ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 21 ноября 2018 года N 682
Об утверждении Методических указаний по расчету индекса физического объема природоохранных расходов
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 30 июня 2022 года N 479
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету индекса физического объема природоохранных расходов и ввести их в действие с итогов за 2018 год.
2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 21 октября 2013 г. N 416 "Об утверждении Методологических рекомендаций по расчету индекса физического объема природоохранных расходов".
Руководитель
А.Е.Суринов
Методические указания по расчету индекса физического объема природоохранных расходов
Настоящие Методические указания содержат описание порядка проведения годовых расчетов объема и индекса физического объема природоохранных расходов по секторам, видам расходов и направлениям природоохранной деятельности.
________________
Значение всех понятий и определений приведено исключительно в целях использования в настоящих Методических указаниях.
1.1.1. Объем природоохранных расходов включает сумму расходов предприятий (организаций, учреждений), индивидуальных предпринимателей, государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), имеющих целевое природоохранное назначение (сбор, очистка, уменьшение, предотвращение или устранение загрязняющих веществ, загрязнения как такового или любых других видов и элементов деградации окружающей среды, которые, в свою очередь, являются следствием предпринимательской активности), осуществляемых за счет всех источников финансирования.
________________
Приведенное определение соответствует рекомендациям: "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.
В общий объем природоохранных расходов включаются инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также текущие расходы на охрану окружающей среды.
В составе природоохранных расходов не учитываются:
затраты на мероприятия, дающие положительный природоохранный эффект, но реализованные вне рамок и задач охраны окружающей среды, осуществляемые главным образом в целях удешевления используемых видов топлива, сырья, материалов, общего снижения издержек производства или оказания соответствующих услуг, повышения качества выпускаемой продукции, получения попутной продукции, производства экологической продукции, охраны здоровья, улучшения условий труда, повышения техники безопасности;
затраты на использование природных ресурсов (например, водоснабжение);
расчетные финансовые показатели, такие как амортизационные отчисления и стоимость основного капитала;
платежи за негативное воздействие, за использование природных ресурсов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, возмещение ущерба окружающей природной среде, компенсации, полученные от третьих сторон, поскольку они не имеют прямого отношения к природоохранной деятельности.
1.1.2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов включают инвестиции в основной капитал, направленные на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет всех источников финансирования как в составе вновь строящихся предприятий, так и на действующих предприятиях. К ним относятся затраты на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы. Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.
1.1.3. Текущие расходы на охрану окружающей среды включают затраты по содержанию основных фондов природоохранного назначения; на мероприятия по сохранению и восстановлению качества природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду; по обращению с отходами производства и потребления; на организацию контроля за выбросами (сбросами), отходами производства и потребления в окружающую среду и за качественным состоянием компонентов природной среды; на работы по экологическому образованию кадров; расходы на содержание особо охраняемых природных территорий; работы по охране и воспроизводству животного мира; затраты на НИОКР в части, касающейся природоохранной деятельности; расходы на образование в области охраны окружающей среды; расходы на государственное управление природоохранной деятельностью.
1.1.4. Выручка (поступления) от продажи побочной продукции представляет собой суммарный объем продаж (совокупную стоимость реализации) побочных продуктов, полученных (произведенных) предприятием (организацией), индивидуальным предпринимателем в ходе природоохранных мероприятий. Доходы могут выражаться через суммарное уменьшение издержек (снижение себестоимости производства), если побочная продукция используется на том же предприятии, где она была получена. Энергосбережение или экономия сырьевых ресурсов за счет использования более совершенной технологии, как и другие выгоды при реализации природоохранных мероприятий не включаются в выручку (поступления) от продажи побочной продукции.
Объем природоохранных расходов устанавливается на основании сведений форм федерального статистического наблюдения, административных данных Федерального агентства лесного хозяйства, отчетности Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Источниками информации для расчета объема и индекса физического объема природоохранных расходов являются:
1.2.1. Формы федерального статистического наблюдения:
N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды";
N 2-ТП (охота) "Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве";
N 1-ООПТ "Сведения об особо охраняемых природных территориях";
N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении";
N 12-ЛХ "Сведения о защите лесов";
N 5-ОС "Сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов";
N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок";
N 1-потребительские цены "Бланк регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги";
N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников";
N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников";
N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";
N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия";
N 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)".
1.2.2. Административные данные Федерального агентства лесного хозяйства: форма N 1-субвенции "Отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого является субвенция".
1.2.3. Отчетность Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
При разработке информации для расчета объема природоохранных расходов используются:
1.3.1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2);
1.3.2. Классификатор направлений природоохранной деятельности (СЕРА 2000; разработан Евростатом, ЕЭК ООН и ОЭСР);
1.3.3. Классификация экономических единиц по секторам;
________________
"Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.
1.3.4. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 (зарегистрирован Минюстом России 26, 12.2013 N 30861);
1.3.5. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061 (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2013 N 30163).
Расчет агрегированных индексов физического объема природоохранных расходов по секторам, видам расходов и направлениям природоохранной деятельности в целом по России и субъектам Российской Федерации осуществляется на основании данных об объемах природоохранных расходов в фактических и сопоставимых ценах (алгоритм расчета приведен в таблицах приложения к Методическим указаниям по расчету индекса физического объема природоохранных расходов (далее - приложение)).
Схема расчета индекса физического объема природоохранных расходов
Наименование показателя | Природоохранные | Индекс цен, индекс-дефлятор в % к | Природоохранные расходы отчетного | Индекс физического | |
преды- | отчетный год | предыдущему году | предыдущего года | расходов, в % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 = 3/4100 | 6 = 5/2100 |
Для расчета индекса физического объема природоохранных расходов используется формула Ласпейреса:
, (1)
где:
- индекс физического объема природоохранных расходов;
- объем природоохранных расходов отчетного года в ценах предыдущего года;
- объем природоохранных расходов предыдущего года в ценах предыдущего года.
Объем природоохранных расходов, произведенных в отчетном году в ценах предыдущего года, может быть определен двумя методами: методом дефлятирования и методом экстраполяции.
Формирование объема природоохранных расходов в фактических ценах осуществляется по: видам расходов; секторам; направлениям природоохранной деятельности.
Природоохранные расходы группируются по видам расходов: инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; текущие расходы на охрану окружающей среды.