МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 июня 2018 года N 02-05-10/45153

[О направлении Методических рекомендаций к порядку применения классификации операций сектора государственного управления]

Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный номер 50003), направляет для руководства Методические указания по его применению.

А.О.Котяков

Приложение

к письму Министерства финансов

Российской Федерации

от 29 июня 2018 года N 02-05-10/45153

Методические рекомендации к порядку применения классификации операций сектора государственного управления

I. Общие положения

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 г. N 209н (далее - Порядок), устанавливает единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности.

Порядок разработан в целях гармонизации КОСГУ с требованиями международных стандартов (рекомендаций) по Статистике государственных финансов (СГФ-2014) и Системе национальных счетов (СНС-2008), а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

Порядок размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в разделе "Бюджет", рубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации".

В дополнение к Порядку на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в разделе "Бюджет", рубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации", подрубрике "Методический кабинет" размещены следующие методические материалы:

- Сопоставительная таблица порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 г. N 65н (2018 г.), и порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 г. N 209н (2019 г.) (далее - Сопоставительная таблица КОСГУ);

- Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 года;

- Сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 году, к кодам, применяемым в 2019 году, увязанная с кодом КОСГУ.

Порядок содержит понятия, которые используются исключительно в целях его реализации. Например, "сектор государственного управления" и "организации государственного сектора".

К сектору государственного управления относятся (п.2 Порядка):

- органы государственной власти (государственные органы);

- органы местного самоуправления;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации;

- иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в части деятельности по бюджетным полномочиям.

К организациям государственного сектора относятся (п.9.5 Порядка):

- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

- государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;

- корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения.

Основными нововведениями, реализованными в Порядке, является разграничение операций по следующим их видам/критериям:

- поступления, выплаты в денежной/натуральной формах (безвозмездные поступления; выплаты персоналу (подстатьи 212 и 214, 266 и 267); пособия по социальной помощи населению (подстатьи 262 и 263); выплаты бывшим работникам (264 и 265));

- текущие/капитальные поступления, перечисления (безвозмездные поступления; безвозмездные перечисления (статьи 240 и 280); иные выплаты физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 и 298, 297 и 299));

- выплаты социального/несоциального характера (выплаты персоналу (подстатьи 212, 214 и 266, 267); физическим лицам (статья 260 и подстатьи 296, 298));

- перечисления финансовым/нефинансовым организациям (подробно см. пункт 2.3 настоящих Методических рекомендаций).

Вместе с тем порядок применения статьи 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам" КОСГУ, в том числе подстатей ее детализирующих, не изменен по сравнению с порядком, установленным в 2018 году, и не предусматривает обособление перечислений на перечисления текущего и капитального характера.

II. Особенности применения кодов КОСГУ

________________

В части применения статей (подстатей) при формировании плановых назначений и их кассовом исполнении (кассовых поступлений и выбытий).

1. Доходы

Порядок применения статей группы 100 "Доходы", применяющийся с 1 января 2019 года, сохраняет положения порядка применения кодов КОСГУ в 2018 году, предусмотренного Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 г. N 65н. Порядок дополнен отдельными особенностями, связанными с реализацией новой терминологии (см. раздел I настоящих Методических рекомендаций) и применением организациями государственного сектора федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее - СГС), в том числе СГС "Доходы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 г. N 32н (далее - Стандарт "Доходы").

Порядком предусмотрена дополнительная детализация статей КОСГУ, которая содержит деление доходов по видам и учитывает следующие особенности.

1.1. Доходы от собственности

По статье 120 "Доходы от собственности" учитываются отдельные виды доходов от собственности, исходя из экономического содержания операций с учетом видов имущества, передаваемого в управление (пользование). Данная статья детализируется подстатьями КОСГУ 121-129, 12А, 12К и 12Т.

Доходы от арендных платежей отражаются по подстатьям 121 "Доходы от операционной аренды", 122 "Доходы от финансовой аренды" и 123 "Платежи при пользовании природными ресурсами" (в части аренды земельных участков). При этом раскрытие терминов "операционная аренда" и "финансовая аренда" содержится в федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 258н (далее - Стандарт "Аренда").

1.2. Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсаций затрат

Статья 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" детализирована подстатьями КОСГУ 131-137.

По подстатье 135 "Доходы по условным арендным платежам" отражаются поступления от компенсации затрат (расходов) на коммунальные услуги, а также по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию переданного в аренду (безвозмездное пользование) здания (помещения), иных затрат (расходов) по содержанию переданного в пользование имущества.

Доходы по условным арендным платежам - это часть платы за пользование или содержание имущества по договору аренды (договору безвозмездного пользования), в том числе по отдельному договору). Размер такой платы не фиксируют в договоре в виде конкретной суммы, а определяют в ходе исполнения договора. Например, договором (договорами) предусмотрено возмещение арендатором (пользователем имущества) коммунальных услуг, иных расходов по содержанию переданного имущества. Состав таких затрат, как правило, одинаков: электричество, вода и тепловая энергия, но объем потребления этих ресурсов меняется в зависимости от потребности. Поэтому в договоре не указывают точную сумму возмещения затрат, предусматривая предоставление счетов по факту произведенных затрат.

Если здание находится в совместном владении у нескольких собственников (владельцев), но все расходы на содержание здания, в том числе коммунальные услуги несет один собственник (владелец), при этом иные собственники (владельцы) возмещают ему расходы по содержанию эквивалентно (пропорционально) своему потреблению, то доходы от таких возмещений отражаются по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

1.3. Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления по форме делятся на денежные и неденежные поступления.

В свою очередь безвозмездные поступления (денежные и неденежные) делятся на поступления текущего и капитального характера.

Понятие поступлений, перечислений капитального характера дано в пункте 7 Порядка и имеет свои особенности.

Под поступлениями, перечислениями капитального характера в целях реализации Порядка понимаются поступления, перечисления, направленные на осуществление получателями:

- инвестиций в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, в том числе на строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, реконструкцию, техническое перевооружение;

- приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам.

К поступлениям, перечислениям текущего характера относятся соответственно безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления организациям, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера.

К безвозмездным неденежным поступлениям относятся:

- доходы от оприходования объектов нефинансовых активов с забалансового счета;

- доходы от безвозмездного получения нефинансовых активов;

- доходы от оприходования излишков, выявленных при инвентаризации;

- доходы от оприходования имущества в результате разукомплектации объектов основных средств;

- доходы от изменения кадастровой стоимости земельных участков.

Данные операции отражаются по факту учетных операций, при планировании их нет.

2. Расходы

2.1. Выплаты (компенсации) работникам

2.1.1. Оплата труда.

В Порядке реализован новый подход по отнесению операций к заработной плате, социальным и иным выплатам персоналу, согласующийся с требованиями СГФ-2014 и СНС-2008.

В соответствии с международным руководством СГФ-2014 заработная плата представляет собой суммы, подлежащие выплате персоналу в обмен на выполненную работу. В понятие "заработная плата" включается заработная плата, выплачиваемая регулярно; надбавки за сверхурочную работу, работу в ночные часы или в выходные дни или другие виды ненормированного рабочего времени; ежегодные дополнительные премии; выплаты сотрудникам, не работающим в течение коротких промежутков времени, например, находящимся в отпусках, за исключением отсутствия в связи с болезнью, травмой;.

При этом заработная плата не включает:

1) Возмещение работодателем расходов, понесенных его работниками в целях выполнения ими трудовых обязанностей, например:

- возмещение расходов на поездки, переезд или связанных с ними расходов, производимых работниками, когда они заступают на новые рабочие места, или требуемых работодателями для переселения в другую местность;

- возмещение понесенных работниками расходов на инструменты, оборудование, спецодежду или другие предметы, которые необходимы исключительно или в первую очередь для того, чтобы они могли выполнять свою работу.

2) Социальные пособия, подлежащие выплате работодателем своим работникам в виде:

- компенсационных выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

- пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы;

- выходных пособий и компенсаций работникам при их увольнении.

2.1.2. Несоциальные и социальные выплаты работникам.

Важной особенностью Порядка является разграничение выплат работникам на социальные и несоциальные.

Отличительной особенностью социальных пособий и компенсаций является их связь с социальными рисками для персонала. К таким рискам относятся болезнь, утрата постоянного заработка иные риски, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника (пункт 7 Порядка).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»