ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 23 ноября 2018 года N 56

О Методических рекомендациях по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Методические рекомендации по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Методические рекомендации) подготовлены Росфинмониторингом совместно с Минфином России и Федеральным казначейством в целях оказания методической помощи аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по реализации положений законодательства о ПОД/ФТ.

________________

противодействие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Задача Методических рекомендаций - повышение эффективности выявления в рамках оказания аудиторских услуг сделок или финансовых операций аудируемого лица, которые могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма на основании оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма действующем на момент их опубликования.

В случае изменения требований законодательства Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.

Методические рекомендации по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (далее вместе - аудиторы) при исполнении требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

международными стандартами противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг";

постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей";

международными стандартами аудита, введенными в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России;

приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" (далее - Приказ N 103);

приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Приказ N 110);

иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

3. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции (далее вместе - операции) аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Риски ОД/ФТ

4. При оказании аудиторских услуг основания полагать, что операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ, представляют собой профессиональное суждение аудитора в отношении совершенных (совершаемых) операций или групп операций аудируемым лицом, а также его деятельности в целом с точки зрения рисков ОД/ФТ.

5. Под рисками ОД/ФТ понимается возможность нанесения ущерба аудируемому лицу и (или) финансовой системе, и (или) экономике в целом путем совершения операции (операций) в целях ОД/ФТ.

6. Профессиональное суждение аудитора по поводу того, что операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ, формируется, в частности, исходя из:

6.1) отраслевой принадлежности аудируемого лица;

6.2) специфики сектора экономики, в котором аудируемое лицо осуществляет деятельность;

6.3) иных особенностей деятельности аудируемого лица;

6.4) результатов национальной оценки рисков ОД/ФТ;

________________

См. официальный Интернет-сайт Росфинмониторинга www.fedsfm.ru.

6.5) имеющихся типологий ОД/ФТ;

________________

См. Личный кабинет аудитора на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга, официальные Интернет-сайты международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, иные доступные источники.

6.6) имеющихся у аудитора аудиторских доказательств.

7. При рассмотрении совершенных (совершаемых) операций или групп операций аудируемым лицом, а также его деятельности в целом с точки зрения рисков ОД/ФТ принимаются во внимание следующие группы рисков ОД/ФТ:

а) риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями регистрации и (или) деятельности аудируемого лица (страновые риски);

б) риски, связанные с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов (клиентские риски);

в) риски, связанные с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок аудируемого лица (операционные риски).

Аудитор может выделять дополнительные группы рисков ОД/ФТ.

8. Страновые риски имеют место, в частности, когда:

8.1) аудируемое лицо и (или) его бенефициарные владельцы, и (или) его контрагенты являются резидентами страны (государства, юрисдикции):

8.1.1) не имеющей, по данным надежных источников, надлежащих систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения;

________________

Надежными источниками считаются общеизвестные организации, которые, как правило, пользуются авторитетом и широко распространяют информацию. Помимо ФАТФ и региональных организаций, созданных по типу ФАТФ, к надежным источникам можно относить такие наднациональные или международные организации, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, группа органов финансовой разведки "Эгмонт" и аналогичные правительственные и неправительственные организации в отдельных странах. Информация, поступающая из этих источников, не считается обязательной к исполнению и не должна рассматриваться как неоспоримое указание по присвоению высоких значений риска, однако она может служить показателем уровня риска в той или иной стране или регионе.

8.1.2) в отношении которой применены санкции, эмбарго или аналогичные меры, установленные, например, ООН;

8.1.3) имеющей, по данным надежных источников, высокий уровень коррупции или другой преступной деятельности (например, незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, людьми, организация подпольных азартных игр);

8.2) аудируемое лицо и (или) его бенефициарные владельцы, и (или) его контрагенты являются резидентами страны (государства, юрисдикции) или географической области, которые, по данным надежных источников, предоставляют финансирование или поддержку террористической деятельности либо на территории которых действуют установленные террористические организации;

8.3) клиенты или контрагенты аудируемого лица, филиалы или дочерние организации аудируемого лица имеют регистрацию или осуществляют деятельность на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом "О специальных экономических мерах";

8.4) клиенты или контрагенты аудируемого лица являются нерезидентами Российской Федерации. При этом особое внимание должно быть уделено резидентам государств (территорий), предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны).

________________

См., например, приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)".

9. К клиентским относятся, в частности, риски:

9.1) связанные с особенностями структуры собственности, органов управления и т.д.:

9.1.1) структура собственности аудируемого лица представляется необычной или излишне сложной;

9.1.2) регистрация клиента аудируемого лица или его контрагента осуществлена по адресу массовой регистрации юридических лиц;

9.1.3) период деятельности клиента или контрагента аудируемого лица составляет менее одного года с даты государственной регистрации;

9.1.4) необъяснимые изменения в собственности аудируемого лица;

9.1.5) неоднократные изменения организационно-правовой формы аудируемого лица;

9.1.6) частые и (или) необъяснимые смены членов руководства аудируемого лица;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»