ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 августа 2018 года N 1697-р

[Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы]

(с изменениями на 1 октября 2020 года)



1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы (далее - план).

2. Реализация плана осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение функций в установленной сфере деятельности.

3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:

обеспечить реализацию плана;

по согласованию с ФАС России до 1 декабря 2018 г. принять правовые акты об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, а также обеспечить принятие указанной системы подведомственными организациями;

ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять в ФАС России информацию о ходе реализации плана.

4. ФАС России:

обеспечить мониторинг и контроль реализации плана;

ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации информацию о ходе реализации плана.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 августа 2018 года N 1697-р

     

План мероприятий ("дорожная карта") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы

(с изменениями на 1 октября 2020 года)

     I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы

1. Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации и является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

На современном этапе, учитывая динамику товарных рынков, особенности внутренней и внешней политики Российской Федерации, необходим единый план мероприятий, направленных на активное содействие развитию конкуренции.

2. Целями плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы (далее - план развития конкуренции) являются:

повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

3. Контрольные показатели реализации плана развития конкуренции в отраслях экономики в каждом виде деятельности, указанном в приложении к плану развития конкуренции:

Наименование контрольного показателя

Единица измерения

Текущее значение

2020 год

Ответственные исполнители

1.

Обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-
промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу

количество субъектов

нет дан-
ных

присутствие в каждом виде деятельности не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности

________________

           В сфере жилищно-коммунального хозяйства - в географических границах субъектов Российской Федерации.

      Оценка должна быть выполнена ФАС России в 2018 году.

2.

Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом

количество нарушений

3725

не более 1862

ФАС России

________________

По данным ведомственной отчетности ФАС России за 2017 год с учетом выданных предупреждений и решений о наличии факта нарушения антимонопольного законодательства, принятых в связи с неисполнением предупреждений ФАС России.

3.

Увеличение доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказов

процентов

15,4 про-
цента

не менее 31 процента

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности

________________

Согласно статистическим показателям, характеризующим результаты осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I-IV кварталов 2017 г., размещенным на сайте Минфина России (https://www.minfin.ru/ru).

4.

Увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства

процентов

11,2 про-
цента

не менее 18 процентов

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности

________________

Доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства рассчитана от общей стоимости заключенных договоров по результатам закупок за первое полугодие 2017 г. (по данным доклада Минфина России о результатах мониторинга применения в первом полугодии 2017 г. Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").

4. Ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях (сферах) экономики (видов деятельности) и ожидаемые результаты развития конкуренции:

Ожидаемый результат

Ответственные
исполнители
(соисполнители)

1.

Увеличение удельного веса организаций социального обслуживания, основанных на негосударственной или немуниципальной формах собственности, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности

Минтруд России,
ФАС России

2.

Повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе

Минсельхоз России,
ФАС России,
Минпромторг России

3.

Расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах

Минсельхоз России,
ФАС России,
ФНС России,
Банк России

4.

Снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений

Минсельхоз России,
ФАНО России,
ФАС России

5.

Сокращение доли несостоявшихся закупок в области дорожного хозяйства, а также исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации

Минфин России,
Минтранс России,
ФАС России,
Росавтодор,
Государственная компания "Российские автомобильные дороги",
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

6.

Препятствование возникновению картелей при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства

ФАС России,
Минтранс России,
Росавтодор,
Государственная компания "Российские автомобильные дороги",
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

7.

Обеспечение формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,
ФАС России

8.

Обеспечение не менее чем в 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,
ФАС России

9.

Устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (роуминг)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,
ФАС России

10.

Повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий, в том числе в социально значимых отраслях (энергетика, жилищно-
коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, безопасность), включая предоставление услуг в формате облачных сервисов, не менее чем на 10 процентов ежегодно

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,
ФАС России

11.

Сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", уже достигнуты показатели первого или последующих годов):
теплоснабжение - до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году;
водоснабжение - до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году;
водоотведение - до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году

Минстрой России,
ФАС России

12.

Обеспечение на товарных рынках в сфере жилищно-
коммунального хозяйства присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу

Минстрой России,
ФАС России

13.

Увеличение доли малого и среднего предпринимательства на рынках жилищно-коммунального хозяйства

Минстрой России,
ФАС России

14.

Переход к рыночному ценообразованию путем формирования цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах. Формирование биржевого и внебиржевого индексов

ФАС России,
Минэнерго России

15.

Количество продавцов газа на организованных торгах (вне зависимости от принадлежности к группе лиц):
2019 год - не менее 6;
2020 год - не менее 7

ФАС России,
Минэнерго России

16.

Доля реализованного на биржевых торгах газа к общему объему реализованного газа на внутреннем рынке:
2019 год - не менее 10;
2020 год - не менее 10

ФАС России,
Минэнерго России

________________

Под объемом реализованного газа на внутреннем рынке понимается объем оптовой реализации природного газа прочим потребителям внутреннего рынка (кроме населения) с использованием объектов Единой системы газоснабжения.

17.

Развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, предусматривающих поддержание объемов организованных торгов нефтепродуктов на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок, увеличение объема совершаемых экспортных сделок на нефть

Минэнерго России,
ФАС России

18.

Снижение количества нарушений в части соблюдения Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 623 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра", по информации, предоставляемой ФАС России

Минэнерго России,
ФАС России

19.

Снижение количества нарушений Федерального закона
"О защите конкуренции"
, в том числе путем повышения эффективности применения торговых политик

Минэнерго России,
ФАС России

20.

Исключение тарифной дискриминации

ФАС России,
Минэнерго России

21.

Прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования

ФАС России,
Минэнерго России

22.

Создание условий в области промышленности для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках

Минпромторг России,
ФАС России

23.

Увеличение доли экспорта российских промышленных товаров в общем объеме промышленных товаров, произведенных на территории Российской Федерации

Минпромторг России,
ФАС России

24.

Создание конкурентного механизма субсидирования возмещения потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга

Минпромторг России,
ФАС России

25.

Внесение изменений в порядок формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария в целях создания условий для обеспечения необходимого влияния пользователей услуг центрального депозитария на его тарифную политику и для предупреждения установления им необоснованных цен на услуги центрального депозитария

Минфин России,
ФАС России,
Банк России

26.

Развитие добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок (автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный виды транспорта) и связанных с ними услуг

Минтранс России,
ФАС России

27.

Развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса (в том числе в рамках институционализации Совета потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и его дочерних зависимых обществ и формирование на его базе совета рынка железнодорожных перевозок)

Минтранс России,
ФАС России

28.

Комплексное развитие межрегиональных и муниципальных перевозок различными видами транспорта (развитие межвидовой конкуренции пассажирских перевозок)

Минтранс России,
ФАС России

     

     

II. План развития конкуренции

Наименование мероприятия

Вид документа

Ожидаемый результат

Срок реализа-
ции

Ответственные исполнители (соисполнители)

________________

Для федеральных законов и актов Правительства Российской Федерации - срок внесения в Правительство Российской Федерации соответствующего проекта. Для иных видов документов - срок их издания, опубликования или внесения в Правительство Российской Федерации.

I. Рынок социальных услуг

Рынки услуг в области социальной защиты, социального обслуживания

1.

Анализ деятельности координационных советов при высших органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг в сфере социального обслуживания

доклад в
Минэкономраз-
вития
России

создание условий для привлечения социально ориентирован-
ных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг

ежегодно

Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.

Анализ обеспечения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг, на уровне не менее 10 процентов объема средств, предусмотренных на реализацию соответствующих региональных и муниципальных программ в части социального обслуживания граждан

доклад в Правительство Российской Федерации

снятие барьеров, препятствующих развитию конкуренции в сфере социального обслуживания

декабрь 2018 г.

Минтруд России, Минэкономраз-
вития России

3.

Проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и иного законодательства Российской Федерации в части, регулирующей функционирование организаций социального обслуживания, с целью выявления норм, устанавливающих избыточные обязанности, запреты и ограничения или способствующих их введению

предложения в Роспотребнад-
зор,
МЧС России, проекты нормативных правовых актов

устранение избыточных административ-
ных барьеров, препятствующих развитию конкуренции на рынке социального обслуживания

2019 год

Минтруд России,
Роструд

4.

Мониторинг тарифов на социальные услуги в организациях социального обслуживания субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

создание условий для привлечения социально ориентирован-
ных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг

декабрь 2018 г.

Минтруд России

5.

Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 31_1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части введения норм, предусматривающих дополнение
существующих форм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций такими видами поддержки, как субсидирование юридических лиц в целях обеспечения предоставления ими поручительств и независимых гарантий социально ориентированным некоммерческим организациям, микрозаймы микрофинансовых организаций

федеральный закон

создание условий для привлечения социально ориентирован-
ных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг

декабрь 2018 г.

Минэкономраз-
вития России,
Минфин России

6.

Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части закрепления понятия "социальное предпринимательство")"

федеральный закон

создание условий для привлечения социально ориентирован-
ных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг

декабрь 2018 г.

Минэкономраз-
вития России, заинтересован-
ные федеральные органы исполнительной власти

Рынок услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации и иных услуг, предоставляемых инвалиду

7.

Разработка и утверждение типовых контрактов, а также технических заданий для закупки уполномоченными органами технических средств реабилитации серийного производства (специальные устройства для чтения "говорящих книг" на флеш-
картах, противопролежневые матрацы, противопролежневые подушки, абсорбирующее белье (впитывающие простыни, впитывающие пеленки), подгузники)

приказ (приказы) Минтруда России

урегулирование порядка проведения государственных закупок технических средств реабилитации отдельных видов уполномоченны-
ми органами (Фонд социального страхования Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации),

2018 год

Минтруд России,
Минфин России,
Минпромторг России,
ФАС России,
Фонд социального страхования Российской Федерации

осуществляю-
щими переданные полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, и применение типовых контрактов, включающих требования к гарантийному сроку, профессиональ-
ному сервисному обслуживанию и логистике, осуществляемой производителем продукции

(уполномочен-
ным им лицом), технических заданий, включающих единые требования к техническим и функциональным характеристикам технических средств реабилитации соответствую-
щего вида (со ссылкой на ГОСТы).

Повышение качества отечественных технических средств реабилитации (услуг) инвалидов, выдаваемых за счет средств федерального бюджета

8.

Внесение изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части внедрения механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации путем предоставления электронного сертификата на отдельные виды технических средств реабилитации (трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски, не требующие индивидуального изготовления, и с электроприводом, малогабаритные, противопролежневые матрацы и подушки, специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонные устройства с текстовым выходом и др.), в том числе с использованием возможностей федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"

федеральный закон

увеличение доли технических средств реабилитации, получаемых непосредствен-
но инвалидами от поставщиков и производителей данной продукции.
Усиление конкуренции между производите-
лями и поставщиками, улучшение качества производимой продукции и предоставляе-
мых услуг с учетом требований заказчиков.
Сокращение маршрута инвалида при получении технических средств реабилитации

декабрь 2018 г.

Минтруд России,
Минфин России,
Минэкономраз-
вития России, Минпромторг России,
Федеральное казначейство, Фонд социального страхования Российской Федерации,
ФАС России
при участии Банка России

9.

Организация в субъектах Российской Федерации пунктов временной выдачи инвалидам технических средств реабилитации (пункты проката технических средств реабилитации) с привлечением к их формированию широкого круга поставщиков и производителей

методические рекомендации Минтруда России, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

рекомендации по оснащению региональных пунктов проката технических средств реабилитации, включая условия обязательного обеспечения широкого ассортимента средств реабилитации различных производителей и возможности подбора во временное пользование инвалидами технических средств реабилитации с учетом их личных предпочтений

2018-2020 годы

Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

10.

Подготовка предложений по формированию раздела каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе в сфере закупок, содержащего технические средства реабилитации, включая описание позиций каталога по техническим средствам реабилитации, предусмотренным федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

предложения в Минфин России

совершенство-
вание порядка формирования начальных максимальных цен контрактов;
повышение прозрачности государственных закупок технических средств реабилитации за счет стандартизации описания объекта закупки; расширение количества участников закупок технических средств реабилитации

сентябрь 2018 г.

Минтруд России,
Фонд социального страхования Российской Федерации

11.

Создание и развитие в субъектах Российской Федерации технологии сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях

доклад в Правительство Российской Федерации

формирование условий для развития конкуренции среди поставщиков социальных услуг, формирование одного из ключевых механизмов для развития рынка социальных услуг и негосударствен-
ного сектора организаций, предоставляю-
щих социальные услуги

ежегодно

Минтруд России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Рынки услуг в области охраны труда

12.

Разработка и утверждение типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также технических заданий для закупки услуг в области охраны труда (проведение специальной оценки условий труда, обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда)

приказ (приказы) Минтруда России

обеспечение соответствия положений заключаемых контрактов (договоров) на оказание услуг в области охраны труда требованиям законодатель-
ства Российской Федерации. Обеспечение добросовестной конкуренции при осуществлении закупки услуг в области охраны труда

декабрь 2018 г.

Минтруд России,
Минфин России

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»