МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 июня 2018 года N 06-1090

О Методических рекомендациях

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (далее - Департамент) во исполнение поручения Президента Российской Федерации Пр-2582 от 9 декабря 2017 г., пункт 2 "б", касающегося внедрения демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусмотрев в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, направляет для сведения и организации работы Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2018 году.

Директор Департамента

государственной политики

в сфере подготовки

рабочих кадров и ДПО

И.А.Черноскутова

Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2018 году

Введение

Современная система среднего профессионального образования (далее - СПО) развивается в направлениях повышения доступности и качества подготовки профессиональных кадров, включая ориентацию на потребности экономики и социальной сферы, развитие инновационного сектора.

Подготовку кадров по программам СПО в Российской Федерации осуществляют более 3,5 тысяч профессиональных образовательных организаций и 380 организаций высшего образования. Общий контингент обучающихся СПО составил в 2017 году около 2,85 млн человек, при этом динамика приема на программы СПО в последние 3 года показывает устойчивый рост, что обусловило ежегодное увеличение контингента примерно на 10 тысяч человек.

В 2015 году Минтрудом России утвержден перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих СПО - "ТОП-50" (приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831).

В 2016 году совместно с объединениями работодателей и советами по профессиональным квалификациям разработаны и утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) по профессиям и специальностям ТОП-50, где учтены требования профессиональных и международных стандартов, переформатированы требования к результатам освоения образовательной программы, уточнены требования к педагогическим работникам, материально-технической базе образовательных организаций.

Для внедрения ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым, и перспективным профессиям и специальностям разработаны и размещены в федеральном реестре примерные основные образовательные программы.

В соответствии с новыми ФГОС в рамках государственной итоговой аттестации вводится демонстрационный экзамен.

Согласно данным федерального статистического наблюдения (форма N СПО-1), с 1 сентября 2017 г. во всех субъектах Российской Федерации реализуются образовательные программы по профессиям и специальностям ТОП-50.

Прием на указанные образовательные программы в Российской Федерации осуществили 1486 профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО), 136 филиалов ПОО, 25 образовательных организаций высшего образования и 10 филиалов образовательных организаций высшего образования (всего 1657 образовательных организаций, реализующих программы СПО, или 36% от их общего количества). К 2020 году прогнозируется рост доли таких образовательных организаций до 50%.

В июне 2018 года около 1,3 тысяч выпускников по профессиям ТОП-50 завершили обучение и впервые проходят государственную итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена.

В 2017 году проведена актуализация ФГОС СПО на основе профессиональных стандартов. Прием по профессиям и специальностям в соответствии с актуализированными ФГОС СПО начнется с 1 сентября 2018 года.

Требование проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации закреплено во всех актуализированных ФГОС СПО.

Соответственно, государственная итоговая аттестация в виде демонстрационного экзамена будет внедряться поэтапно по мере актуализации ФГОС СПО.

При Департаменте государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (далее - Департамент) создана Координационная группа, включающая представителей Департамента, союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"" (далее - союз), Центра развития профессионального образования ФГБОУ ВО "Московский политехнический университет", Главного информационно-аналитического центра ФГБОУ ВО "Московский технологический университет", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональных образовательных организаций.

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования организации и проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров в 2018 году в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Пр-2582 от 9 декабря 2017 г., пункт 2 "б", касающегося внедрения демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривая в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Рекомендации предназначены для руководителей, педагогических работников организаций, реализующих в 2017/2018 учебном году основные программы СПО со сроком освоения 10 месяцев по профессиям ТОП-50, методических служб, работодателей, включенных в состав государственных экзаменационных комиссий по профессиям:

- 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ;

- 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;

- 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства;

- 15.01.32 Оператор станков с программным управлением;

- 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением;

- 15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением;

- 15.01.36 Дефектоскопист;

- 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства;

- 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Государственная итоговая аттестация является элементом внешней оценки и признания работодателями уровня и качества подготовки кадров по программам СПО и позволяет реализовать современные механизмы оценки профессиональных компетенций, определить направления совершенствования деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, на предмет соответствия требованиям работодателей и мировым образцам подготовки профессиональных кадров.

Общие подходы к организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по программам СПО регулируются статьей 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании).

Итоговая аттестация, завершающая освоение профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом об образовании.

Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.

Государственная итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки, обучающихся государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и [или] аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если Федеральным законом об образовании не установлено иное.

К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.

2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы организации и проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации

1. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N Пр-2582, пункт 2 "б": "обеспечить внедрение демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусмотрев в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации".

2. Перечень поручений Президента Российской Федерации N Пр-580 по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации в Свердловскую область 6 марта 2018 г., пункт 1 "а": "с учетом ранее данных поручений обеспечить использование в системе среднего профессионального образования стандартов "Ворлдскиллс" как базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров".

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

4. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

5. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".

6. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования".

7. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования".

8. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования".

9. Приказ Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968".

10. Приказ Минобрнауки России от 17 ноября 2017 г. N 1138 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968".

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии (специальности).

12. Положение о стандартах Ворлдскиллс, утвержденное Правлением союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - союз) от 9 марта 2017 г., протокол N 1, с изменениями от 27 октября 2017 г., протокол N 12.

13. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утверждены Минобрнауки России 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн).

3. Нормативное регулирование проведения демонстрационного экзамена в ФГОС СПО по профессиям и специальностям

В статье 59 Федерального закона об образовании установлено, что целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Следовательно, ФГОС устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, по отношению к которым осуществляется оценка в рамках государственной итоговой аттестации.

В действующих ФГОС СПО закреплена форма проведения государственной итоговой аттестации, предусматривающая, в том числе, демонстрационный экзамен.

Так, в соответствии с ФГОС СПО из перечня ТОП-50 по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (за исключением ФГОС СПО профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки [наплавки]) государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена. Эта норма сохранена в актуализированных ФГОС по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

В соответствии с ФГОС СПО из перечня ТОП-50 по программам подготовки специалистов среднего звена государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа [дипломный проект]).

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

По специальностям из перечня актуализированных в 2018 году ФГОС СПО государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом примерной основной образовательной программы.

4. Особенности выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена в 2018 году по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов

Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии при решении конкретных задач, а также определению уровня готовности выпускника к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности.

В соответствии с ФГОС СПО по профессиям ТОП-50 выпускная квалификационная работа выполняется в виде демонстрационного экзамена, который предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.

Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе формулирования своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.

Для подготовки выпускной квалификационной работы каждому обучающемуся назначаются руководитель и, при необходимости, консультанты.

Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляются распорядительным актом образовательной организации.

5. Разработка программы государственной итоговой аттестации

Программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам определяются и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»