ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 23 ноября 2018 года N 56
О Методических рекомендациях по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Методические рекомендации по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Методические рекомендации) подготовлены Росфинмониторингом совместно с Минфином России и Федеральным казначейством в целях оказания методической помощи аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по реализации положений законодательства о ПОД/ФТ.
________________
противодействие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Задача Методических рекомендаций - повышение эффективности выявления в рамках оказания аудиторских услуг сделок или финансовых операций аудируемого лица, которые могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма на основании оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма действующем на момент их опубликования.
В случае изменения требований законодательства Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (далее вместе - аудиторы) при исполнении требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
международными стандартами противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ);
международными стандартами аудита, введенными в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России;
приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" (далее - Приказ N 103);
иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.
3. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции (далее вместе - операции) аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.
4. При оказании аудиторских услуг основания полагать, что операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ, представляют собой профессиональное суждение аудитора в отношении совершенных (совершаемых) операций или групп операций аудируемым лицом, а также его деятельности в целом с точки зрения рисков ОД/ФТ.
5. Под рисками ОД/ФТ понимается возможность нанесения ущерба аудируемому лицу и (или) финансовой системе, и (или) экономике в целом путем совершения операции (операций) в целях ОД/ФТ.
6. Профессиональное суждение аудитора по поводу того, что операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ, формируется, в частности, исходя из:
6.1) отраслевой принадлежности аудируемого лица;
6.2) специфики сектора экономики, в котором аудируемое лицо осуществляет деятельность;
6.3) иных особенностей деятельности аудируемого лица;
6.4) результатов национальной оценки рисков ОД/ФТ;
________________
См. официальный Интернет-сайт Росфинмониторинга www.fedsfm.ru.
6.5) имеющихся типологий ОД/ФТ;
________________
См. Личный кабинет аудитора на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга, официальные Интернет-сайты международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, иные доступные источники.
6.6) имеющихся у аудитора аудиторских доказательств.
7. При рассмотрении совершенных (совершаемых) операций или групп операций аудируемым лицом, а также его деятельности в целом с точки зрения рисков ОД/ФТ принимаются во внимание следующие группы рисков ОД/ФТ:
а) риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями регистрации и (или) деятельности аудируемого лица (страновые риски);
б) риски, связанные с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов (клиентские риски);
в) риски, связанные с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок аудируемого лица (операционные риски).
Аудитор может выделять дополнительные группы рисков ОД/ФТ.
8. Страновые риски имеют место, в частности, когда:
8.1) аудируемое лицо и (или) его бенефициарные владельцы, и (или) его контрагенты являются резидентами страны (государства, юрисдикции):
8.1.1) не имеющей, по данным надежных источников, надлежащих систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
________________
Надежными источниками считаются общеизвестные организации, которые, как правило, пользуются авторитетом и широко распространяют информацию. Помимо ФАТФ и региональных организаций, созданных по типу ФАТФ, к надежным источникам можно относить такие наднациональные или международные организации, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, группа органов финансовой разведки "Эгмонт" и аналогичные правительственные и неправительственные организации в отдельных странах. Информация, поступающая из этих источников, не считается обязательной к исполнению и не должна рассматриваться как неоспоримое указание по присвоению высоких значений риска, однако она может служить показателем уровня риска в той или иной стране или регионе.
8.1.2) в отношении которой применены санкции, эмбарго или аналогичные меры, установленные, например, ООН;
8.1.3) имеющей, по данным надежных источников, высокий уровень коррупции или другой преступной деятельности (например, незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, людьми, организация подпольных азартных игр);
8.2) аудируемое лицо и (или) его бенефициарные владельцы, и (или) его контрагенты являются резидентами страны (государства, юрисдикции) или географической области, которые, по данным надежных источников, предоставляют финансирование или поддержку террористической деятельности либо на территории которых действуют установленные террористические организации;
8.3) клиенты или контрагенты аудируемого лица, филиалы или дочерние организации аудируемого лица имеют регистрацию или осуществляют деятельность на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом "О специальных экономических мерах";
8.4) клиенты или контрагенты аудируемого лица являются нерезидентами Российской Федерации. При этом особое внимание должно быть уделено резидентам государств (территорий), предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны).
________________
9. К клиентским относятся, в частности, риски:
9.1) связанные с особенностями структуры собственности, органов управления и т.д.:
9.1.1) структура собственности аудируемого лица представляется необычной или излишне сложной;
9.1.2) регистрация клиента аудируемого лица или его контрагента осуществлена по адресу массовой регистрации юридических лиц;
9.1.3) период деятельности клиента или контрагента аудируемого лица составляет менее одного года с даты государственной регистрации;
9.1.4) необъяснимые изменения в собственности аудируемого лица;
9.1.5) неоднократные изменения организационно-правовой формы аудируемого лица;
9.1.6) частые и (или) необъяснимые смены членов руководства аудируемого лица;