КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕКОМЕНДАЦИЯ

от 28 августа 2018 года N 15

О внесении изменений в Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары

Коллегия Евразийской экономической комиссии в целях выработки единых подходов к решению вопроса о включении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, рекомендует государствам - членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского экономического союза применять Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 ноября 2016 г. N 20), с учетом изменений согласно приложению.

Председатель Коллегии

Евразийской экономической комиссии

Т.Саркисян

Приложение

к Рекомендации Коллегии

Евразийской экономической комиссии

от 28 августа 2018 года N 15

Изменения, вносимые в Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары

1. В пункте 1 слова "Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (далее - Соглашение)" заменить словами "главы 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс)".

2. В пункте 2:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно - ввозимые товары, Союз), по стоимости сделки с ними (метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых (ввозимых) товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.";

б) абзац третий изложить в следующей редакции:

"платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза;".

3. В абзаце первом пункта 7 слова "статьи 5 Соглашения" заменить словами "статьи 40 Кодекса".

4. В абзаце втором пункта 11 слово "приложении" заменить словами "разделе I приложения к настоящему Положению".

5. Дополнить разделами III и IV следующего содержания:

"III. Лицензионные платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза

12. На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса при определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, лицензионные платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза даже в случаях, когда такие лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам и их уплата является условием продажи товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.

13. Для целей настоящего Положения понятие "воспроизведение (тиражирование)" означает не только копирование ввезенных товаров (например, ввозится образец изделия, по которому создается шаблон, используемый для изготовления точных копий ввезенного изделия), но и воспроизводство изобретения, произведения, замысла или идеи, воплощенных во ввозимых товарах.

Это также относится к оригиналам и копиям научных работ (например, ввоз нового штамма бактерии, которая будет воспроизведена в форму, необходимую для производства вакцины), оригиналам литературных произведений (например, ввоз рукописи для печатания книги), прототипам, то есть образцам, моделям, эталонам и т.д. (например, образец новой игрушки, которая будет воспроизведена в точных копиях новой игрушки) и видам животных и растений (например, генетически измененное насекомое, которое будет размножено для борьбы с распространением исходных видов).

14. Обычно само по себе приобретение товаров, являющихся объектами интеллектуальной собственности или содержащих такие объекты, не наделяет покупателя правом на воспроизведение (тиражирование). В большинстве случаев такое право передается посредством заключения лицензионного договора.

15. В целях решения вопроса о том, являются ли уплачиваемые платежи платежами за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза, следует проанализировать следующее:

содержат ли ввозимые товары какую-либо идею или оригинальную работу, являющуюся объектом интеллектуальных прав (например, объектом авторского права, изобретением, ноу-хау, селекционным достижением);

является ли воспроизведение (тиражирование) идеи или оригинальной работы охраняемым правом в соответствии с законодательством государства-члена;

предусмотрено ли условиями внешнеэкономического договора (контракта) или другого договора предоставление покупателю права на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров;

требует ли обладатель охраняемого права (лицензиар) уплаты вознаграждения за передачу покупателю права на воспроизведение (тиражирование).

Положительные ответы на все перечисленные вопросы указывают на возможность того, что уплачиваемые платежи относятся к лицензионным платежам за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза.

Примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров, приведены в разделе II приложения к настоящему Положению.

IV. Лицензионные платежи за право использования секретов производства (ноу-хау)

16. В соответствии с пунктом 39 Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

17. При предоставлении права использования секретов производства (ноу-хау) в лицензионном договоре может быть установлено, что секрет производства (ноу-хау) используется, например:

а) при производстве ввозимых товаров (в том числе когда секрет производства (ноу-хау) инкорпорирован (содержится) в них);

б) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг с использованием ввозимых товаров (ингредиентов, компонентов, оборудования, инструментов и т.д.) на таможенной территории Союза;

в) при реализации организационных решений в рамках деятельности лицензиата.

18. Если секрет производства (ноу-хау) использован при производстве ввозимых товаров или инкорпорирован (содержится) в них, лицензионные платежи за использование секрета производства (ноу-хау) включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров, так как в таких случаях секрет производства (ноу-хау) является частью ввозимых товаров.

19. Если секрет производства (ноу-хау) связан с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг на таможенной территории Союза с использованием ввозимых товаров (ингредиентов, компонентов, оборудования, инструментов и т.д.), решение о включении лицензионных платежей за использование секрета производства (ноу-хау) в таможенную стоимость ввозимых товаров принимается на основе изучения и анализа вопроса о том, установлено ли условиями использования секрета производства (ноу-хау) требование о приобретении и использовании ввозимых товаров в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг.

20. Если секрет производства (ноу-хау) связан с реализацией организационных решений в рамках деятельности лицензиата (например, с обучением персонала лицензиата производству лицензионной продукции или использованию оборудования или машин, с технической поддержкой в области управления, администрирования, маркетинга, продажи, учета и т.д.), решение о включении лицензионных платежей за использование секрета производства (ноу-хау) в таможенную стоимость ввозимых товаров принимается на основе изучения и анализа вопроса о наличии ограничений и требований, установленных лицензионным договором, либо специфических особенностей или характеристик ввозимых (оцениваемых) товаров иных, чем предусмотренные условиями лицензионного договора по использованию товарного знака, коммерческого обозначения, фирменного наименования, в силу которых использование секрета производства (ноу-хау) возможно с применением ввозимых (оцениваемых) товаров.

Примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право использования секретов производства (ноу-хау), приведены в разделе III приложения к настоящему Положению.".

6. В приложении к указанному Положению:

а) в наименовании слова "за право использования товарного знака" исключить;

б) после наименования дополнить наименованием раздела I следующего содержания:

"I. Примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право использования товарного знака";

в) по тексту слова "пунктом 1 статьи 3 Соглашения" заменить словами "статьей 37 Кодекса";

г) абзац четвертый примера 2 изложить в следующей редакции:

"Организация и правообладатель являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс).";

д) дополнить примерами 8-10 следующего содержания:

"Пример 8. Организация заключила с иностранным правообладателем лицензионный договор, согласно которому иностранный правообладатель предоставляет организации право на использование товарного знака путем его размещения на спортивных сумках при условии уплаты лицензионных платежей.

Правообладателем не установлены требования к спортивным сумкам, на которые наносится товарный знак, а также к их производителям. Выбор производителей осуществляется организацией самостоятельно.

Организация и правообладатель являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

Товарный знак размещается на спортивных сумках, которые организация приобретает у иностранных производителей.

Организация и иностранные производители не являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

Организация предоставляет иностранным производителям содержащие товарный знак этикетки, которые размещаются на спортивных сумках перед их ввозом на таможенную территорию Союза.

Поскольку организации предоставлено право на использование товарного знака путем его размещения на спортивных сумках и организация осуществляет ввоз спортивных сумок, на которых по заказу организации производителем размещен товарный знак, лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам.

Поскольку правообладателем не установлены требования к спортивным сумкам и их производителям и такие сумки приобретаются по выбору организации у производителей, не являющихся взаимосвязанными лицами ни с организацией, ни с правообладателем, уплата лицензионных платежей не является условием продажи товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.

Следовательно, лицензионные платежи не подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

Отдельно в данном случае при определении таможенной стоимости ввозимых спортивных сумок должен быть рассмотрен вопрос о возможном дополнительном начислении к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Кодекса в связи с предоставлением организацией этикеток производителям.

Пример 9. Покупатель заключает с владельцем товарного знака лицензионный договор, по которому покупатель обязуется уплачивать правообладателю фиксированную сумму лицензионных платежей за каждую пару обуви, содержащую товарный знак и ввозимую на таможенную территорию Союза.

Покупатель заключил с иностранным производителем договор, предусматривающий приобретение обуви, изготовленной производителем с нанесением товарного знака и с соблюдением требований правообладателя к художественному оформлению и дизайну в отношении товарного знака, выраженных в эскизах, рисунках, чертежах. Производитель не имеет лицензионного договора с правообладателем. Договор купли-продажи между покупателем и производителем не содержит положений, касающихся уплаты лицензионных платежей. Производитель, покупатель и правообладатель не являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

Правообладателем не установлены требования к обуви, на которую наносится товарный знак, а также к ее производителям. Выбор производителя осуществлялся покупателем самостоятельно.

Поскольку согласно лицензионному договору лицензионные платежи уплачиваются за каждую ввозимую на таможенную территорию Союза пару обуви с товарным знаком и товарный знак наносится производителем при изготовлении этих товаров в соответствии с заключенным с покупателем договором, такие лицензионные платежи относятся к ввозимой покупателем обуви.

В связи с тем, что правообладатель не контролирует производство обуви производителем и ее продажу покупателю ни в рамках договорных, ни в рамках каких-либо иных правовых отношений, уплата лицензионных платежей не является условием продажи этих товаров. Следовательно, лицензионные платежи в этом случае не подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

Отдельно в данном случае при определении таможенной стоимости ввозимой обуви должен быть рассмотрен вопрос о возможном дополнительном начислении к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Кодекса в отношении эскизов, рисунков, чертежей, предоставленных покупателем производителю.

Пример 10. Импортер осуществляет на территории государства-члена деятельность по производству сигарет и инновационной табакосодержащей продукции (далее - готовая продукция), а также ввозит на таможенную территорию Союза некоторые виды сигарет и инновационной табакосодержащей продукции, представляющей собой изделия из табака нагреваемого (нагреваемые табачные палочки) (далее - стики).

Для осуществления указанной деятельности импортер заключил лицензионный договор с иностранной компанией, которая владеет определенными товарными знаками (далее соответственно - правообладатель, товарные знаки).

В соответствии с лицензионным договором импортеру предоставлено право на производство готовой продукции с нанесением на нее товарных знаков, а также на использование товарных знаков в связи с ввозом сигарет и стиков с нанесенными товарными знаками. Импортер и правообладатель являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.

Согласно лицензионному договору импортер выплачивает правообладателю за право производства готовой продукции с нанесением товарных знаков лицензионные платежи в размере X процентов от выручки, полученной от реализации готовой продукции на таможенной территории Союза.

В отношении ввозимых сигарет и стиков с нанесенными товарными знаками условиями лицензионного договора предусмотрено, что за право ввоза на таможенную территорию Союза таких сигарет и стиков импортер отдельно уплачивает правообладателю лицензионные платежи в размере Y процентов от выручки, полученной от реализации сигарет и стиков на таможенной территории Союза.

В отношении ввозимых сигарет и стиков условиями лицензионного договора предусмотрено, что импортер закупает такие сигареты и стики у иностранных производителей, являющихся взаимосвязанными с импортером и правообладателем лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса. Такие производители фактически контролируются правообладателем, поскольку обеспечивают поставки сигарет и стиков лицам, определенным правообладателем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»