УТВЕРЖДЕНЫ

Заместитель Руководителя

Федерального агентства по

техническому регулированию и

метрологии

А.В.Кулешов

Методические рекомендации по организации и проведению общественного контроля, партнерства и взаимного сотрудничества в сфере топливного рынка

1. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации по организации и проведению общественного контроля, партнерства и взаимного сотрудничества в сфере топливного рынка (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью формирования единого подхода к организации и проведению общественного контроля качества топлива на автозаправочных станциях (далее - АЗС), а также публикации и разглашению полученных в результате проводимых мероприятий результатов.

2. Методические рекомендации разработаны для использования общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) при осуществлении контроля качества топлива на АЗС.

3. Все мероприятия общественного контроля направлены на выявление фактов реализации на потребительском рынке некачественного топлива. В целях пресечения продажи на АЗС некачественного топлива настоящими Методическими рекомендациями предусмотрено направление результатов, полученных в ходе мероприятий общественного контроля, в контрольно-надзорные и судебные органы.

2. Правовое обоснование проведения общественного контроля

Статья 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826.

3. Основные этапы общественного контроля

Общественный контроль качества топлива на АЗС следует проводить в следующем порядке:

3.1. Подготовительный этап, в рамках которого определяется перечень АЗС, подлежащих общественному контролю, и аккредитованная лаборатория для проведения необходимых исследований.

3.2. Этап приобретения топлива.

3.3. Этап отбора проб.

3.4. Этап передачи отобранных проб в аккредитованную лабораторию для проведения лабораторных испытаний и исследований топлива на его соответствие обязательным требованиям, установленным технических регламентом и другими нормативными документами.

3.5. Информирование продавцов топлива о результатах исследований.

3.6. Получение комментариев продавцов топлива.

3.7. Рассмотрение комментариев продавцов топлива.

3.8. Заключительный этап, который включает в себя подготовку уведомлений о выявленных нарушениях и направление их в органы государственного контроля (надзора), в прокуратуру, подачу исковых заявлений в суды (в случае необходимости) и обнародование результатов контроля.

4. Формы основных документов

Общественный контроль качества топлива на АЗС следует проводить с использованием формы "Карта учета топлива, приобретенного в целях общественного контроля качества" согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (далее - Карта учета).

5. Порядок проведения подготовительных мероприятий

5.1. Заранее определяется перечень АЗС, подлежащих общественному контролю, при каждом случае его проведения. Данный перечень следует формировать по территориальному принципу (область, регион). В целях исключения предвзятого отношения к тем или иным хозяйствующим субъектам в перечень включаются не менее 5 (пяти) АЗС, принадлежащих разным хозяйствующим субъектам (вертикально интегрированные нефтяные компании, независимые операторы, ведомственные АЗС).

5.2. До момента приобретения топлива определяется аккредитованная лаборатория, в которую оно будет передано, обеспечив предварительное согласование возможности проведения необходимых исследований топлива на предмет соответствия параметров (параметра) топлива требованиям технического регламента, обязательным требованиям стандартов, технических условий или иной нормативной документации.

5.2.1. Определяется стоимость проведения лабораторных исследований, порядок заключения договора и оплаты.

5.3. Заключается договор с аккредитованной лабораторией.

5.4. Распечатывается и используется при проведении мероприятий Карта учета.

6. Порядок приобретения топлива

6.1. Процесс приобретения продукции рекомендуется осуществлять:

- группой общественных контролеров в составе двух-трех человек;

- в первой половине дня (с целью скорейшей доставки приобретенного топлива в аккредитованную лабораторию);

- максимально открыто, в присутствии персонала АЗС (рекомендуется одновременно проводить фото-, видеосъемку);

- с обязательным заполнением Карты учета.

6.2. Непосредственно после оплаты топлива и получения кассового чека необходимо заполнить Карту учета, внимательно внеся в нее необходимую информацию. Кассовый чек сохранить, впоследствии его копию вклеить в Карту учета. В связи с использованием on-line касс возможно заполнение электронных реквизитов чека.

7. Порядок отбора проб

7.1. Пробы топлива отбираются в присутствии представителя АЗС в соответствии с утвержденными правилами отбора образов.

7.2. Пробу разливают в чистую сухую стеклянную тару (в соответствии с ГОСТ 2517-2012).

7.3. Бутылку заполняют не более чем на 90% вместимости.

7.4. Объединенную пробу нефтепродукта делят на три равные части и опечатывают одноразовыми пластиковыми пломбами. Первую часть пробы передают в аккредитованную лабораторию для проведения лабораторных испытаний и исследований, вторую - сотруднику АЗС, третью - группе общественного контроля.

7.5. Бутылки с пробами должны быть герметично закупорены пробками или винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефтепродукте, емкости должны быть плотно закрыты крышками и опломбированы.

7.6. К бутылке необходимо приклеить этикетку.

На этикетке должны быть указаны:

- номер пробы по Карте учета;

- номер пломбы;

- шифр пробы;

- марка нефтепродукта;

- номер резервуара (колонки);

- дата, время отбора;

- срок хранения пробы;

- обозначение стандарта или технических условий на нефтепродукт;

- фамилии, инициалы и подписи лиц, отобравших и опечатавших пробу - представителей общественной организации (потребителя) и представителя АЗС.

7.7. После отбора проб необходимо заполнить Карту учета с указанием номера и собственника АЗС, марки нефтепродукта, места отбора и фамилий участвовавших в отборе проб с подписями участников. Указывается срок хранения пробы. Полный перечень сведений указан в приложении.

7.8. Пробы нефтепродуктов хранят в помещении или специально отведенных местах, отвечающих противопожарным требованиям, предъявляемым к кладовым легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пробы хранят в шкафу, ящике с гнездами или на полках из несгораемого материала.

7.9. На случай разногласий в оценке качества пробы нефтепродукты хранят в течение 45 суток со дня отбора.

8. Порядок передачи отобранных проб в аккредитованную лабораторию для проведения лабораторных испытаний и исследований топлива на его соответствие обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и другим нормативным документам

8.1. В момент приема-передачи топлива необходимо подписать и получить экземпляр акта приема-передачи топлива или иной документ, подтверждающий факт передачи топлива. Полученный акт сохраняется и прилагается к Карте учета. Порядок подписания акта, необходимость наличия у лиц, принимающих топливо, полномочий на его подписание необходимо уточнить в аккредитованной лаборатории.

8.2. При проведении мероприятий общественного контроля в отношении качества топлива с использованием собственных средств измерения допускается применение оборудования (в т.ч. экспресс-анализаторов), отвечающего обязательным требованиям в области обеспечения единства измерений. Полученные результаты в случае несоответствия параметров топлива регламентированным требованиям необходимо в обязательном порядке перепроверить в аккредитованной лаборатории. Топливо передается в аккредитованную лабораторию в день его приобретения.

Данные условия связаны с отсутствием нормативных документов по использованию экспресс-методик, возможным наличием погрешности измерений и риском предъявления проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иска о признании данных сведений недействительными и порочащими деловую репутацию.

Дополнительно возможно обращение в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) для организации осуществления проверки в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

8.3. Распространение результатов исследований с выявленными отклонениями от действующих регламентированных требований возможно только после их подтверждения в аккредитованной лаборатории, а также после получения ответа продавца по итогам рассмотрения отрицательных результатов лабораторных испытаний.

9. Рекомендации по заполнению карты учета

9.1. Форма Карты учета, предварительно распечатанная, заполняется рукописным способом, желательно печатными буквами для удобства прочтения и дальнейшего использования.

9.2. Рекомендации по заполнению Карты учета приведены в таблице:

N пункта

Рекомендации

1.

Дата и время приобретения топлива указываются согласно кассовому чеку

2.

Сведения об АЗС должны быть размещены на вывеске и в "Уголке потребителя". Фактический адрес АЗС указывается на строении, в котором она расположена.

3.

Наименование, марка топлива, в том числе экологический класс, стоимость топлива за каждую единицу, количество приобретенных единиц топлива, номер чека указывается на основе информации, содержащейся в кассовом чеке, номер пломбы, шифр пробы

4.

Указываются ФИО всех общественных контролеров, которые осуществляли приобретение топлива, отбор пробы, а также иных участвовавших лиц

5.

Указываются сведения об общественном объединении потребителей, от имени которого действовали общественные контролеры в момент закупки топлива

6.

Лица, указанные в пункте 5 Карты учета, указывают свои ФИО и расписываются, подтверждая тем самым факт приобретения топлива, указанного в Карте учета, и правильность отраженных в ней данных

7.

Представитель АЗС указывает свои ФИО, должность и расписывается. В случае отказа представителя АЗС поставить свою подпись графа остается пустой.

8.

Указываются дата и время передачи топлива в аккредитованную лабораторию, полное наименование аккредитованной лаборатории указывается в соответствии с данными договора о проведении исследования или иного документа, выданного данной лабораторией. Копия кассового чека, выданная АЗС при приобретении топлива, должна быть вклеена в Карту учета. Аккредитованная лаборатория может поставить свою печать или иной штамп в соответствующей графе Карты учета. Однако, при отказе учреждения от совершения указанных действий, не следует настаивать на этом. Договора или иного документа, в котором указаны все реквизиты лаборатории, вид работ, которые она должна будет провести и с какими объектами, достаточно. В таком случае в этой графе Карты учета следует вписать, что документ о приеме прилагается к Карте учета, указав его реквизиты (дату и номер, если он есть)

10. Использование результатов исследований аккредитованной лаборатории

10.1. В зависимости от результатов исследования общественное объединение потребителей (их ассоциация, союз) может использовать полученные результаты следующим образом:

Удовлетворительные результаты

Неудовлетворительные результаты

Проинформировать продавцов, потребителей через средства массовой информации и другие средства массовой коммуникации, включая задействованный электронный ресурс

Проинформировать продавцов топлива о результатах исследований

Использовать результаты исследования аккредитованной лаборатории в целях формирования собственного рейтинга топливных компаний

Получить комментарии продавцов топлива с результатами лабораторных испытаний арбитражной пробы

Рассмотреть комментарии продавцов топлива и в случае необходимости провести дополнительные лабораторные испытания третьей пробы

Уведомить органы государственного контроля (надзора), органы прокуратуры.

Обратиться в суд с иском в защиту прав неопределенного круга потребителей

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»