• Текст документа
  • Статус
  • Скан-копия
Оглавление
Поиск в тексте

Проект


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обязательных требованиях


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет понятие обязательных требований, полномочия по их установлению, условия и порядок их установления и принимается в целях оптимизации обязательных требований и защиты охраняемых законом ценностей.

2. Обязательными требованиями в смысле настоящего Федерального закона являются установленные нормативными правовыми актами или документами, не являющимися нормативными правовыми актами, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации, обязанности, выраженные в форме условий, ограничений, запретов, которые адресованы к действиям (бездействию), деятельности, результатам осуществления деятельности, объектам осуществления деятельности граждан и организаций и оцениваемые при проведении контрольной (надзорной) или разрешительной деятельности, или за несоблюдение которых установлена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на общественные отношения, связанные с установлением, изменением, введением в действие и применением обязательных требований, устанавливаемых актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

4. Порядок проверки соблюдения обязательных требований при проведении федерального государственного контроля (надзора) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере федерального государственного контроля (надзора).

5. Порядок применения обязательных требований, предъявляемых для предоставления права гражданину или организации осуществлять деятельность или совершить действие (действия) на основании решения уполномоченного федерального органа государственной власти, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим разрешительную деятельность.

6. Ответственность за нарушение обязательных требований или за неисполнение предписаний об устранении нарушений обязательных требований устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Настоящий Федеральный закон не распространяется на обязательные требования, установленные в сфере организации и прохождения государственной и муниципальной службы Российской Федерации в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе в Российской Федерации.

8. Порядок установления обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определяется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

9. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательные требования, устанавливаемые актами Центрального Банка России.

10. При участии в подготовке документов, относящихся к праву Евразийского экономического союза, в подготовке международных договоров Российской Федерации, в которых предполагается наличие обязательных требований, органы и должностные лица, представляющие Российскую Федерацию, обязаны учитывать положения настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие условия установления обязательных требований

1. Установление обязательных требований осуществляется в целях предотвращения вреда жизни и здоровью граждан, правам, свободам и законным интересам граждан и организаций, окружающей среде, обороне и безопасности государства, иным охраняемым законом ценностям.

2. Наличие риска причинения вреда указанным ценностям и возможность уменьшения или устранения этого риска с помощью применения обязанностей являются общими условиями установления обязательного требования и подлежат обоснованию при установлении обязательного требования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Риск причинения вреда указанным ценностям, предотвращаемый путем установления обязательного требования, должен соотноситься с риском причинения вреда правам и законным интересам участников правоотношений самим фактом установления данного обязательного требования.

3. Наличие риска причинения вреда указанным ценностям должно основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного вреда охраняемым законом ценностям применительно к общественным отношениям, в которых предполагается установление обязательного требования.

4. При установлении обязательных требований предусматриваются обязанности для граждан и организаций, которые предполагают:

наименьшие расходы и (или) организационные усилия гражданина, организации на их соблюдение (исполнение);

наименьшую длительность взаимодействия с органами государственной власти, организациями, выполняющими в соответствующих правоотношениях публичные функции в соответствии с нормативными правовыми актами.

5. Обязательные требования должны:

а) соответствовать общим условиям установления обязательных требований, определенным настоящей статьей;

б) быть согласованы между собой;

в) быть проверяемыми в полном объеме в рамках существующих видов государственного контроля (надзора) и (или) разрешительной деятельности;

г) быть однозначны для понимания;

д) соответствовать лучшим международным практикам и стандартам.

Статья 3. Принципы установления обязательных требований.

1. Настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним иные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, основываются на следующих принципах:

а) соразмерности, согласно которому при установлении обязательного требования должны быть предусмотрены наименьшие финансовые и (или) организационные затраты граждан и юридических лиц, необходимые для защиты охраняемых законом ценностей;

б) разумности, согласно которому установлению обязательного требования должно предшествовать изучение социально-экономической обстановки, а само обязательное требование должно быть рациональным и целесообразным;

в) системности, согласно которому обязательное требование должно соответствовать принципам и общим положениям государственного регулирования в различных сферах общественных отношений, установленных федеральными законами;

г) научно-технической обоснованности, согласно которому обязательные требования должны соответствовать современному уровню технологического развития в соответствующей сфере деятельности и соответствовать лучшим международным практикам;

д) открытость разработки, согласно которому введение нового обязательного требования подлежит обоснованию, общественному обсуждению и максимально возможному учету мнений заинтересованных лиц в ходе такого обсуждения;

е) минимизации субъектов контроля, согласно которому в отношении одного обязательного требования, государственный контроль (надзор) может осуществляться только одним контрольно-надзорным органом;

ж) непротиворечивости, согласно которому обязательные требования не должны вступать в противоречие друг с другом.

з) осуществимости контроля, согласно которому установлению подлежат только те обязательные требования, за исполнением которых возможен контроль или оценка соответствия со стороны органов государственной власти или уполномоченных организаций.

Статья 4. Содержание и предмет обязательного требования

1. Содержанием обязательного требования являются обязанности, выраженные в форме условий, ограничений, запретов, устанавливающие необходимость определенного поведения гражданина или организации, или необходимость воздержаться от такого поведения.

2. Предметом обязательного требования являются:

лица, к которым относятся обязанности, выраженные в форме условий, ограничений, запретов и (или) имущество, в отношении которого установлены обязанности, выраженные в форме условий, ограничений, запретов

общественное отношение, в котором применяется обязательное требование.

3. Не допускается установление обязательных требований с одинаковым содержанием при частичном пересечении предметов указанных обязательных требований.

В случае нарушения этого запрета применяется обязательное требование, установленное нормативным актом большей юридической силы, а при установлении их нормативными правовыми актами одной юридической силы применяется более позднее из установленных обязательных требований.

4. Не допускается установление обязательных требований с различной степенью обременения гражданина или организации по отношению к одному и тому же предмету обязательного требования.

В случае нарушения этого запрета применяется обязательное требование, установленное нормативным актом большей юридической силы. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами одной юридической силы применяется более позднее из установленных обязательных требований.

Статья 5. Полномочия по установлению обязательных требований

1. Федеральные обязательные требования устанавливаются в пределах полномочий федеральных государственных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями:

а) федеральными законами;

б) указами Президента Российской Федерации;

в) решениями Правительства Российской Федерации, если в соответствии с федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, оно уполномочено осуществлять регулирование общественных отношений, в которых устанавливаются обязательные требования;

г) федеральным органом исполнительной власти, если в соответствии с федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, решением Правительства Российской Федерации он уполномочен осуществлять регулирование общественных отношений, в которых устанавливаются обязательные требования, с прямым указанием на наличие возможности установления федеральным органом исполнительной власти соответствующих обязательных требований;

д) иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если федеральным законом, указом Президента Российской Федерации они уполномочены осуществлять регулирование общественных отношений, в которых устанавливаются обязательные требования, с прямым указанием на наличие возможности установления ими обязательных требований, либо устанавливать обязательные требования документом, не являющимся нормативным правовым актом.

2. Обязательные требования, представляющие собой ограничение или запрет прав, установленных Конституцией Российской Федерации, могут устанавливаться только федеральным законом в соответствии с требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

3. Полномочия Правительства Российской Федерации по установлению обязательных требований, возложенные на Правительство Российской Федерации федеральным законом или указом Президента Российской Федерации не могут возлагаться Правительством Российской Федерации на федеральный орган исполнительной власти.

4. Документы, не являющиеся нормативными правовыми актами, могут содержать обязательные требования, в случае если возможность принятия таких документов по отдельным видам общественных отношений установлена федеральными законами, а обязательность требований, содержащихся в соответствующих документах, установлена указом Президента Российской Федерации или Постановлением Правительства Российской Федерации.

Глава 2. Порядок установления, доведения до граждан и организаций и актуализации обязательных требований

Статья 6. Установление и изменение обязательных требований.

1. Обязательные требования устанавливаются путем разработки и принятия нормативных правовых актов. Разработка и принятие нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Проект нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, подлежит правовой, антикоррупционной экспертизе и оценке регулирующего воздействия в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Соблюдение общих условий установления обязательных требований, закрепленных статьей 2 настоящего Федерального закона, является обязательным предметом анализа при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия.

3. Федеральный орган государственной власти или организация, наделенная отдельными государственными или иными публичными полномочиями, разрабатывающий проект нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, в случае, не предусмотренном частью 2 настоящей статьи, готовит заключение, обосновывающее соблюдение общих условий установления обязательных требований, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, включая обоснование необходимости установления обязательных требований.

Порядок подготовки соответствующего заключения устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Разногласия между федеральными органами исполнительной власти, касающиеся планируемых к установлению обязательных требований в проекте нормативного правового акта, разрешаются правительственной комиссией.

Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждается Правительством Российской Федерации.

5. Федеральный орган государственной власти или организация, наделенная отдельными государственными или иными публичными полномочиями, разрабатывающий проект нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, обеспечивает присвоение обязательным требованиям степеней риска (низкая, средняя, высокая) в зависимости от характера возможных негативных последствий в отношении охраняемых законом ценностей.

Обязательные требования, в отношении которых степень риска не определена, признаются обязательными требованиями с низкой степенью риска.

6. До принятия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, правительственная комиссия с учетом позиций, полученных в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, оценивает обязательные требования на предмет соответствия общим условиям и принципам установления обязательных требований в соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона и при выявлении недопустимости установления обязательного требования формирует мотивированное заключение.

В этих целях федеральный орган исполнительной власти или организация, наделенная отдельными государственными или иными публичными полномочиями, разработавший указанный проект нормативного правового акта, направляет проект нормативного правового акта в правительственную комиссию.

Заключение правительственной комиссии о недопустимости установления обязательного требования исключает принятие нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти или нормативного акта организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, устанавливающего это обязательное требование.

7. При установлении в соответствии с федеральным законом обязательных требований документом, не являющимся нормативным правовым актом, соблюдаются требования настоящей статьи, относящиеся к установлению обязательного требования нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Статья 7. Вступление в силу и признание утратившими силу обязательных требований

1. Нормативные правовые акты и документы, не являющиеся нормативными правовыми актами, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации либо 1 января, либо 1 июля, но не ранее чем через 6 месяцев после дня их официального опубликования.

2. Исключения из общих сроков вступления в силу обязательных требований, установленных частью 1 настоящей статьи, могут быть установлены федеральными законами.

3. Нормативные правовые акты и документы, не являющиеся нормативными правовыми актами, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации, содержащие обязательные требования, в целях актуализации утрачивают силу по истечении 5 лет с момента их вступления в силу, если продолжение их действия на тот же или меньший срок не будет подтверждено в порядке, установленном статьей 6 настоящего Федерального закона, в соответствии с требованиями статьи 2 настоящего Федерального закона.

По решению правительственной комиссии отдельные нормативные правовые акты или документы, не являющиеся нормативными правовыми актами, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации, содержащие обязательные требования, в целях актуализации утрачивают силу по истечении более длительного срока, но не более 10 лет с момента вступления их в силу.

Статья 8. Выпуск руководств по исполнению обязательных требований

1. В целях доведения до граждан и организаций информации о способах соблюдения обязательных требований контрольно-надзорные органы выпускают руководства по соблюдению обязательных требований.

2. В руководство по соблюдению обязательных требований включается описание обязательных требований, их пояснение, примеры соблюдения, рекомендации по принятию конкретных мер, которые необходимо предпринять гражданам и организациями для обеспечения их соответствия обязательным требованиям.

3. Разработка и размещение на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет" руководств по соблюдению обязательных требований, существенно влияющих на снижение риска причинения вреда (ущерба) - за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также в отношении обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, является обязательным.

4. Деятельность граждан, а также организаций и действия их работников, соответствующие руководствам по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушающие обязательные требования.

5. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются руководителем контрольно-надзорного органа.

6. Порядок доведения до граждан и организаций руководств по соблюдению обязательных требований устанавливается в административных регламентах осуществления вида контроля.

Статья 9. Установление экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований

1. Экспериментальный правовой режим состоит во временном отказе от применения обязательных требований или уменьшении обязанностей, выраженных в форме условий, ограничений, запретов, для граждан и организаций применительно к определенным элементам предмета обязательного требования или по предмету обязательного требования в целом в целях:

а) оценки возможности возникновения рисков для указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона ценностей вследствие установления нового правового регулирования;

б) определения оптимальных вариантов будущего правового регулирования соответствующих общественных отношений;

в) определения возможных положительных и (или) отрицательных последствий введения нового правового регулирования.

2. При установлении экспериментального правового режима обязательны мониторинг реализации экспериментального правового режима и оценка результативности экспериментального правового режима.

3. Порядок инициирования, установления, реализации, мониторинга реализации, отмены, приостановления, оценки результативности экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований определяется Правительством Российской Федерации.

Глава 3. Заключительные и переходные положения

Статья 10. Вступление настоящего Федерального закона в силу


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Статья 11. Актуализация федеральных обязательных требований


С 1 января 2021 года не могут применяться органами государственной власти вне зависимости от того, отменены ли содержащие их нормативные положения:

а) обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных официально нормативных правовых актах, иных документах, не являющимися нормативными правовыми актами, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

б) обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, вступившими в силу до 1 июля 2020 года.

в) обязательные требования, установленные документами, не являющимися нормативными правовыми актами, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации, вступившими в силу 1 июля 2020 года.

Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об обязательных требованиях"


Законопроект "Об обязательных требованиях" разработан во исполнение подпункта "б" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (N Пр-294 от 26 февраля 2019 г.), а также пункта 2 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденной Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. N 4714п-ПЗ6.

Законопроект содержит основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия органов государственной власти по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, вступление, а также положения о возможности установления экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований.

Так, к основным принципам установления обязательных требований, следует отнести следующие:

1) соразмерность;

2) разумность;

3) системность;

4) научно-техническая обоснованность;

5) открытость разработки;

6) минимизации субъектов контроля;

7) непротиворечивость;

8) контролепригодность.

Действие законопроекта распространяется на обязательные требования, которые содержатся в нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Кроме того, правила, устанавливаемые законопроектом, также распространяются на документы, не являющиеся нормативными правовыми актами, в случае если возможность принятия таких документов по отдельным видам общественных отношений установлена федеральными законами, а обязательность требований, содержащихся в соответствующих документах, установлена указом Президента Российской Федерации или Постановлением Правительства Российской Федерации.

Законопроект содержит положения, в соответствии с которыми при разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, подлежит правовой и антикоррупционной экспертизе, а также оценке регулирующего воздействия.

При этом в рамках оценки регулирующего воздействия в обязательном порядке будет анализироваться соблюдение разработчиками нормативных актов общих условий установления обязательных требований, которые содержатся в законопроекте.

Законопроектом также предусмотрено положение, в соответствии с которым нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, в силу одновременно на всей территории Российской Федерации либо 1 апреля, либо 1 октября, но не ранее чем через 6 месяцев после дня их официального опубликования, а также в целях их актуализации утрачивают свою силу по истечение 5 лет.

При этом предполагается, что указанный срок может быть продлен на тот же или меньший срок по решению комиссии Правительства Российской Федерации

В целях оценки возможности возникновения рисков причинения вреда охраняемым законам ценностям, а также определения оптимальных вариантов будущего правового регулирования предполагается возможность установления экспериментальных правовых режимов, состоящих во временном отказе от применения обязательных требований или уменьшении объема и характера обязанностей.

Также законопроектом предлагается закрепит возможность выпуска федеральными органами исполнительной власти руководств по исполнению обязательных требований.

Целью выпуска указанных руководств является разъяснение обязательных требований, иллюстрация примеров и способов их соблюдения, а также рекомендации по принятию конкретных мер, которые необходимо предпринять для обеспечения исполнения обязательных требований.

Одновременно законопроектом устанавливается, что деятельность граждан, а также организаций и действия их работников, соответствующие руководствам по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушающие обязательные требования.

Кроме того, законопроект содержит положения о неприменении с 1 января 2021 года обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах и иных документах, вступивших в силу до 1 июля 2020 года.

Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах предусмотренных средств федерального бюджета Российской Федерации.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Федеральный портал проектов
нормативных правовых актов
http://regulation.gov.ru
по состоянию на 13.06.2019

Об обязательных требованиях

Название документа: Об обязательных требованиях

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru по состоянию на 13.06.2019

https://regulation.gov.ru/projects#npa=81764

Дата принятия: 13 июня 2019

Об обязательных требованиях
Данный документ представлен в виде сканер копии, которую вы можете скачать в формате или