Статус документа
Статус документа


РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья"


УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03 июля  2018 г. N 287


ВНЕСЕНЫ Изменения, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.03.2021 N 110

Изменения внесены изготовителем базы данных


Руководство по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья" разработано в целях содействия соблюдению требований Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья".

В разработке Руководства принимали участие Г.М.Селезнев, Д.А.Бритиков, М.Н.Калоша (Ростехнадзор), Л.П.Вогман (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), А.В.Титов (НОЧУ ДПО "Международная промышленная академия", г.Москва), Н.А.Жигульский (ООО "Алтайский центр экспертизы и технического аудита", г.Барнаул).

Руководство содержит рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, по их изучению, а также предложения по организации проведения учебно-тренировочных занятий по указанным планам для опасных производственных объектов, на которых осуществляются хранение и (или) переработка растительного сырья.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Руководство по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья" (далее - Руководство) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) в целях содействия соблюдению требований Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 сентября 2020 г. N 331 (далее - Федеральные нормы и правила).

Руководство не является нормативным правовым актом. Для выполнения требований промышленной безопасности в части планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах могут использоваться иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

(Измененная редакция, приказ Ростехнадзора от 23.03.2021 N 110).

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - Планы мероприятий), по их изучению, а также предложения по организации проведения учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий для опасных производственных объектов, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию (далее - объекты), относительно которых Федеральным законом N 116-ФЗ определена необходимость осуществления планирования указанных мероприятий посредством разработки и утверждения Планов мероприятий.

3. Рекомендуемый образец титульного листа Плана мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству.

4. В случае принятия решений организацией, эксплуатирующей объекты о планировании и осуществлении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, для которых Федеральным законом N 116-ФЗ не предусмотрено осуществление разработки Планов мероприятий, допускается использовать (без проведения согласований с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключается договор на обслуживание объектов) положения настоящего Руководства.

5. Требования к разработке Планов мероприятий определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах".

(Измененная редакция, приказ Ростехнадзора от 23.03.2021 N 110).

6. При разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей, применительно к аварийной ситуации, связанной с самосогреванием растительного сырья при хранении, учитываются положения раздела VIII Федеральных норм и правил.

(Измененная редакция, приказ Ростехнадзора от 23.03.2021 N 110).

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ

7. В целях обеспечения полноты и качества Плана мероприятий для его разработки рекомендуется создавать комиссию, назначенную приказом эксплуатирующей организации, в состав которой включить руководителя (технического руководителя) эксплуатирующей организации (председатель комиссии), главных специалистов (главные инженер, механик, технолог, энергетик и инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций) и начальников соответствующих цехов (участков) объектов, а также, в случаях необходимости, аттестованных в установленном порядке в области промышленной безопасности представителей сторонних (научных, экспертных, проектных) организаций (по согласованию).

Сведения о привлекаемых специалистах сторонних организаций (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации, сведения об аттестации по промышленной безопасности) рекомендуется указывать в общем разделе Плана мероприятий.

В целях обеспечения взаимодействия сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, к разработке Плана мероприятий рекомендуется также привлекать представителей профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание.

8. В случае, если одной организацией эксплуатируются 2 и более объекта, технологически связанные друг с другом, в целях обеспечения безопасности работников объектов и своевременности их эвакуации при возникновении аварии на одном из них, в Планах мероприятий (в случаях, если План мероприятий разрабатывается для каждого объекта) или в соответствующих разделах единого Плана мероприятий рекомендуется учитывать риски распространения аварийных ситуаций (прежде всего, связанных со взрывами пылевоздушных смесей) на смежные производства при определении порядка и последовательности действий начальников, сменных мастеров, аппаратчиков и персонала других объектов (цехов, участков, площадок), технологически связанных с аварийным.

9. В План мероприятий включается список должностных лиц государственных органов и организаций, которые извещаются об аварии (далее - Список оповещения), рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 2 к настоящему Руководству.

Порядок и способы оповещения указанных должностных лиц (в том числе, при необходимости, региональных и (или) муниципальных органов МЧС России) о возникновении аварии на объектах рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации с последующим доведением (при ознакомлении с Планом мероприятий) до сведения лица, оповещающего об аварии, и всех лиц, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии.

10. Для обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объектах и поддержания установленной степени готовности организации к действиям в условиях аварийной ситуации рекомендуется осуществлять оценку фактических данных о наличии и состоянии систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи и управления эвакуацией людей, средств пожаротушения и противодымной защиты, аварийного освещения, с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану мероприятий, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству.

11. В целях обеспечения действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций рекомендуется проводить оценку устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из зданий (цехов, участков) объектов, освидетельствование наружных эвакуационных лестниц (для высотных зданий) с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану мероприятий, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству.

12. Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте рекомендуется отражать в журнале, являющемся приложением к Плану мероприятий, образец которого приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству.

13. В целях принятия эффективных мер по локализации и ликвидации последствий аварии, обеспечения согласованной работы ответственного руководителя и руководителя профессиональной аварийно-спасительной службы (формирования) определение местоположения оперативного штаба рекомендуется осуществлять на стадии разработки Плана мероприятий, с последующим информированием о месте расположения указанного штаба должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения.

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБЩИХ РАЗДЕЛОВ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ

14. При описании характеристик объектов, в отношении которых разрабатывается План мероприятий, рекомендуется указывать следующие сведения:

производственная (проектная) мощность (тонн в сутки);

основные производственные, производственно-складские (складские) здания, основное технологическое, транспортное и аспирационное оборудование, приемно-отпускные устройства, входящие в состав объекта;

описание технологических процессов на объекте (в соответствии с технологическим регламентом);

оснащенность оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты (применение вентиляции и аспирации, дистанционного автоматизированного управления производственными процессами, наличие магнитной защиты, реле контроля скорости, датчиков подпора, датчиков обрыва цепи, устройств контроля сбегания ленты, концевых выключателей, блокировок, автоблокировок и других технических средств, выполняющих аналогичные функции и (или) обеспечивающих блокировку, контроль и противоаварийную защиту, легкосбрасываемых конструкций, тамбур-шлюзов, а также соблюдение технологий и требований безопасности при сушке растительного сырья);

оснащенность средствами пожаротушения, системами пожарной, производственной и аварийной сигнализации, противодымной защитой, аварийным освещением, средствами оповещения и управления эвакуацией людей;

оснащение объекта системами локализации взрыва с указанием мест установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств и управляющих датчиков (датчиков-индикаторов для обнаружения начальной стадии взрыва при достижении определенного порогового давления), взрыворазрядных устройств;

наличие эвакуационных путей и запасных выходов, периодичности проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах, а также периодичности освидетельствований состояния средств спасения с высоты, способы и порядок эвакуации (управление эвакуацией людей).

При этом рекомендуется использовать актуализированные фактические данные о наличии и техническом состоянии средств взрывопредупреждения и взрывозащиты производственных зданий, сооружений и оборудования объектов (показатели, характеризующие состояние взрывобезопасности и противоаварийной защиты объекта), содержащиеся в техническом паспорте взрывобезопасности, разработанном эксплуатирующей организацией в соответствии с Федеральными нормами и правилами.

(Измененная редакция, приказ Ростехнадзора от 23.03.2021 N 110).

15. В целях обеспечения готовности организации, эксплуатирующей объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, для подтверждения реальных характеристик объектов в Планах мероприятий предлагается предусматривать приложения в виде:

генерального плана территории организации, эксплуатирующей объекты, планов зданий (помещений) с указанием основного оборудования, входов и выходов производственных помещений, местонахождения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых в случае аварии;

схем расположения основных коммуникаций объекта с указанием мест расположения рубильников, задвижек, вентилей и других устройств, задействованных в случае возникновения аварий на объектах и предусмотренных Планом мероприятий;

перечня средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения;

перечня материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.

16. Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах рекомендуется оформлять (с указанием источников (мест) возникновения аварий) в виде перечня мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (далее - перечень мероприятий) относительно каждого вида аварии и места возникновения, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 6 к настоящему Руководству.

17. В перечне мероприятий отражаются сведения о местонахождении средств для локализации и ликвидации последствий аварий и спасения людей, о должностных лицах, ответственных за выполнение тех или иных мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий, и порядке их действий (для каждого вида аварии), о действиях членов нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (при наличии), а также о местонахождении шкафов с аварийным запасом индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, инструмента и материалов. В мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей в том числе указывается последовательность отключения технических устройств и механизмов, перекрытия технологических коммуникаций, отключения электроэнергии и других энергоносителей, предусматриваются иные способы и средства подачи инертных газов (флегматизаторов) и высокократной пены, мониторинга температуры и газового анализа, средств и устройств выгрузки горящего продукта с места аварии.

18. Каждому месту возможной аварии рекомендуется присваивать определенный номер (позицию), который наносится на планы помещений. При многоэтажном здании номера (позиции) наносятся начиная с первого этажа, располагая позиции в возрастающем порядке.

19. При определении возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах, а также источников (мест) возникновения аварий рекомендуется учитывать опасности технологических процессов производств и причины возникновения на них аварий.

При этом указываются все виды возможных аварий в цехе, на участке, площадке объекта с учетом определения основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, и показателей, характеризующих взрывопожаробезопасность и противоаварийную защиту объекта.

Особое внимание рекомендуется уделять техническому состоянию оборудования, оснащению оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, соблюдению режимных параметров технологического процесса согласно проектным значениям, выполнению требований проектной документации, технологических регламентов, руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования.

При этом важно учитывать возможные нарушения регламентированных производственных условий и режимов работы технологического, транспортного и аспирационного оборудования, которые могут привести к аварии.

20. Основные виды и причины возникновения и развития аварий (взрывов) на объектах приведены справочно в приложении N 7 к настоящему Руководству.

21. Рекомендуемый перечень основных мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий приведен в приложении N 8 к настоящему Руководству.

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗДЕЛА ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ

22. Специальные разделы Плана мероприятий разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах Плана мероприятий.

23. В специальном разделе рекомендуется определить порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте и предусмотреть согласованность действий производственного персонала цеха (объекта), нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии), персонала других цехов, а также отметить необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание сил и средств к готовности в условиях любой обстановки начать в установленные сроки действия по локализации и ликвидации последствий аварий и успешно выполнить поставленные задачи.

24. В специальном разделе Плана мероприятий приводится порядок действий производственного персонала и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации последствий аварий.

Рекомендуемый порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий приведен в разделе V настоящего Руководства.

25. При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями пункта 735 Федеральных норм и правил при возникновении аварийной ситуации действия руководителя эксплуатирующей объекты организации, ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварии, начальников производств, цехов, участков, смен, лабораторий, главного механика, энергетика, технолога и специализированных служб (формирований), начальника пожарной охраны организации в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности обслуживающего персонала и его эвакуацию, что учитывается при описании действий работников.

(Измененная редакция, приказ Ростехнадзора от 23.03.2021 N 110).

26. В специальном разделе Планов мероприятий предусматривается организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендации к которым изложены в разделе VI настоящего Руководства.

V. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ

27. Руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварий рекомендуется возлагать на ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ответственный руководитель), назначенного внутренним распорядительным документом в установленном в организации порядке.

28. До прибытия ответственного руководителя спасение людей и руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии осуществляют ответственные должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.

29. В случае наличия в эксплуатирующей объекты организации нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) осуществляется начальником нештатного аварийно-спасательного формирования с учетом выполнения задач, поставленных ответственным руководителем, либо до его прибытия - ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs