• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий



РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья"


УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от "03."07" 2018 г. N 287

I. Общие положения

1. Настоящее Руководство по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья" (далее - Руководство) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) в целях содействия соблюдению требований Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2013 г. N 560 (далее - Федеральные нормы и правила N 560).

Руководство не является нормативным правовым актом. Для выполнения требований промышленной безопасности в части планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах могут использоваться иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - Планы мероприятий), по их изучению, а также предложения по организации проведения учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий для опасных производственных объектов, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию (далее - объекты), относительно которых Федеральным законом N 116-ФЗ определена необходимость осуществления планирования указанных мероприятий посредством разработки и утверждения Планов мероприятий.

3. Рекомендуемый образец титульного листа Плана мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству.

4. В случае принятия решений организацией, эксплуатирующей объекты о планировании и осуществлении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, для которых Федеральным законом N 116-ФЗ не предусмотрено осуществление разработки Планов мероприятий, допускается использовать (без проведения согласований с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключается договор на обслуживание объектов) положения настоящего Руководства.

5. Требования к разработке Планов мероприятий определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах".

6. При разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей, применительно к аварийной ситуации, связанной с самосогреванием растительного сырья при хранении, учитываются положения раздела VIII Федеральных норм и правил N 560.

II. Общие рекомендации по разработке и оформлению Плана мероприятий

7. В целях обеспечения полноты и качества Плана мероприятий для его разработки рекомендуется создавать комиссию, назначенную приказом эксплуатирующей организации, в состав которой включить руководителя (технического руководителя) эксплуатирующей организации (председатель комиссии), главных специалистов (главные инженер, механик, технолог, энергетик и инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций) и начальников соответствующих цехов (участков) объектов, а также, в случаях необходимости, аттестованных в установленном порядке в области промышленной безопасности представителей сторонних (научных, экспертных, проектных) организаций (по согласованию).

Сведения о привлекаемых специалистах сторонних организаций (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации, сведения об аттестации по промышленной безопасности) рекомендуется указывать в общем разделе Плана мероприятий.

В целях обеспечения взаимодействия сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, к разработке Плана мероприятий рекомендуется также привлекать представителей профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание.

8. В случае, если одной организацией эксплуатируются 2 и более объекта, технологически связанные друг с другом, в целях обеспечения безопасности работников объектов и своевременности их эвакуации при возникновении аварии на одном из них, в Планах мероприятий (в случаях, если План мероприятий разрабатывается для каждого объекта) или в соответствующих разделах единого Плана мероприятий рекомендуется учитывать риски распространения аварийных ситуаций (прежде всего, связанных со взрывами пылевоздушных смесей) на смежные производства при определении порядка и последовательности действий начальников, сменных мастеров, аппаратчиков и персонала других объектов (цехов, участков, площадок), технологически связанных с аварийным.

9. В План мероприятий включается список должностных лиц государственных органов и организаций, которые извещаются об аварии (далее - Список оповещения), рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 2 к настоящему Руководству.

Порядок и способы оповещения указанных должностных лиц (в том числе, при необходимости, региональных и (или) муниципальных органов МЧС России) о возникновении аварии на объектах рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации с последующим доведением (при ознакомлении с Планом мероприятий) до сведения лица, оповещающего об аварии, и всех лиц, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии.

10. Для обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объектах и поддержания установленной степени готовности организации к действиям в условиях аварийной ситуации рекомендуется осуществлять оценку фактических данных о наличии и состоянии систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи и управления эвакуацией людей, средств пожаротушения и противодымной защиты, аварийного освещения, с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану мероприятий, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству.

11. В целях обеспечения действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций рекомендуется проводить оценку устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из зданий (цехов, участков) объектов, освидетельствование наружных эвакуационных лестниц (для высотных зданий) с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану мероприятий, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству.

12. Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте рекомендуется отражать в журнале, являющемся приложением к Плану мероприятий, образец которого приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству.

13. В целях принятия эффективных мер по локализации и ликвидации последствий аварии, обеспечения согласованной работы ответственного руководителя и руководителя профессиональной аварийно-спасительной службы (формирования) определение местоположения оперативного штаба рекомендуется осуществлять на стадии разработки Плана мероприятий, с последующим информированием о месте расположения указанного штаба должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения.

III. Рекомендации по составлению общих разделов Плана мероприятий

14. При описании характеристик объектов, в отношении которых разрабатывается План мероприятий, рекомендуется указывать следующие сведения:

производственная (проектная) мощность (тонн в сутки);

основные производственные, производственно-складские (складские) здания, основное технологическое, транспортное и аспирационное оборудование, приемно-отпускные устройства, входящие в состав объекта;

описание технологических процессов на объекте (в соответствии с технологическим регламентом);

оснащенность оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты (применение вентиляции и аспирации, дистанционного автоматизированного управления производственными процессами, наличие магнитной защиты, реле контроля скорости, датчиков подпора, датчиков обрыва цепи, устройств контроля сбегания ленты, концевых выключателей, блокировок, автоблокировок и других технических средств, выполняющих аналогичные функции и (или) обеспечивающих блокировку, контроль и противоаварийную защиту, легкосбрасываемых конструкций, тамбур-шлюзов, а также соблюдение технологий и требований безопасности при сушке растительного сырья);

оснащенность средствами пожаротушения, системами пожарной, производственной и аварийной сигнализации, противодымной защитой, аварийным освещением, средствами оповещения и управления эвакуацией людей;

оснащение объекта системами локализации взрыва с указанием мест установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств и управляющих датчиков (датчиков-индикаторов для обнаружения начальной стадии взрыва при достижении определенного порогового давления), взрыворазрядных устройств;

наличие эвакуационных путей и запасных выходов, периодичности проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах, а также периодичности освидетельствований состояния средств спасения с высоты, способы и порядок эвакуации (управление эвакуацией людей).

При этом рекомендуется использовать актуализированные сведения (показатели), характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объектов, и содержащиеся в таблицах Технического паспорта взрывобезопасности, разработанного эксплуатирующей организацией в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья", утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 декабря 2014 г. N 632.

15. В целях обеспечения готовности организации, эксплуатирующей объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, для подтверждения реальных характеристик объектов в Планах мероприятий предлагается предусматривать приложения в виде:

генерального плана территории организации, эксплуатирующей объекты, планов зданий (помещений) с указанием основного оборудования, входов и выходов производственных помещений, местонахождения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых в случае аварии;

схем расположения основных коммуникаций объекта с указанием мест расположения рубильников, задвижек, вентилей и других устройств, задействованных в случае возникновения аварий на объектах и предусмотренных Планом мероприятий;

перечня средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения;

перечня материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.

16. Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах рекомендуется оформлять (с указанием источников (мест) возникновения аварий) в виде перечня мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (далее - перечень мероприятий) относительно каждого вида аварии и места возникновения, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 6 к настоящему Руководству.

17. В перечне мероприятий отражаются сведения о местонахождении средств для локализации и ликвидации последствий аварий и спасения людей, о должностных лицах, ответственных за выполнение тех или иных мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий, и порядке их действий (для каждого вида аварии), о действиях членов нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (при наличии), а также о местонахождении шкафов с аварийным запасом индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, инструмента и материалов. В мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей в том числе указывается последовательность отключения технических устройств и механизмов, перекрытия технологических коммуникаций, отключения электроэнергии и других энергоносителей, предусматриваются иные способы и средства подачи инертных газов (флегматизаторов) и высокократной пены, мониторинга температуры и газового анализа, средств и устройств выгрузки горящего продукта с места аварии.

18. Каждому месту возможной аварии рекомендуется присваивать определенный номер (позицию), который наносится на планы помещений. При многоэтажном здании номера (позиции) наносятся начиная с первого этажа, располагая позиции в возрастающем порядке.

19. При определении возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах, а также источников (мест) возникновения аварий рекомендуется учитывать опасности технологических процессов производств и причины возникновения на них аварий.

При этом указываются все виды возможных аварий в цехе, на участке, площадке объекта с учетом определения основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, и показателей, характеризующих взрывопожаробезопасность и противоаварийную защиту объекта.

Особое внимание рекомендуется уделять техническому состоянию оборудования, оснащению оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, соблюдению режимных параметров технологического процесса согласно проектным значениям, выполнению требований проектной документации, технологических регламентов, руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования.

При этом важно учитывать возможные нарушения регламентированных производственных условий и режимов работы технологического, транспортного и аспирационного оборудования, которые могут привести к аварии.

20. Основные виды и причины возникновения и развития аварий (взрывов) на объектах приведены справочно в приложении N 7 к настоящему Руководству.

21. Рекомендуемый перечень основных мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий приведен в приложении N 8 к настоящему Руководству.

IV. Рекомендации по составлению специального раздела Плана мероприятий

22. Специальные разделы Плана мероприятий разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах Плана мероприятий.

23. В специальном разделе рекомендуется определить порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте и предусмотреть согласованность действий производственного персонала цеха (объекта), нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии), персонала других цехов, а также отметить необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание сил и средств к готовности в условиях любой обстановки начать в установленные сроки действия по локализации и ликвидации последствий аварий и успешно выполнить поставленные задачи.

24. В специальном разделе Плана мероприятий приводится порядок действий производственного персонала и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации последствий аварий.

Рекомендуемый порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий приведен в разделе V настоящего Руководства.

25. При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями пункта 757 Федеральных норм и правил N 560 при возникновении аварийной ситуации действия руководителя эксплуатирующей объекты организации, ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварии, начальников производств, цехов, участков, смен, лабораторий, главного механика, энергетика, технолога и специализированных служб (формирований), начальника пожарной охраны организации в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности обслуживающего персонала и его эвакуацию, что учитывается при описании действий работников.

26. В специальном разделе Планов мероприятий предусматривается организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендации к которым изложены в разделе VI настоящего Руководства.

V. Порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий

27. Руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварий рекомендуется возлагать на ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ответственный руководитель), назначенного внутренним распорядительным документом в установленном в организации порядке.

28. До прибытия ответственного руководителя спасение людей и руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии осуществляют ответственные должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.

29. В случае наличия в эксплуатирующей объекты организации нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) осуществляется начальником нештатного аварийно-спасательного формирования с учетом выполнения задач, поставленных ответственным руководителем, либо до его прибытия - ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки).

30. Лицам, участвующим в соответствии с Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий аварии, следует сообщать о своем прибытии ответственному руководителю (в случае его отсутствия - соответствующим должностным лицам) и по его (их) указанию, после ознакомления с обстановкой на аварийном объекте, приступать к выполнению своих обязанностей.

31. Ответственный руководитель:

ознакомившись с обстановкой немедленно приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий, и принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;

выявляет количество застигнутых аварией людей, их местонахождение, принимает оперативные меры по спасению людей;

проверяет осуществление вызова профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, а также оповещение должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения;

дает указания о выставлении постов на подступах к месту аварии и об удалении людей из всех опасных зон;

информирует перед началом работ участвующих в соответствии с Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий аварии лиц об обстановке на аварийном объекте (участке, цехе, площадке) и обращает внимание на необходимость соблюдения условий безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;

проводит целевой инструктаж;

при продолжительности аварии и времени ее локализации (ликвидации) более одной смены совместно с ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) разрабатывает оперативный план-график по спасению людей и ликвидации аварии;

определяет ответственное лицо для ведения оперативного журнала Плана мероприятий и обеспечивает контроль фиксации в нем выданных заданий по локализации и ликвидации последствий аварий, указания ответственных лиц за выполнение выданных поручений и результатов их выполнения по времени;

определяет исходя из реальной ситуации на аварийном объекте возможность проведения ремонтно-восстановительных работ и мероприятий по предотвращению повторения подобных аварий.

32. В целях обеспечения согласованности действий сил и средств, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, в оперативном штабе находятся только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации последствий аварии. При этом ответственному руководителю рекомендуется постоянно находиться в оперативном штабе, оснащенном средствами связи (радиостанционной, телефонной) и оповещения.

33. К задачам, решаемым оперативным штабом, рекомендуется относить следующие:

координация и обеспечение согласованности действий должностных лиц объекта и всех привлеченных формирований и служб, участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии;

обеспечение взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом мероприятий, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований);

определение (корректировка) с учетом реальной обстановки на аварийном объекте размеров безопасной зоны и безопасных путей прохода к аварийному объекту (цеху, участку, площадке);

обеспечение мер безопасности персонала и его эвакуации, а также организации оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим;

определение условий безопасности всех работ, выполняемых в подготовительный и аварийный периоды, а также обеспечение средствами локализации и ликвидации последствий аварии;

организация работ по отбору и анализу газов, флегматизации аварийных силосов и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров с последующей его эвакуацией в безопасную зону;

организация выполнения пункта 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480.

34. Руководитель организации:

получив сообщение об аварии на объекте, незамедлительно прибывает на объект, проверяет организацию оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим лицам, обеспечивает работу транспорта;

во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;

при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовывает питание и отдых участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии лиц.

35. Лицо, оповещающее об аварии (диспетчер или иной назначенный руководителем организации работник):

при получении сообщения об аварии незамедлительно прекращает все переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварии, осуществляет вызов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, извещает о ней должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения и обеспечивает связь с должностными лицами и организациями;

непосредственно после извещения должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения об аварии производит об этом запись в оперативном журнале Плана мероприятий с указанием даты и времени.

36. Ответственное должностное лицо объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:

незамедлительно сообщает об аварии лицу, оповещающему об аварии;

до прибытия на место аварии ответственного руководителя выполняет его обязанности, руководствуясь Планом мероприятий с учетом фактической обстановки. По прибытии на место аварии ответственного руководителя выполняет его указания;

во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.

37. Сменный мастер объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:

незамедлительно сообщает об аварии начальнику объекта (цеха, участка, площадки) или при его отсутствии - лицу, оповещающему об аварии;

до прибытия на объект ответственного руководителя осуществляет организацию и принимает меры по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с указаниями ответственного должностного лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и (или) руководствуется Планом мероприятий с учетом фактической обстановки;

после прибытия ответственного руководителя поступает в его распоряжение и действует по его указанию;

во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;

38. Аппаратчики объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:

незамедлительно сообщают об аварии сменному мастеру объекта или начальнику объекта (цеха, участка, площадки), а при их отсутствии - лицу, оповещающему об аварии;

при необходимости в целях локализации аварии (согласно Плану мероприятий или по указанию ответственного руководителя) отключают транспортное и технологическое оборудование;

содействуют эвакуации людей из опасной зоны, участвуют в локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с Планом мероприятий;

оказывают необходимую помощь пострадавшим при аварии;

находясь вне объекта и узнав об аварии, немедленно являются к ответственному руководителю работ, а при его отсутствии - к сменному мастеру объекта или начальнику объекта (цеха, участка, площадки) для получения задания.

39. Ответственные должностные лица эксплуатирующей организации (главные инженер, механик, технолог, энергетик или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций):

обеспечивают создание специализированных бригад и устанавливают дежурство слесарей, электриков и другого персонала для выполнения работ по локализации и ликвидации последствий аварии и восстановлению нормальной работы производства;

по указанию ответственного руководителя обеспечивают выгрузку продукта хранения, подвергшегося самосогреванию (самовозгоранию), после выполнения установленных условий для операций по герметизации и флегматизации аварийных силосов и бункеров, при бесперебойной подаче средств флегматизации, измерении температуры и анализе газовой среды в аварийном силосе, смежных и соседних с ним силосах и помещениях, а также условия безопасности людей на весь период ликвидации аварии;

по указанию ответственного руководителя обеспечивают остановку оборудования, перекрытие технологических коммуникаций, выключение или включение электроэнергии, обеспечивают бесперебойное действие связи, исправное состояние водопровода, бесперебойную работу необходимого электромеханического оборудования и подвижных транспортных средств в соответствии с Планом мероприятий;

во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимают меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.

40. Начальники, сменные мастера и аппаратчики других цехов (участков, площадок) объекта, не подвергшихся аварии или ее последствиям:

находясь в момент аварии на объекте, после сообщения об аварии действуют согласно Плану мероприятий (в своих цехах) и информируют о проведенных действиях ответственного руководителя;

находясь вне объекта, после сообщения об аварии являются к ответственному руководителю для выполнения его заданий в соответствии с Планом мероприятий.

41. Производственный персонал объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, не участвующий в локализации и ликвидации последствий аварии, незамедлительно покидает производственное помещение в соответствии с Планом мероприятий, переместившись в безопасное место, при необходимости оказывает помощь пострадавшим.

42. Инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда (или иное должностное лицо, в обязанности которого входит выполнение указанных функций), получив сообщение об аварии, незамедлительно является на объект к ответственному руководителю работ и действует по его указанию.

43. Медицинским персоналом организации (при наличии) осуществляется выезд по вызову на место аварии и оказание первой медицинской помощи пострадавшим лицам, отправка их в больницу, а также организация непрерывного дежурства на время проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии.

VI. Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствия аварий на объектах

44. При организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте производится расчет необходимых для этого сил и средств, в том числе для выполнения работ по газовому и температурному анализу, флегматизации, аварийной выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров и его тушению (при необходимости) в подсилосном пространстве и эвакуации в безопасную зону.

45. При расчете резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий целесообразно руководствоваться методическими документами по проведению оценки ущерба от аварий на опасных производственных объектах.

При расчете ущерба учитываются такие затраты, потери и убытки, выраженные в стоимостной форме, как затраты, направленные на проведение аварийно-спасательных работ, затраты на эвакуацию людей из зоны аварийной ситуации, стоимость ремонтно-восстановительных работ и возмещения вреда здоровью людей, материального ущерба и прочее.

46. По результатам расчетов рекомендуется составлять соответствующий перечень, в котором отмечаются аварийный запас средств индивидуальной защиты с указанием количества и места хранения, инструменты, материалы и приспособления, используемые для выполнения аварийно-восстановительных работ, приборы, оборудование и техника для проведения работ по газовому анализу, измерению температуры, флегматизации и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров, с указанием количества и места хранения, в том числе мероприятия по содержанию (хранению) данных средств.

47. Материально-технические средства, задействованные в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий, используются только для обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

VII. Рекомендации по изучению Планов мероприятий

48. Разработанные Планы мероприятий (их копии) рекомендуется хранить у ответственного руководителя, в оперативном штабе, у главного инженера (механика, технолога, энергетика) или у иного должностного лица, в обязанности которого входит выполнение инженерно-технических функций, лица, оповещающего об аварии, начальника нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и у других должностных лиц, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварии на объектах, в соответствии с внутренними распорядительными документами организации.

У начальников производственных цехов, смен, сменных мастеров организации находятся выписки из соответствующих разделов Планов мероприятий, касающихся зоны их ответственности.

Места хранения Планов мероприятий (копии и их выписки) определяются внутренними распорядительными документами организации.

49. Планы мероприятий изучаются всеми ответственными должностными лицами, специалистами, производственным и медицинским персоналом, членами нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии такого формирования) в части, определяющей их действия и взаимодействие с другими подразделениями в условиях аварии.

После изучения Планов мероприятий в установленном в организации порядке рекомендуется проводить внеочередную проверку знаний в комиссии организации или подразделении организации.

Состав комиссии, а также порядок проверки знаний и оформления её результатов рекомендуется определять внутренними распорядительными документами организации.

50. Ответственность за организацию своевременного и качественного изучения и проверки знаний Планов мероприятий в целом по организации рекомендуется оставлять за руководителем организации, а в подразделении организации возлагать на руководителя подразделения.

Проверку знания действий персонала в предаварийных и аварийных ситуациях согласно Плану мероприятий рекомендуется проводить квалификационной (экзаменационной) комиссией эксплуатирующей организации при допуске рабочих, руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний (не реже одного раза в 12 месяцев), а также во время учебно-тренировочных занятий.

Также рекомендуется осуществлять внеочередную проверку знаний Планов мероприятий при его пересмотре, переводе работников организации на другое рабочее место, а также в случае их неквалифицированных действий в ходе проведения учебно-тренировочных занятий.

VIII. Рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий

51. В целях отработки действий, предусмотренных Планом мероприятий и обеспечения постоянной готовности сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендуется осуществлять планирование и проведение учебно-тренировочных занятий.

52. В Плане учебно-тренировочных занятий рекомендуется отражать:

цель, дату, время проведения, место проведения учебно-тренировочного занятия (по сценарию с учетом Плана мероприятий);

сценарий предполагаемой аварии и место ее возникновения (вводная учений) в соответствии с Планом мероприятий;

состав комиссии по оценке действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях;

исходную обстановку (местонахождение участвующих в учебно-тренировочном занятии к началу его проведения) и группировку сил;

порядок проведения учебно-тренировочного занятия;

перечень мероприятий, предусматриваемых в целях предотвращения нарушений технологического режима, перерывов в нормальной работе объекта (цеха, участка, площадки);

местонахождение членов комиссии (в оперативном штабе, помещении диспетчера, в цехах объекта), исходя из необходимости их присутствия, в целях обеспечения возможности объективной и всесторонней оценки действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях.

53. При подготовке к проведению учебно-тренировочных занятий рекомендуется учитывать:

реальное состояние готовности организации к действиям в условиях возможных аварийных ситуаций;

создание на учениях обстановки, позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми работниками организации, задействованными Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий конкретной аварии (по сценарию учений) и максимально приближенной к реально возможной;

технологические особенности производственных объектов, где планируется проведение учебно-тренировочных занятий;

демонстрацию и практические занятия с привлечением к ликвидации аварий технических сил и средств в соответствии с предполагаемым сценарием;

исключение при подготовке и проведении учебно-тренировочных занятий возможности возникновения ситуаций, которые могут привести к инициированию инцидентов или реальных аварий, травмированию персонала, материальному ущербу, какому-либо изменению состояния безопасности объектов, нанесению ущерба окружающей среде и селитебным зонам.

54. Проведение учебно-тренировочных занятий по Плану мероприятий рекомендуется осуществлять с участием производственного персонала, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (в случае наличия), медико-санитарной и других служб организации в части действий, предусмотренных Планом мероприятий, а также членов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

55. При проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется отрабатывать выполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом мероприятий, в том числе:

порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;

порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с Планом мероприятий;

действия ответственного руководителя и диспетчера (лица, ответственного за оповещение);

вызов и прибытие специализированных профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) в организацию (к месту условной аварии);

вызов и прибытие руководителей и специалистов организаций;

время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии на объекте;

соответствие действий руководителей и специалистов организации Плану мероприятий;

в случае пожара - возможность организации подачи воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;

знание производственным персоналом и специалистами организаций маршрутов следования по эвакуационным путям.

По решению руководителя организации могут быть определены и иные позиции, влияющие на готовность организации к действиям в условиях аварийной ситуации.

56. Для оценки готовности организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии рекомендуется создавать комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий (далее - комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации, формирование которой рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации.

57. Ответственность за качественное проведение учебной тревоги рекомендуется возлагать на председателя комиссии.

58. К компетенции комиссии при проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется относить оценку:

подготовленности организации к выполнению предусмотренных Планом мероприятий задач по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;

наличия, достаточности и состояния средств связи и оповещения об аварии;

наличия, достаточности и состояния средств, используемых при выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом мероприятий, правильности их размещения и применения работниками организации;

состояния эвакуационных путей, выходов из аварийного цеха, участка, площадки;

наличия и достаточности предусмотренного в организации резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии;

состояния взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом мероприятий, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований).

59. По результатам проведения учебно-тренировочных занятий по Плану мероприятий рекомендуется проводить совещание с работниками организации, задействованными в проведенных учениях, представителями нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований (по согласованию), на котором члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги, докладывают руководителю организации о результатах проведения учебно-тренировочного занятия, после чего составляется Акт проведения учебной тревоги, который подписывается всеми членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий и передается руководителю организации.

В Акте проведения учебной тревоги рекомендуется указывать дату проведения, вид и место предполагаемой условной аварии, выявленные членами комиссии при проведении учебно-тренировочного занятия отступления от требований промышленной безопасности, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных в ходе учений несоответствий и повышения уровня готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, с указанием сроков их выполнения.

60. Контроль выполнения мероприятий, указанных в Акте проведения учебно-тренировочных занятий, рекомендуется возлагать на должностное лицо, ответственное за обеспечение промышленной безопасности в организации.

61. При неудовлетворительных результатах учебно-тренировочных занятий рекомендуется предусматривать их повторное проведение после детального изучения допущенных ошибок.

62. Рекомендуемая периодичность проведения учебно-тренировочных занятий - не реже одного раз в год для каждого опасного производственного объекта (посезонно, в зимнее и летнее время), с фиксированием результатов проведения указанных занятий в журнале, рекомендуемый образец которого приведён в Приложении N 9 к настоящему Руководству.

63. Основные задачи и периодичность проведения командно-штабных учений или штабных тренировок, а также комплексных учений определены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2003 г. N 547* "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение N 1. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Руководству по безопасности

"Рекомендации по обеспечению готовности

к локализации и ликвидации последствий

аварий на взрывопожароопасных

производственных объектах хранения

и переработки растительного сырья",

утвержденному приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от "

"

20

г. N

(рекомендуемый образец)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

(наименование профессиональной

Руководитель (заместитель

аварийно-спасательной службы

руководителя) организации, либо

(формирования))

руководитель обособленного

подразделения юридического лица

(должность, Ф.И.О., подпись)

м.п.

м.п.

(Ф.И.О., подпись)

"

"

г.

"

"

г.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ

(наименование объекта хранения и переработки растительного сырья)

(наименование организации)

(наименование населенного пункта, год разработки)

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Руководство по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья"

Название документа: Руководство по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья"

Вид документа: РБ

Принявший орган: Ростехнадзор

Статус: Действующий

Дата принятия: 03 июля 2018

Дата начала действия: 03 июля 2018
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах