ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 апреля 2019 N 797-р

О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р об утверждении Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 45, ст. 6287; 2017, N 2, ст. 434).

2. Признать утратившими силу абзацы второй - третий подпункта "б" и подпункт "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 2883-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст. 434).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением  Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2019 года N 797-р

Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р



1. В пункте 1 слова "и Байкальского региона" исключить.

2. В Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, утвержденной указанным распоряжением:

а) в наименовании слова "Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона" заменить словами "Дальневосточного федерального округа";

б) в разделе I:

в абзаце втором слова "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" заменить словами "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

в абзаце третьем слова "Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г." заменить словами "Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"дальневосточные приграничные территории" - территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа, прилегающих к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой и Монголией;";

абзац шестой признать утратившим силу;

в абзаце седьмом слова "дальневосточных и байкальских" заменить словом "дальневосточных";

в абзаце девятом слова "дальневосточную и байкальскую приграничные территории" заменить словами "дальневосточные приграничные территории";

в абзаце одиннадцатом слова "дальневосточных и байкальских" заменить словом "дальневосточных";

в абзаце тринадцатом слова "дальневосточных и байкальских" заменить словом "дальневосточных", слова "на территориях Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона" заменить словами "на территории Дальневосточного федерального округа";

в абзаце пятнадцатом слова "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537" заменить словами "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", слова "Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г." заменить словами "Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";

в) раздел II изложить в следующей редакции:

"II. Современное состояние дальневосточных приграничных территорий

К субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, на территориях которых расположены дальневосточные приграничные территории, относятся Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область.

К дальневосточным приграничным территориям относятся следующие муниципальные районы и городские округа:

в Республике Бурятия - Окинский, Тункинский, Закаменский, Джидинский и Кяхтинский районы;

в Забайкальском крае - Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский, Газимуро-Заводский и Могочинский районы;

в Приморском крае - Дальнереченский, Кировский, Октябрьский, Пограничный, Пожарский, Спасский, Ханкайский, Хасанский, Хорольский, Черниговский районы, а также Дальнереченский, Лесозаводский и Уссурийский городские округа;

в Хабаровском крае - Бикинский, Вяземский и Хабаровский районы, район имени Лазо, а также городской округ Хабаровск;

в Амурской области - Архаринский, Благовещенский, Бурейский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Свободненский, Сковородинский, Тамбовский и Шимановский районы, а также городские округа Благовещенск, Шимановск и Свободный;

в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский и Смидовичский районы.

На дальневосточных приграничных территориях расположено 1329 населенных пунктов, в том числе 17 городов, 45 поселков городского типа и 1144 сельских поселения.

Численность населения дальневосточных приграничных территорий составляет 2239,4 тыс. человек, или 27 процентов численности населения округа и 36 процентов численности населения соответствующих субъектов Российской Федерации.

Демографическое положение дальневосточных приграничных территорий характеризуется следующим:

ежегодное сокращение численности населения, за исключением крупных экономических и административных центров и районов (г. Хабаровск и Хабаровский район Хабаровского края, г. Благовещенск и Благовещенский район Амурской области, г. Уссурийск Приморского края), где отмечаются положительные показатели естественного и миграционного прироста населения;

преобладающий естественный прирост населения (Республика Бурятия, Хабаровский край) и естественная убыль населения (Приморский и Забайкальский края, Амурская область, Еврейская автономная область);

коэффициент рождаемости выше среднего по округу отмечен в приграничных муниципальных образованиях Республики Бурятия и Забайкальского края, ниже среднего по округу - в приграничных муниципальных образованиях Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, Еврейской автономной области;

уровень смертности по всем приграничным регионам, за исключением Республики Бурятия, выше среднего по округу.

Определенное влияние на снижение численности населения ввиду миграционной или естественной убыли оказывают особенности проживания на этой территории, в том числе сложные природно-климатические факторы, снижение доступности медицинской помощи, отсталость и неразвитость экономики приграничных территорий, низкий уровень жизни, отсутствие либо неудовлетворительное состояние социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Исходя из анализа основных показателей качества жизни ряд приграничных муниципальных образований отстает не только от среднероссийских показателей, но и показателей в целом по федеральному округу и соответствующему субъекту Российской Федерации по уровню смертности населения от всех причин, доступности дошкольного образования и объектов физической культуры и спорта, наличию второй смены в общеобразовательных организациях, доле учреждений культурно-досугового типа, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

В отдельных приграничных населенных пунктах отсутствует сотовая связь.

Проблемой остается высокий износ сетей жилищно-коммунального хозяйства, который достигает 70 процентов, либо отсутствие благоустроенного жилья. На приграничные территории Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, Еврейской автономной области приходится наибольшая доля (до 74 процентов) аварийного жилищного фонда, в котором проживает свыше 32 тыс. человек.

Основной причиной сложившегося положения является низкая ресурсная самообеспеченность муниципальных районов в средствах на развитие социальной сферы, неразвитость института государственно-частного партнерства в социальной сфере для привлечения внебюджетных средств.

Для экономики дальневосточных приграничных территорий характерны:

значительная доля участия ряда приграничных муниципальных образований в инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации;

инвестиционная привлекательность приграничных территорий для формирования особых режимов предпринимательской деятельности и развития внешнеэкономического сотрудничества.

Общий плановый инвестиционный портфель приграничных территорий до 2025 года составляет свыше 1633 млрд. рублей. Это перспективные проекты в области добычи и переработки полезных ископаемых, сельского хозяйства, туризма, обрабатывающего производства, логистики. По ряду проектов уже начата реализация, в том числе в рамках особых правовых режимов.

Доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Хабаровского и Забайкальского краев, Амурской области, Еврейской автономной области достигает 40 - 70 процентов общего объема инвестиций в основной капитал. Значительно ниже доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Республики Бурятия и Приморского края.

С вводом новых производственных мощностей и установления особых режимов предпринимательской деятельности на приграничных территориях наметился рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.

Приграничные территории являются главными производителями сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе, на них приходится треть производимой продукции сельского хозяйства, более половины всех посевных площадей Дальневосточного федерального округа.

Однако в последние годы наметилась тенденция к сокращению объемов сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия, Приморском крае, Амурской области, Еврейской автономной области, незначительный рост отмечен в Хабаровском и Забайкальском краях.

Туристическая деятельность на дальневосточных приграничных территориях преимущественно остается ориентированной на выездной туризм ввиду значительного физического износа объектов туристической инфраструктуры и санаторно-курортного комплекса, а также ввиду недостаточности квалифицированных кадров в области туризма и недостаточного уровня развитости обеспечивающей инфраструктуры.

Остается низкой доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике дальневосточных приграничных территорий, 77 процентов которых расположены в крупных приграничных городских округах. Количество предприятий продолжает снижаться, по итогам 2018 года их численность сократилась на 3,5 тыс. человек.

Основными проблемами развития субъектов малого и среднего предпринимательства являются высокие транспортные и логистические расходы, высокая стоимость энергоресурсов, слабое развитие транспортной, инженерной инфраструктуры и коммуникаций, обеспечивающих общие условия для осуществления предпринимательской деятельности.

На дальневосточных приграничных территориях в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р расположено 9 монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), социально-экономическое положение которых требует повышенного внимания и контроля со стороны органов государственной власти и организаций, на которые возложены полномочия по управлению на территориях соответствующих моногородов.

В целом преимущества экономики большинства дальневосточных приграничных территорий, сложившиеся по причине их геостратегического положения и природно-ресурсного потенциала, не используются в полной мере в связи с отсутствием эффективных комплексных мер по использованию указанных преимуществ, в том числе в рамках интеграции дальневосточных приграничных территорий в международное приграничное сотрудничество и кооперацию, что, в свою очередь, обусловливает низкий уровень качества жизни населения.

В сфере занятости населения высокий уровень безработицы отмечается в большинстве приграничных муниципальных образований и значительно превышает средний показатель по субъекту Российской Федерации, что создает риски вовлечения местного населения в преступную деятельность, в том числе связанную с контрабандой.

На дальневосточных приграничных территориях расположено 43 пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе 29 пунктов пропуска расположено на российско-китайской государственной границе (10 смешанных пунктов пропуска, 9 автомобильных пунктов пропуска, 4 железнодорожных пункта пропуска, 1 речной пункт пропуска, 1 временный пункт пропуска Кани-Курган - Чанфатунь), 13 на российской-монгольской государственной границе (11 автомобильных пунктов пропуска, 2 железнодорожных), 1 железнодорожный пункт пропуска на российско-северокорейской государственной границе. По оценке контрольных органов только 3 пункта пропуска находятся в хорошем состоянии (воздушный пункт пропуска Хабаровск, смешанный пункт пропуска Благовещенск и железнодорожный пункт пропуска Забайкальск).

Отсутствие современной инфраструктуры пунктов пропуска и прилегающих к ним приграничных автомобильных дорог не позволяет в полной мере реализовать туристский и транзитный транспортный потенциалы дальневосточных приграничных территорий.

Исходя из анализа социально-экономического положения дальневосточных приграничных территорий их можно распределить на 4 основные группы:

приграничные городские округа с высокой концентрацией населения и экономики, с положительным миграционным сальдо - городские округа Хабаровск в Хабаровском крае и Благовещенск в Амурской области, Уссурийский городской округ в Приморском крае;

экономически активные (центры роста) муниципальные образования, где отмечается ежегодный отток населения и значительное отставание социальных показателей от среднего уровня по России и округу:

в Республике Бурятия - Тункинский, Закаменский, Окинский районы;

в Приморском крае - Хасанский, Спасский, Кировский районы;

в Хабаровском крае - район им. Лазо;

в Амурской области - Свободненский, Сковородинский, Магдагачинский, Бурейский районы, г. Свободный;

в Еврейской автономной области - Ленинский и Смидовичский районы;

районы, не обладающие значительным экономическим потенциалом, где отмечается ежегодный отток населения и значительное отставание социальных показателей от среднего уровня по России, округу и региону в целом:

в Республике Бурятия - Джидинский район;

в Забайкальском крае - Норчинско-Заводский, Акшинский, Ононский, Калганский, Кыринский районы;

в Приморском крае - Хорольский, Ханкайский, Дальнереченский районы;

в Хабаровском крае - Вяземский район;

в Амурской области - Шимановский, Архаринский, Михайловский районы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»