МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 июля 2018 года N 08-1727

О направлении материалов

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации пункта 6 (подпункт 2.3) е) Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации от 26 апреля N Пр-1069 с изменениями и дополнениями от 5 октября 2016 г. N Пр-1960, направляет для использования в работе информационно-аналитические материалы, посвященные вопросам противодействия идеологии терроризма (на основе анализа практики преподавания вопросов противодействия идеологии терроризма в рамках курсов "Основы безопасности жизнедеятельности", "Основы религиозных культур и светской этики", а также практики использования учебном процессе иных учебных материалов, раскрывающих сущность идеологии терроризма).

Директор Департамента

А.Е.Петров

Приложение

Информационно-аналитические материалы, посвященные вопросам противодействия идеологии терроризма (пункт 6 (подпункт 2.3) е) Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы в субъектах Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации от 26 апреля N Пр-1069 с изменениями и дополнениями от 5 октября 2016 г. N Пр-1960)

Информационно-аналитические материалы предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Информационно-методические материалы подготовлены на основе анализа практики преподавания вопросов противодействия идеологии терроризма в рамках курсов "Основы безопасности жизнедеятельности", "Основы религиозных культур и светской этики", а также практики использования в учебном процессе иных учебных материалов, раскрывающих преступную сущность идеологии терроризма.

Произведения антитеррористической направленности

Подготовка произведений антитеррористической направленности предполагает создание медиаконтента, в т.ч. текстов (таблица 1).

Таблица 1. Подготовка произведений антитеррористической направленности

Целевая аудитория

Школьники 1-11 классов, учащиеся ссузов, студенты вузов

Организатор

Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п.

Количество участников

Зависит от формата мероприятия: от 10 человек до нескольких тысяч

Формат произведения

Книги, статьи, комиксы, видеоролики, анимационные ролики, инфографика, школьная или студенческая газета и т.д.

Обратная связь

Анкета (в т.ч. онлайн)

Результат

Книги, статьи, комиксы, видеоролики, анимационные ролики, инфографика, школьная или студенческая газета и т.д.

Количество

Не менее 1 позиции в течение года в каждом регионе

Примеры: социальный ролик "Против терроризма", созданный студентами Саратовского государственного технического университета (2017 год); издание информационно-методического сборника "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения" (Иркутская область, 2016).

________________

https://youtu.be/S3JAFmGg8wI.

Обучающие программы в рамках реализации курсов "Основы безопасности жизнедеятельности", "Основы религиозных культур и светской этики"

Разработка и реализация обучающих программ обусловлена, прежде всего, основной задачей обеспечения у детей и молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма - проведением просветительской деятельности. В этой связи обучающие программы должны учитывать: различные целевые аудитории - от школьников до специалистов органов исполнительной власти;

различные виды работ - от проведения разовых лекций до постоянно реализуемых образовательных программ.

Просветительская работа реализуется через разработку и внедрение специальных дополнительных образовательных программ, методических рекомендаций и учебных пособий для использования в:

- образовательном процессе школьников и студентов;

- повышении квалификации педагогов и государственных и муниципальных служащих;

- информационно-разъяснительной работе с родителями учащихся. Министерством образования и науки Российской Федерации в субъекты Российской Федерации направлены разработанные совместно с Федеральным институтом развития образования, образовательными организациями высшего образования образовательные программы, к примеру: "Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма", "Угрозы, формируемые распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма".

Образовательные организации реализуют модули образовательных программ, которые встраиваются в образовательный процесс. Например, "История возникновения и развития религиозного экстремизма, а также противодействия ему", "Анализ работы террористических организаций и практические рекомендации по распознанию и упреждению вербовки", "Психологические аспекты экстремизма и терроризма" и т.д.

Также разработаны методические рекомендации по организации деятельности, направленной на межнациональное и межконфессиональное согласие; предупреждению ксенофобии и деструктивных настроений среди молодежи, которые должны учитываться при преподавании предметов комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных организациях.

При разработке образовательных программ и модулей образовательных программ следует также использовать материалы, размещаемые на специализированном федеральном интернет-ресурсе "Наука и образование против террора", созданном на базе Южного федерального университета.

Вопросы, связанные с противодействием идеологии терроризма, также должны встраиваться в образовательную программу курса "Основы безопасности жизнедеятельности", изучаемого в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования.

Следует также использовать разработанные совместно с Минкомсвязью России и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также несоответствующей задачам образования (письмо от 28 апреля 2014 г. N ДЛ-115/03).

Изучение эффективности реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

По данным мониторинга выбора модулей курса ОРКСЭ следует, что в течение всех 6-ти лет большая часть родителей (законных представителей) по согласованию с детьми выбирают курс "Основы светской этики" - их порядка 44%.

Модуль "Основы мировых религиозных культур" изучают на протяжении все тех же 6-ти лет около 20% обучающихся 4-х классов.

В целом, на модули курса ОРКСЭ, такие как "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур", которые направлены на формирование у обучающихся общего представления о культуре народов России, о религиях народов, проживающих в Российской Федерации, о нравственных принципах и устоях российского общества, приходится более 64% выбора.

Тогда как выбор конфессиональных модулей в общем распределении обучающихся составляет менее половины - около 36%: Из них:

более 30% - приходится на изучение модуля "Основы православной культуры";

менее 4% - "Основы исламской культуры"; менее 0,4% - "Основы буддийской культуры" и около 0,01% - "Основы иудейской культуры".

Министерство ведет постоянный мониторинг не только выбора курса, но и изменений в течение учебного года предпочтений в выборе. Запрета в возможности перехода из одной группы в другую для изучения иного модуля нет. В последнее время во многих субъектах Российской Федерации наблюдается нестабильность в выборе, и как отмечают родители в своих анкетах, это связано с множеством факторов, как то - серьезность в подходах самих родителей к выбору модуля для изучения их детьми, так и причинами, не относящимися к самому выбору, а в большей степени, связанному с предпочтениями сверстников-друзей.

Задачи курса:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.

Министерством разработаны критерии и методики оценки курса ОРКСЭ, на основе которых проведен анализ его эффективности, в том числе учитывая вопросы формирования у российской молодежи базы знаний и правовой культуры, нейтрализующей влияние религиозных радикалов.

Система критериев оценки эффективности введенного курса ОРКСЭ в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.

1. Подготовка педагогических кадров (учителей и методистов) к реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Критерий определят системность работы по обеспечению курса ОРКСЭ квалифицированными кадрами, прошедшими специальную подготовку и повышение квалификации на основе специально разработанных программ.

2. Механизмы выбора модуля комплексного курса по образовательной организации и по региону в целом.

Критерий позволяет определить предпочтения по предлагаемым модулям на уровне образовательной организации, муниципалитета, субъекта Российской Федерации, федерального округа, определить возможные обстоятельства того или иного выбора.

3. Наличие и состав учебно-методического и дидактического обеспечения реализации курса.

Критерий позволяет отследить уровень оснащения учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой обучающихся 4-х классов в субъектах Российской Федерации в зависимости от выбранного ими модуля, выявить проблемы, связанные с обеспеченностью учебно-методическими материалами учащихся, а также обеспечить недопущение использования в учебном процессе учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, изданных в издательствах, не входящих в перечень издательств с правом издания учебных пособий для общеобразовательных организаций.

4. Наличие и регулярность проведения мониторинга эффективности преподавания курса ОРКСЭ в образовательной организации и по региону в целом, включая вопросы координации деятельности советов и групп, созданных на уровне регионов по вопросам реализации курса ОРКСЭ.

Критерий позволяет получить информацию о положительном опыте и трудностях, которые возникают у участников в процессе реализации курса ОРКСЭ, об эффективности работы региональных координационных групп, советов по реализации курса ОРКСЭ, а также по вопросам недопущения к преподаванию модулей курса служителей религиозного культа.

5. Уровень результативности и эффективности комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в области воспитания и социализации обучающихся по наблюдениям педагогов и родителей.

Критерий позволяет получить конкретные данные для последующего анализа и выводов об эффективности преподавания курса ОРКСЭ в 4-х классах.

6. Достижение обучающимися 4-х классов личностных, предметных и метапредметных результатов преподавания курса ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС и программы.

Результаты оценки эффективности введенного курса ОРКСЭ в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Большинство педагогов, реализующих курс ОРКСЭ - учителя начальных классов, их около 70%, от 16% до 20% - учителя истории и обществознания, 6%-7% - учителя русского языка и литературы, 8%-9% - учителя МХК и других предметов.

С целью обеспечения качества подготовки педагогов к преподаванию модулей курса ОРКСЭ в 2017 году была разработана и рекомендована к использованию в работе региональных институтов повышения квалификации субъектов Российской Федерации типовая (примерная) дополнительная профессиональная программа "Актуальные вопросы преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики" (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России N 08-1300 от 29.06.2017 г.).

Данная программа рассчитана на 144 часа, разработана на модульной основе и включает базовый и профильно-модульный курсы. Содержание конфессиональных модулей разработано в соответствии с культурологической направленностью курса при участии представителей религиозных организаций и научного сообщества.

По информации, предоставленной субъектами Российской Федерации, данные на ноябрь 2017 г. - программа повышения квалификации реализуется в 5 регионах России. В других субъектах Российской Федерации используются отдельные модули (по выбору) самих учителей.

По критерию готовности учителей к преподаванию курса ОРКСЭ, Министерство видит задачу в создании системы научно-методического сопровождения учителя ОРКСЭ в каждом субъекте Российской Федерации. Такой комплексный подход помощи учителю в понимании системных воспитательных возможностей и задач нового курса позволит повысить качество работы учителя в том числе в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников, развития ценностно-смысловой составляющей курса.

Что касается обеспечения реализации в полном объеме механизма выбора модулей курса, то следует отметить, что за 6 лет штатного введения курса ОРКСЭ отработаны процедуры и механизмы по обеспечению добровольного выбора учебного модуля ОРКСЭ родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации.

По результатам анонимного анкетирования родителей обучающихся 4-х классов на специализированном сайте ОРКСЭ о добровольности выбора модулей ОРКСЭ сделан вывод о том, что большинство образовательных организаций предоставляют возможность выбора одного из модулей курса ОРКСЭ (93% респондентов ответили положительно). Тем не менее, 7% родителей отметили в своих ответах, что их выбор был ограничен.

В то же время ранее уже было сказано, что максимальный процент выбора составляют только 3 модуля из 6-ти.

Задача состоит в системной работе с субъектами Российской Федерации не только по изучению выбора, но и по взаимодействию с руководителями органов исполнительной власти в вопросах организации работы по выбору, в том числе в рамках форумов, семинаров по проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, а также поиск эффективных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»