ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2018 года N 538


Об утверждении Стратегии развития образования и науки Республики Тыва на период до 2030 года



Во исполнение государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. N 632, Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития образования и науки Республики Тыва на период до 2030 года.


2. Настоящее постановление разместить на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
О.НАТСАК



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 31 октября 2018 г. N 538



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



1. Общие положения


Право на образование является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленного в статье 43 Конституции Российской Федерации, и обеспечивается путем гарантирования общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый человек вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.


Стратегия развития образования и науки Республики Тыва до 2030 года (далее - Стратегия) разработана с целью обеспечения инновационного развития отрасли образования на основе вызовов современного общества с учетом региональных и муниципальных особенностей в предоставлении услуг дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования детей и молодежи в соответствии с основными трендами мирового образования.


Стратегия является основой для разработки различных стратегических документов отрасли, в том числе целевых программ, долгосрочных проектов, предусматривающих различные меры по реализации основных направлений и элементов Стратегии.


Основой разработки Стратегии являются федеральные законы от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законы Республики Тыва от 21 июня 2014 г. N 2562 ВХ-1 "Об образовании в Республике Тыва", от 26 ноября 2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 31 января 2011 г. N 387 ВХ-1 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Тыва", от 12 января 2018 г. N 351-ЗРТ "О патриотическом воспитании в Республике Тыва", постановления Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. N 632 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014 - 2025 годы", от 18 октября 2013 г. N 608 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие русского языка на 2014 - 2018 годы", от 7 апреля 2017 г. N 152 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие тувинского языка на 2017 - 2020 годы", от 13 ноября 2013 г. N 654 "О Концепции развития системы дополнительного образования детей в Республике Тыва до 2020 года".


Положения настоящей Стратегии определяют ключевые принципы и требования к системе образования и науки, а также задачи, решение которых направлено на развитие человеческого капитала через создание единого высокого уровня научно-образовательного пространства, обеспечивающего высокое качество образования и воспитания, рост индивидуальных возможностей и конкурентоспособность граждан, проживающих в Республике Тыва.


Стратегия представляет собой анализ состояния системы образования и науки республики, представлены основные цели, задачи, основные этапы и механизмы ее реализации, целевые индикаторы.


В Стратегии используются следующие понятия:


риски - факторы, которые имеют потенциально негативное воздействие на развитие системы образования республики и при определенном развитии событий могут привести к ухудшению ситуации в отрасли;


SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития республики и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы;


целевой сценарий - оптимальный вариант развития направления отрасли, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целей развития;


приоритеты действий - порядок реализации основных мероприятий для достижения поставленных задач;


основной целевой показатель - фактическое (достигаемое) состояние, которое характеризуется количественными и качественными показателями;


ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие системы образования и науки Республики Тыва;


механизмы реализации - нормативно-правовые, финансово-экономические, инвестиционные, организационно-управленческие инструменты, а также механизмы государственно-частного и социального партнерства.


Стратегия основана на следующих ключевых требованиях и принципах к системе образования и науки.


Требования к системе:


1) система образования Республики Тыва должна быть конкурентоспособной и обеспечивать качество образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ) - образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами, и (или) потребностями заказчика образовательных услуг, социальными и личностными ожиданиями человека;


2) созданная единая научно-образовательная среда должна обеспечивать доступность образования, мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся социально-экономических условиях, оперативно отвечать на запросы общества и рынка труда;


3) система образования должна быть направлена на формирование инновационного типа мышления человека, конкурентоспособности и воспитание патриотизма;


4) система управления образованием должна быть эффективной, обеспечивать оптимальное использование материальных и людских ресурсов для получения качества образования, необходимого для обеспечения квалифицированными кадрами текущих и перспективных потребностей экономики Республики Тыва;


5) система учреждений научно-образовательного пространства должна обеспечивать научное сопровождение инновационного развития экономики региона, обеспечивать развитие науки в регионе в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации").


Принципы, на которых строится Стратегия:


1) принцип опережающего развития образования представляет собой мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся социально-экономических условиях, в соответствии с запросами общества и рынка труда;


2) принцип соответствия современным трендам предполагает разработку и реализацию уже в настоящее время проектов, учитывающих современные тенденции развития России и основные вызовы общества к образованию и науке, которые направлены на обеспечение устойчивого развития региона;


3) принцип программно-целевого управления реализацией инновационных направлений развития системы образования - направленность на получение конкретного результата, концентрация необходимых ресурсов и координация работ в рамках актуальных проектов;


4) принцип открытости предполагает, что информация, связанная с развитием образования и науки, основными инновационными проектами, реализующимися в отрасли, доступна обществу. Все решения по оценке результатов программ, проектов, эффективности их внедрения проводятся с участием общественности.



2. Цели развития образования и науки


Интегральным социально-экономическим показателем человеческих ресурсов является индекс человеческого потенциала (ИЧП), включающий индекс образованности.


Соответственно, стратегической целью развития системы образования и науки Республики Тыва является повышение уровня образованности всех ее граждан.


Для достижения данной стратегической цели необходимо:


- формировать устойчиво развивающуюся систему образования с оптимальной институциональной структурой, обеспечивающей доступность, высокий уровень качества образования, способствующей формированию человеческого капитала, основой которого является высокообразованная и конкурентоспособная личность;


- формировать систему научного развития региона, способную оказывать целенаправленное воздействие на образовательный процесс, социальные процессы, становление и развитие личности.


В настоящее время охват образованием в Республике Тыва составил в численности населения республики от 6 до 24 лет - 77,3 процента (78,3 тыс. чел.).


По индексу образованности наша республика занимает 24 место среди регионов Российской Федерации (2014 г.).



3. Конкурентные преимущества системы образования и науки Республики Тыва


Конкурентные преимущества системы образования и науки Республики Тыва определяются рядом положительных характеристик:


1. Отмечен рост числа молодых педагогических и руководящих кадров.


В школах республики трудятся 36 процентов молодых учителей до 35 лет (по РФ - 23 процента), ежегодно состав пополняется, по итогам 2017 г. в школах работают всего 7 процентов учителей старше 60 лет (по РФ - 12 процентов). Омолаживается состав руководителей школ - 25 процентов молодых руководителей (с общим стажем деятельности менее 10 лет) и 48 процентов опытных руководителей (со стажем более 20 лет) руководят школами республики. Мероприятия по привлечению в школы мужчин-педагогов имеют хорошие результаты, всего 15 процентов мужчин-педагогов работают в школах (один из самых высоких показателей в Сибирском федеральном округе и в России).


2. С начала реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" численность детей от 3 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, возросла на 8,1 тыс. детей. В рамках федеральной программы модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 - 2016 годах создано более 14 тыс. мест в детских садах.


3. Методы проектного управления ("Успешный выпускник", "Я сдам ЕГЭ, "Мост дружбы") и новые механизмы управления образовательным процессом (кураторство со стороны школ, имеющих стабильно высокие результаты, "слабых" школ, работа учебно-методических объединений) позволили достичь поставленных целей по повышению качества образования, ежегодному увеличению количества выпускников, преодолевающих минимальный порог ЕГЭ по русскому языку и математике (в 2017 г. - 96,27 процентов, в 2018 г. - 99 процентов).


Положительная динамика наблюдается по всем предметам:


- средний балл по предметам увеличился на 10 баллов по отдельным предметам;


- 104 (71 процент) общеобразовательные организации республики показали 100-процентную успеваемость по русскому языку, средний балл составил 63 балла. В 43 (30 процентов) школах средний балл выше 60 при 100-процентной успеваемости;


- существенно улучшились результаты по математике (средний балл по базовой математике составил "4", а средний балл по математике профильного уровня вырос на 10 баллов и составил 39 баллов. 44 (30 процентов) школы показали 100-процентную успеваемость по математике (профильного уровня);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»