность Росфинмониторинга осуществляется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - применяется концепция риск-ориентированного подхода, в том числе при планировании и непосредственном осуществлении контрольных мероприятий. Подход предусматривает повышенное внимание к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ, в том числе Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю

Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Росфинмониторинга показал, что в 1 полугодии 2017 год доля проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, составила 97%, из них:

- в 96% - возбуждены дела об административных правонарушениях;

- в 86% - наложены административные наказания.

В анализируемом периоде отсутствовали проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения.

При рассмотрении материалов дел об административных правонарушениях должностные лица Росфинмониторинга и его территориальных органов руководствуются принципом всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, соразмерности назначаемого наказания, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений в целях предупреждения новых правонарушений.

Необходимо отметить, что в 1 полугодии 2017 года в судах обжаловано менее 10% постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга (от общего количества постановлений).

Анализ обжалуемых в 1 полугодии 2017 года материалов административных дел, возбужденных по частям 1, 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), показал, что целью обжалований являлась отмена постановления или замена штрафа на предупреждение, а также снижение суммы административных штрафов.

________________

Проанализированы вступившие в законную силу в 1 полугодие 2017 года 16 судебных актов (из них по ч.1 ст.15.27 КоАП - 11 шт., по ч.2 ст.15.27 КоАП - 5 шт.).

Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях в анализируемом периоде стали:

- несогласие заявителя с назначенным наказанием в виде административного штрафа (снижение суммы штрафов или замена на предупреждение);

- заявитель не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ.

По результатам обжалований судебными органами отменено 38% постановлений о назначении штрафов, в 25% случаев - вынесены решения о снижении суммы назначенного штрафа, в 6% случаев - административный штраф заменен на предупреждение.

Основаниями для удовлетворения (частичного удовлетворения) судебными органами обращений заявителей в основном являлись:

- применение положений статьи 4.1.1 КоАП;

- принятие заявителями к моменту рассмотрения дел в суде действенных мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений;

- признание правонарушений малозначительными и освобождение лиц, совершивших административное правонарушение от административной ответственности (статья 2.9 КоАП).

Необходимо отметить, что 31% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении штрафов оставлены в силе, а жалобы без удовлетворения.

Развитие механизмов коммуникаций с подконтрольными субъектами

Система государственного контроля в сфере ПОД/ФТ ориентирована на профилактику и предупреждение нарушений, выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства в сфере ПОД/ФТ (далее - обязательные требования), и определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

В целях доведения результатов обобщения и анализа правоприменительной практики, обсуждения проблемных вопросов исполнения субъектами законодательства о ПОД/ФТ в 1 полугодии 2017 года проведены публичные мероприятия как на уровне центрального аппарата Росфинмониторинга, так на уровне территориальных органов Росфинмониторинга:

- в рамках Консультативного совета при МВК, состоявшегося 12 мая 2017 года, обсуждались проблемные вопросы об осуществлении Росфинмониторингом контрольно-надзорной функции в отношении субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, поднадзорных Росфинмониторингу (лизинговые компании, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторы по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов), а также другим надзорным органам (кредитные, финансовые, страховые организации, ломбарды, микрофинансовые компании, организации ювелирной отрасли). На Консультативном совете при МВК присутствовали представителей ассоциаций, СРО, субъектов Федерального закона N 115-ФЗ. Протокол заседания Консультативного совета при МВК доступен для просмотра в разделе "Взаимодействие и координация" официального сайта Росфинмониторинга в сети "Интернет" (www.fedsfm.ru) (далее - сайт Росфинмониторинга);

________________

Консультативный совет при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в состав которого входят представители ассоциаций, некоммерческих партнерств, СРО, субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, надзорных органов.

- территориальными управлениями Росфинмониторинга проведены публичные мероприятия (семинары, круглые столы, "балансовые совещания", рабочие встречи) с представителями субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, на которых обсуждались общие требования законодательства о ПОД/ФТ, в том числе в части организации системы внутреннего контроля, типовые нарушения, выявляемые в ходе проверок исполнения обязательных требований, проблемные вопросы, возникающие в ходе исполнения данных требований, меры, необходимые для недопущения выявленных нарушений, а также использование Личного кабинета, в том числе в части самодекларирования и самодиагностики и др.

На публичных мероприятиях, проведенных Росфинмониторингом и его территориальными органами в 1 полугодии 2017 года, присутствовало более 750 представителей субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Наиболее актуальные вопросы, озвученные в ходе публичных мероприятий, связаны с:

- выявлением бенефициарных владельцев;

- порядком подключения к Личному кабинету;

- заполнением и отправкой вопросника "Проверь свой риск" в Личном кабинете;

- порядком и сроками представления в Росфинмониторинг формализованных электронных сообщений по операциям, подлежащим обязательному контролю, в том числе в случае реорганизации юридического лица;

- порядком и сроками представления в Росфинмониторинг отчетов по форме ФЭС 3-ФМ;

- информированием поднадзорной организации о начале проведения проверки.

В целях предупреждения нарушений обязательных требований на постоянной основе в каждом федеральном округе проводятся профилактические мероприятия, в том числе в форме выездных и дистанционных обучающих программ.

Так, в 1 полугодии 2017 года проведены профилактические мероприятия:

- в Дальневосточном федеральном округе - при содействии ПАО Сбербанк в формате видеоконференцсвязи с подключением городов Владивосток, Находка, Уссурийск, Благовещенск, Тында, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Магадан;

- в Уральском федеральном округе - с использованием функционала учебных центров в формате дистанционного обучения;

- в Центральном федеральном округе - выездные обучающие мероприятия.

Рекомендации для территориальных органов Росфинмониторинга

Как показала практика 2016 года и 1 полугодия 2017 года проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений в сфере ПОД/ФТ, дает наибольший результат в случае адресного взаимодействия с поднадзорными субъектами.

Активное участие организаций и индивидуальных предпринимателей, а также различных сообществ, объединений, гильдий в публичных мероприятиях (семинары, круглые столы) позволяет сделать вывод о востребованности данной формы взаимодействия.

II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

Сведения о выявленных нарушениях обязательных требований

Анализ 233 материалов административных производств в 1 полугодии 2017 года показал, что состав наиболее серьезных нарушений обязательных требований, допущенных поднадзорными субъектами, в сравнении с 2016 годом, существенно не изменился (Приложение). При этом в 1 полугодии 2017 года выявлено:

- неисполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев - в 67% материалов;

________________

Требования по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определены Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 "Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»