ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2018 года N 448-пп


О признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании

(с изменениями на 18 сентября 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 23.12.2019 N 603-пп, от 15.09.2020 N 443-пп, от 27.12.2021 N 656-пп, от 11.07.2022 N 424-пп, от 28.06.2023 N 338-пп, от 18.09.2023 N 523-пп)




В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг" Правительство Белгородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемый Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг.


2. Признать утратившим силу постановление Правительства Белгородской области от 27 октября 2014 года N 402-пп "О признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Белгородской области - министра образования Белгородской области Милехина А.В.


(п. 3 введен постановлением Правительства Белгородской области от 11.07.2022 N 424-пп)


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО



Утвержден
постановлением
Правительства Белгородской области
от 10 декабря 2018 г. N 448-пп



ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА НУЖДАЮЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 23.12.2019 N 603-пп, от 15.09.2020 N 443-пп, от 27.12.2021 N 656-пп, от 11.07.2022 N 424-пп, от 28.06.2023 N 338-пп, от 18.09.2023 N 523-пп)



1. Настоящий Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - Порядок) разработан в целях реализации статей 15 и 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и определяет порядок и условия признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определения его индивидуальной потребности в социальных услугах и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ).


2. Порядок распространяется на отношения в сфере социального обслуживания в формах стационарного, полустационарного социального обслуживания, социального обслуживания на дому, предоставляемого юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг).


3. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований области (далее - уполномоченный орган муниципального образования) в соответствии с настоящим Порядком.


4. Основанием для рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является поданное в уполномоченный орган муниципального образования в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания по форме, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 года N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".


При поступлении обращения в интересах гражданина иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) рассмотрение вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется при подтверждении данных обращений личным заявлением гражданина либо его законного представителя.


5. Для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и определения потребности в социальном обслуживании уполномоченным органом муниципального образования создается постоянно действующая комиссия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и определению индивидуальной потребности граждан в предоставлении социальных услуг (далее - комиссия).


Комиссия создается и действует в соответствии с Положением о комиссии, утвержденным уполномоченным органом муниципального образования.


Положение о комиссии разрабатывается уполномоченным органом муниципального образования в соответствии с Примерным положением о комиссии по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и определению индивидуальной потребности в предоставлении социальных услуг согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.


6. Процедура принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании состоит из следующих этапов:


прием и регистрация заявления (обращения) о предоставлении социальных услуг - в день обращения (подачи заявления);


прием документов (сведений), предусмотренных порядками предоставления социальных услуг в соответствии с действующим законодательством, - в день обращения (подачи заявления);


формирование и направление запросов в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органы (организации), участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня обращения (подачи заявления);


изучение представленных гражданином по собственной инициативе документов (сведений) и (или) полученных (представленных) документов (сведений) в рамках межведомственного информационного взаимодействия - в течение 1 (одного) рабочего дня со дня их поступления;


установление наличия (отсутствия) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня обращения (подачи заявления);


принятие решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе, в том числе временном, в признании нуждающимся в социальном обслуживании - в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня обращения (подачи заявления).


7. Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе, в том числе временном, в социальном обслуживании принимается в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подачи заявления.


Решение о предоставлении срочных социальных услуг принимается немедленно (в день подачи заявления) и вручается под подпись получателю социальных услуг по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.


В случае отказа в предоставлении срочных социальных услуг мотивированное решение отправляется в письменной форме.


8. Принятие несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, на социальное обслуживание в стационарной форме в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляется с учетом специальных правил предоставления социальных услуг, определенных Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".


9. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают условия его жизнедеятельности, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а также иные обстоятельства, установленные действующим законодательством.


Наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, подтверждается документами (сведениями), указанными в следующей таблице:

N п/п

Наименование обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина

Документы (сведения), источники информации, подтверждающие наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина

1.

Полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности

Справка об установлении инвалидности (при наличии);

индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) либо индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (при наличии); медицинские документы или медицинская карта с указанием обращения, кода заболевания (состояния) по МКБ-10, результатов анализов;

заключение либо справка ВК медицинской организации с записью о частичной или полной утрате навыков к самообслуживанию

2.

Наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

сведения о составе семьи

3.

Наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации

Ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего; акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, разработанная и утвержденная межведомственным социально-реабилитационным консилиумом

4.

Отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними

Сведения органов опеки и попечительства о ребенке, инвалиде, подтверждающие нуждаемость в установлении опеки или попечительства;

сведения государственных организаций, учреждений Белгородской области, не входящих в систему социального обслуживания, органов внутренних дел, органов местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних, общественных объединений о выявлении ребенка, инвалида, нуждающегося в опеке, попечении;

документы (сведения), подтверждающие факт отсутствия возможности обеспечения ухода (в том числе временного)

5.

Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье

Ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, разработанная и утвержденная межведомственным социально-реабилитационным консилиумом

6.

Отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сведения государственных организаций, учреждений Белгородской области, не входящих в систему социального обслуживания, органов внутренних дел, органов местного самоуправления, общественных объединений о выявлении граждан, нуждающихся в социальном обслуживании

7.

Отсутствие работы и средств к существованию

Справка государственного учреждения службы занятости населения о признании гражданина безработным и размере получаемого пособия;

копия трудовой книжки с последней записью о месте работы, подтверждающая отсутствие трудоустройства (при наличии);

документ о праве на меры социальной поддержки (при наличии)

8.

Наличие противоправного поведения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми

Ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, разработанная и утвержденная межведомственным социально-реабилитационным консилиумом

9.

Временная утрата трудоспособности одиноко проживающих граждан на срок более одного месяца

Медицинские документы с указанием четкой информации о состоянии здоровья гражданина и нуждаемости в постороннем уходе на момент обращения, кода заболевания (состояния) по МКБ-10

10.

Наличие у граждан трудоспособного возраста трудностей в социальной адаптации

Психологическое заключение, социологический опрос

11.

Нуждаемость инвалида в возрасте старше 18 лет с ограничениями жизнедеятельности, в том числе страдающего психическими расстройствами, в сопровождаемом проживании

Медицинские документы с указанием четкой информации о состоянии здоровья гражданина на момент обращения, кода заболевания (состояния) по МКБ-10, индивидуальная карта социализации получателя социальных услуг, страдающего психическими расстройствами (для гражданина, получившего социальные услуги в стационарном учреждении социального обслуживания Белгородской области)

(п. 11 введен постановлением Правительства Белгородской области от 27.12.2021 N 656-пп)

12.

Нуждаемость больных наркоманией в социальной реабилитации

Медицинские документы, подтверждающие прохождение больным наркоманией медицинской реабилитации

(п. 12 введен постановлением Правительства Белгородской области от 18.09.2023 N 523-пп)


10. Для определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах, за исключением срочных социальных услуг, комиссией проводится оценка условий его жизнедеятельности, а также оценка степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее - оценка возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности).


(п. 10 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 23.12.2019 N 603-пп)


11. При оценке условий жизнедеятельности гражданина учитываются условия проживания и состав семьи гражданина, доход, учитываемый для расчета величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, состояние здоровья гражданина и отсутствие у него медицинских противопоказаний к получению социальных услуг, иные условия, определяющие индивидуальную нуждаемость гражданина в социальных услугах.


Оценка возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности проводится путем:


- опроса гражданина, в отношении которого рассматривается вопрос о нуждаемости в социальном обслуживании;


- заслушивания пояснений законного представителя, родственников или иных лиц, осуществлявших за гражданином уход;


- непосредственного наблюдения за гражданином.


По результатам оценки условий жизнедеятельности гражданина комиссия составляет акт обследования материально-бытового положения гражданина с целью признания нуждающимся в предоставлении социальных услуг по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.


12. Определение индивидуальной потребности граждан в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, кроме детей и детей-инвалидов, осуществляется с учетом дифференцированного подхода к оценке состояния их здоровья на основании карты оценки нуждаемости граждан в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому согласно приложению N 4 к Порядку.


Первый уровень социального обслуживания на дому предоставляется гражданам при характеристике отклонения состояния здоровья от нормы, соответствующей 72 - 80 баллам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»