Недействующий

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 июля 2018 года N ЕД-4-15/13247

О профилактике нарушений налогового законодательства

(с изменениями на 21 сентября 2018 года)

____________________________________________________________________
Отозвано на основании
письма ФНС России от 2 ноября 2018 года N ЕД-4-15/21496
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом ФНС России от 21 сентября 2018 года N ЕД-4-15/18411.

____________________________________________________________________

Федеральная налоговая служба в рамках реализации мероприятий приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований в целях профилактики нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами, при этом формально соответствующих требованиям статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поручает организовать проведение мероприятий налогового контроля, направленных на превентивное исключение таких фактов в отношении налогоплательщиков.

________________

Налогоплательщики, имеющие ряд признаков, свидетельствующих о возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности, в частности: представляют уточненные налоговые декларации с некорректным порядковым номером корректировки; руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели уклоняются от явки на проведение допросов (более 2-х раз); руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели не проживают по месту регистрации; доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ; вновь созданные организации (дата создания (регистрации) 2017 год); организации на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляли "нулевую" отчетность; суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) составляет более 98%; организации не находятся по адресу регистрации; договора аренды с собственниками помещений не заключались; среднесписочная численность 1 человек, либо отсутствует; руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации руководителем которой являются; налогоплательщики изменяют место постановки на учет; внесены сведения о смене руководителя организации, незадолго до представления отчетности; отсутствуют расчетные счета в течение трех месяцев, с даты создания (регистрации) организации; расчетные счета закрыты; открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10); движение денежных средств по расчетным счетам носит "транзитный" характер; расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации; установлено "обналичивание" денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов; в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации, руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и другое.

(Сноска в редакции, введенной в действие письмом ФНС России от 21 сентября 2018 года N ЕД-4-15/18411. - См. предыдущую редакцию)

Для сбора доказательств, свидетельствующих о нарушении положений пункта 5 статьи 80 Кодекса структурным подразделениям, ответственным за проведение камеральных проверок необходимо осуществлять следующие мероприятия налогового контроля:

1. допрос:

- руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В ходе допроса необходимо осуществить проверку полномочий лиц (в том числе, выдавших доверенности) и установить причастность (непричастность) лиц к ведению финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подписанию налоговых деклараций, выдаче соответствующих доверенностей, получению сертификатов ключей электронных подписей.

При этом, в ходе допроса необходимо установить указанные выше обстоятельства в отношении всех организаций, в которых лицо является руководителем (учредителем).

- лиц, являющихся учредителями юридического лица, иных лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, в том числе лиц, представивших и (или) подписавших документ по доверенности, представляющих интересы при регистрации налогоплательщика в налоговом органе, а также заявителей, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, или лиц, выступающих по доверенности от имени заявителей, в целях установления владельца (распорядителя) сертификата ключа проверки электронной подписи и квалифицированного сертификата и проверки их полномочий.

2. В случае необходимости рекомендуется продолжить осуществление мероприятий налогового контроля, в частности:

2.1. осмотр помещений по адресу юридического лица в пределах места нахождения юридического лица в целях проверки достоверности сведений об адресе, внесенном в ЕГРЮЛ.

Результаты проведенных налоговым органом допросов лиц, указанных в пункте 1 настоящем поручении, а также результаты осмотров помещений фиксируются в протоколах и в обязательном порядке подлежат отражению в информационном ресурсе "Допросы и осмотры".

2.2. истребование в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса у банков документов (информации) в целях установления и проверки полномочий лиц, обратившихся для открытия счета, а также проверки полномочий лиц, указанных в карточке, на распоряжение средствами, находящимися на счете, при заключении договора банковского счета.

2.3. истребование в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса документов (информации) у удостоверяющего центра с целью установления и проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также получения информации о результатах проверки удостоверяющим центром исполнения лицом положений, установленных Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

При получении доказательств, подтверждающих компрометацию ключа электронной подписи, необходимо руководствоваться письмом Управления информационных технологий ФНС России от 28.08.2017 N 6-3-04/0154дсп@.

2.4. проведение экспертизы документов, а также экспертизы информации на машинных носителях (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая) в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Кодекса в целях исключения фактов представления фиктивных документов, проверки достоверности подписей лиц (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, иных лиц).

Мероприятия, указанные в пунктах 1-2 в отношении налогоплательщиков, необходимо проводить заблаговременно в сроки, достаточные для их завершения до наступления сроков представления в налоговый орган налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

После представления налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль организаций при установлении по результатам проведения вышеуказанных мероприятий налогового контроля совокупности фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком требований, установленных пунктом 5 статьи 80 Кодекса, территориальным налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования таких налоговых деклараций.

В этой связи, территориальному налоговому органу в адрес налогоплательщиков необходимо направить в срок не позднее 5 рабочих дней с момента аннулирования уведомление о признании налоговой декларации недействительной.

Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций приведена в приложении к настоящему письму.

Положения настоящего письма не подлежат применению в отношении налоговых деклараций, по которым срок камеральной налоговой проверки завершен.

Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить организацию работы в соответствии с настоящим поручением.

Управлениям довести настоящее поручение до нижестоящих налоговых органов.

Действительный государственный

советник Российской Федерации

2 класса

Д.В.Егоров

Приложение

Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций

На основании письма ФНС России от 11.11.2016 N 15-3-03/466@ в версии ПК "СЭОД" 2.7.180.11 от 18.05.2018 года выполнена доработка программного комплекса в части:

- перевода налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций в "Реестр деклараций ЮЛ, не подлежащих обработке" или "Реестр деклараций ФЛ, не подлежащих обработке" в соответствии со справочником кодов, характеризующих основания для перевода налоговых деклараций;

- формирования и направления налоговым органом уведомления о признании налоговой декларации недействительной (далее - Уведомление), в формате xml или на бумажном носителе в случае перевода налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций в "Реестр деклараций ЮЛ, не подлежащих обработке" или "Реестр деклараций ФЛ, не подлежащих обработке".

Отзыву (аннулированию) подлежат актуальные налоговые декларации, у которых отсутствует дата окончания камеральной налоговой проверки. При этом, только налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, представленные за налоговый период - год, могут быть отозваны (аннулированы).

Перед тем как приступить к процедуре отзыва (аннулирования) налоговых деклараций необходимо получить от вышестоящего налогового органа официальное разрешение в виде докладной (служебной) записки.

Для перевода налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций в "Реестр деклараций ЮЛ, не подлежащих обработке" или "Реестр деклараций ФЛ, не подлежащих обработке" необходимо перейти по следующему пути в дереве документов ПК "СЭОД": Ввод и обработка налоговых документов/Документы с начислениями/Документы налогоплательщиков ЮЛ/Налоговые декларации ЮЛ/ветка "Отзыв (аннулирование) деклараций ЮЛ (НДС, прибыль)".

     Рисунок 1. Отзыв (аннулирование) деклараций ЮЛ (НДС, прибыль)

В данной ветке предусмотрены следующие режимы:

     Рисунок 2. Режимы в окне "Отзыв (аннулирование) деклараций ЮЛ (НДС, прибыль)"

1. Режим "Сведения об отзыве (аннулировании) НДС и прибыли"

Данный режим предназначен для просмотра и изменения ранее введенных данных о документе - основании для перевода налоговой декларации, а также сведений о докладной (служебной) записке, вынесенной вышестоящим налоговым органом.

     Рисунок 3. Режим "Сведения об отзыве (аннулировании) НДС и прибыли"

2. Режим "Добавить (изменить) основание для перевода декларации"

Данный режим предназначен для добавления основания для перевода налоговой декларации из предусмотренного программным комплексом перечня или изменения уже указанного основания.

Рисунок 4. Режим "Добавить (изменить) основание для перевода декларации"

Основание для перевода налоговой декларации выбирается из справочника "FN1447 - Справочник причин повторного ввода деклараций - SYS". При этом, предоставлена возможность выбора только одного основания из предусмотренного перечня.

Перечень оснований для перевода налоговых деклараций является закрытым:

Код

Описание

0

Отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации, подписания налоговой декларации, представлении налоговой декларации в налоговый орган, выдаче доверенности уполномоченному представителю на право подписания и представления налоговой декларации в налоговый орган

1

Дисквалификация руководителя

2

Представление налоговой декларации ликвидированным юридическим лицом после даты ликвидации или индивидуальным предпринимателем после даты окончания предпринимательской деятельности

3

Недееспособность или смерть физического лица - руководителя (уполномоченного представителя) организации, а также признание его безвестно отсутствующим

4

Нахождение физического лица в местах лишения свободы на момент подписания налоговой декларации лично

Сохранение внесенной информации осуществляется после нажатия на кнопку "ОК".

3. Режим "Добавить документ (информация) для перевода декларации"

Данный режим предназначен для добавления документа - основания для перевода налоговой декларации из предусмотренного программным комплексом перечня и ввода реквизитов документа. При этом, реализована возможность добавления нескольких документов - оснований для перевода налоговой декларации.

     Рисунок 5. Режим "Добавить документ (информация) для перевода декларации"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»