МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 февраля 2019 года N 46

Об утверждении Порядка допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

В целях обеспечения подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов в соответствии с пунктом 6 статьи 54 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 30, ст.3290; 2007, N 46, ст.5554; 2012, N 31, ст.4318; 2013, N 23, ст.2882, N 27, ст.3477), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 52, ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11, ст.1029, N 17, ст.1883, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18, ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, 652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18, ст.2177, N 30, ст.4311, ст.4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, N 43, ст.5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17, ст.2571, N 20, ст.2925, N 38, ст.5300, N 47, ст.6605, N 49, ст.6976; 2016, N 1, ст.242, N 2, ст.325, N 7, ст.996, N 7, ст.997, N 16, ст.2229, N 28, ст.4741, N 37, ст.5497, N 40, ст.5752, N 42, ст.5929; 2017, N 10, ст.1485, N 37, ст.5539, N 42, ст.6166, N 43, ст.6327, N 52, ст.8161; 2018, N 24, ст.3533, N 52, ст.8275, N 32, ст.5135),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов.

И.о. Министра

А.А.Юрчик

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

25 марта 2019 года,

регистрационный N 54151

Приложение

к приказу Минтранса России

от 8 февраля 2019 года N 46

Порядок допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов

1. Настоящий Порядок устанавливает правила допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - допуск, тренажеры соответственно).

2. Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы (далее - эксплуатант тренажера), применяют тренажеры, в отношении которых Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - уполномоченный орган в области гражданской авиации) принято решение о допуске тренажерного устройства имитации полета, применяемого в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - Решение), в соответствии с настоящим Порядком.

3. Допуск осуществляется в отношении следующих тренажеров:

а) в отношении которых ранее не было принято Решение;

б) в отношении которых было принято Решение, но которые прошли модернизацию (внесение изменений в конструкцию и/или программное обеспечение тренажера) или были повторно введены в эксплуатацию после длительного периода, в течение которого тренажер не применялся (более 1 года);

в) в отношении которых было принято Решение, но место установки которых изменилось.

4. Для получения допуска эксплуатант тренажера осуществляет оценку тренажера.

Для осуществления оценки тренажера эксплуатант тренажера создает комиссию по допуску к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - Комиссия).

5. В состав Комиссии входят:

председатель Комиссии - руководитель эксплуатанта тренажера или его заместитель, отвечающий за подготовку членов летного экипажа гражданского воздушного судна и контроль их профессиональных навыков;

представитель уполномоченного органа в области гражданской авиации из числа лиц, замещающих должности гражданских государственных служащих;

специалисты по проведению летной оценки тренажера - не менее двух обладателей свидетельства пилота с квалификационной отметкой инструктора, имеющего право на выполнение полетов на типе (виде) воздушного судна, полеты на котором должен имитировать тренажер (в случае, если в гражданской авиации отсутствует инструкторский состав, имеющий право на выполнение полетов на типе (виде) воздушного судна, соответствующем тренажеру, допускается проведение летной оценки летчиками-испытателями, имеющими право выполнения полетов на соответствующем типе (виде) воздушного судна);

________________

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст.4322; 2017, N 7, ст.1095).     

специалисты по проведению технической оценки тренажера - не менее трех работников эксплуатанта тренажера.

Эксплуатант тренажера может привлекать к участию в работе Комиссии специалистов, отвечающих за подготовку членов летных экипажей гражданских воздушных судов и контроль их профессиональных навыков, являющихся сотрудниками эксплуатанта, обладающих свидетельствами пилота с квалификационной отметкой инструктора, имеющего право на выполнение полетов на типе (виде) воздушного судна, характеристики которого имитирует тренажер, и научных организаций в области гражданской авиации.

6. Эксплуатант тренажера разрабатывает Программу испытаний на соответствие характеристик тренажера характеристикам, указанным в документе Международной организации гражданской авиации Doc 9625 "Руководство по критериям квалификационной оценки тренажерных устройств имитации полета" (далее - Doc 9625), содержащем перечень тестов для проведения летной и технической оценки тренажера (далее - Программа испытаний).

________________

Официальный сайт Международной организации гражданской авиации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.icao.int.

7. Комиссия в срок не позднее пяти рабочих дней после представления эксплуатантом тренажера проекта Программы испытаний рассматривает его на соответствие положениям Doc 9625.

При отсутствии замечаний председатель Комиссии утверждает Программу испытаний. В случае, если по результатам рассмотрения установлена необходимость внесения изменений, Комиссия вносит указанные изменения в течение трех рабочих дней.

8. Летная и техническая оценка тренажера, предусмотренная пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, осуществляется для подтверждения возможности применения тренажера для подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов в соответствии с утвержденной Программой испытаний и в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.

________________

Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645); Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2009 г.* N 147 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 12 сентября 2008 г.". - Примечание изготовителя базы данных.          

9. Для тренажеров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящего Порядка, проводится летная и техническая оценка в соответствии с требованиями пунктов 11 и 12 настоящего Порядка.

10. Для тренажеров, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Порядка, проводится техническая оценка в соответствии с требованиями пункта 12 настоящего Порядка.

11. Летная оценка тренажера проводится в соответствии с Программой испытаний и включает оценку:

соответствия интерьера и оборудования кабины тренажера интерьеру и оборудованию кабины гражданского воздушного судна, полет на котором имитирует тренажер;

имитации полета в соответствии с требованиями документации на гражданское воздушное судно, определяющими правила его эксплуатации в нормальных условиях (без имитации отказов систем гражданского воздушного судна и аварийных ситуаций);

имитации отказов систем гражданского воздушного судна, моделирование которых обеспечивает тренажер;

имитации внекабинной визуальной обстановки;

имитации акселерационных эффектов;

имитации акустической обстановки;

возможности применения тренажера для выполнения тренировок по отработке действий в ситуациях и режимах полета, обязательных для подготовки членов летных экипажей гражданских воздушных судов и контроля их профессиональных навыков в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.

12. Техническая оценка тренажера включает проверку документов на тренажер, проведение испытаний систем и программного обеспечения тренажера в соответствии с Программой испытаний с целью подтверждения соответствия характеристик тренажера характеристикам, указанным в Doc 9625, и проверки работоспособности тренажера.

13. По результатам работы Комиссии оформляются:

а) для тренажеров, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка:

акт летной оценки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку);

акт технической оценки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку);

б) для тренажеров, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Порядка:

акт летной оценки, содержащий информацию о влиянии внесения изменений в конструкцию и/или программное обеспечение тренажера на его характеристики (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку);

акт технической оценки, содержащий информацию о влиянии внесения изменений в конструкцию и/или программное обеспечение тренажера на его характеристики (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку);

в) для тренажеров, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Порядка:

акт технической оценки, содержащий информацию об изменении характеристик тренажера в результате его перемещения на новое место установки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»