Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 октября 2018 года N 290-р


О создании центра цифрового образования "IT-куб"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 20.12.2018 N 384-р.
____________________________________________________________________



В целях реализации в Чеченской Республике в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10, мероприятий по созданию и обеспечению функционирования центра цифрового образования "IT-куб":


1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания центра цифрового образования "IT-куб" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - Комплекс мер, Центр).


2. Установить, что в целях настоящего Распоряжения под центром цифрового образования "IT-куб" понимается структурное подразделение образовательной организации, на базе которого осуществляется обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам.


3. Министерству образования и науки Чеченской Республики в срок до 31 марта 2019 года обеспечить утверждение дорожной карты по созданию и функционированию Центра между Проектным офисом национального проекта "Образование" и Правительством Чеченской Республики.


4. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Ш.С. Ахмадова.


5. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Председатель Правительства
Чеченской Республики
М.М.ХУЧИЕВ



Утверждена
Распоряжением Правительства
Чеченской Республики
от 30 октября 2018 г. N 290-р



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ "IT-КУБ"



I. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию центра цифрового образования "IT-куб" в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета



Проблематика и предполагаемые результаты


Успешная практика реализации IT-квантума на базе проекта "Кванториум" показала, что спрос на профессии, связанные с умением программировать в различных средах, на высокоуровневых языках, а также заниматься обеспечением безопасности сети и ее организацией в Чеченской Республике, очень велик. Высшая школа республики, а это и Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, и Чеченский государственный университет, заявляет о нехватке IT-компетенций среди поступающей молодежи, где уже большая часть специальностей не обходится без применений IT-технологий. Сегодня и реальный сектор экономики Чеченской Республики нуждается в обновлении и кадрового резерва, и самих технологий, а регион набирает промышленные обороты. Огромный мясоперерабатывающий комплекс, со своими птицефермами, нефтегазопроводы, управление энергетикой региона, различные промышленные комплексы и объединения, крупные интернет-провайдеры требуют повышения компетенций, связанных с автоматизацией самих производств и их усовершенствованием, также уже сегодня требуются специалисты, умеющие работать с большим количеством данных, обрабатывать и защитить различную информацию. Программирование называют новой грамотностью. В будущем понимание основ программирования и умение работать с технологиями станет обязательным навыком для многих профессий. Открытие такой площадки как IT-куб позволит повысить IT-грамотность у подрастающего поколения Чеченской Республики и значительно охватить различные отрасли экономики региона в дальнейшем специалистами этой области. Также это позволит повышать квалификацию уже работающих специалистов, повысить уровень школьных программ и педагогов информатики.


Ожидаемые результаты:


воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;


увеличение охвата детей программами технической направленности в области IT;


формирование инженерного мышления и развитие детского технического творчества;


повышение профессиональной IT-компетентности педагогических работников;


повышение спроса со стороны IT-компаний и других секторов экономики на подготовленных специалистов.


Социальные эффекты:


готовность обучающихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;


увеличение доли учащихся - участников конкурсов в области IT различных уровней;


увеличение доли педагогов - участников профессиональных конкурсов различных уровней;


повышение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством дополнительного образования и, как следствие, повышение уровня доверия родителей, общественности и охвата детей ДО.



Данные о сети организаций дополнительного образования, их количестве


В Чеченской Республике функционирует 157 учреждений дополнительного образования, с числом обучающихся более 205000 детей. В ведомстве Министерства образования и науки Чеченской Республики - 67 учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается более 130000 обучающихся. В подведомственных организациях Минспорта ЧР функционирует 51 учреждение, в которых занимаются более 68000 детей школьного возраста. В сфере культуры функционирует 39 учреждений, в которых занято около 7000 обучающихся.


В 2017/18 учебном году количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования Чеченской Республики составляет 65% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет, 100% обучающихся образовательных организаций дополнительного образования республики охвачены доступным и бесплатным дополнительным образованием, среди которых 30% детей-инвалидов.


Образовательный процесс в 67 учреждениях дополнительного образования обеспечивают 1748 педагогов дополнительного образования.


Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей республики составляет 40%.


Образовательными организациями дополнительного образования детей республики реализуются более 700 программ дополнительного образования.


Особенностью существующей сферы дополнительного образования детей является ее интеграционный, межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей сегодня реализуются в организациях дополнительного образования, дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, то есть в школах, в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов - образование, культуру, искусство, физическую культуру и спорт.


На сайтах дополнительного образования детей размещены нормативно-правовые документы, образовательные программы, расписания работы кружков и объединений, информация о деятельности и достижениях образовательной организации и публикации в СМИ.


На домене www.dod95.ru продуктивно работает портал дополнительного образования детей Чеченской Республики.


Запуск портала позволил сделать серьезный задел для дальнейшей информатизации дополнительного образования, создания прозрачной и многофункциональной среды для всех участников образовательного процесса.


Реализация вышеперечисленных мероприятий, проектов и программ действительно способствует решению задач по совершенствованию педагогического мастерства работников дополнительного образования детей и стимулированию образовательных организаций для активизации учебно-воспитательной работы.


Во всех образовательных организациях дополнительного образования созданы условия для участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, таких как республиканские конкурсы педагогов дополнительного образования детей: "Сердце отдаю детям", "Воспитать человека".


В соответствии с Указом Президента Чеченской Республики от 12 сентября 2007 года N 345 "О дополнительных мерах поощрения лучших педагогических работников Чеченской Республики" по итогам конкурса 10 лучшим педагогам учреждений дополнительного образования Чеченской Республики ежегодно присуждаются премии Главы Чеченской Республики в размере 30 тысяч рублей.


Также активная работа ведется по реализации программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.


По итогам плановых конкурсных мероприятий и олимпиад Министерством образования и науки Чеченской Республики ежегодно присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи за счет средств как федерального, так и республиканского бюджета.


Так, в рамках реализации Указа Главы Чеченской Республики от 1 марта 2013 года N 34 "О премиях Главы Чеченской Республики для поддержки талантливой молодежи" ежегодно 17 человек получают премии для поддержки талантливой молодежи в размере 30 тысяч рублей. Это победители республиканских олимпиад школьников и профессионального мастерства, конкурсов и фестивалей художественного творчества, различных спортивных соревнований, реализованных социальных проектов в молодежной среде.


Удельный вес численности учащихся (от общего числа детей), участвовавших в конкурсах, соревнованиях различных уровней по республике составляет: муниципальный уровень - 90%; республиканский - 40%; всероссийский - 5%; международный - 1%.


К основным достижениям системы дополнительного образования детей республики можно отнести следующее:


1. Стабильная положительная динамика охвата обучающихся в системе дополнительного образования детей и высокий процент занятости, что является позитивным фактором, так как занятость подростков данного возраста в учреждениях дополнительного образования детей сокращает пространство для девиаций. Так, если в 2013 году вовлеченность детей в дополнительное образование была на уровне 27% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, то к 2018 году этот показатель составил 65%.


2. Дополнительное образование детей остается бесплатным.


3. Ежегодно проводится свыше 250 социально-ориентированных культурно-массовых мероприятий, что является важным воспитательным ресурсом.


Одним из факторов, влияющих на повышение качества дополнительного образования, можно считать введение эффективного контракта в системе образования.



II. Опыт Чеченской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования


В 2013 - 2015 годах в республике реализовано мероприятие "Развитие техносферы учреждений дополнительного образования детей" ФЦПРО на 2011 - 2015 годы. ГБУ ДО "Республиканский центр детского (юношеского) технического творчества" стало победителем конкурса региональных программ развития образования по направлению "Распространение на всей территории современных моделей успешной социализации детей". В рамках реализации данного мероприятия на базе ГБУ ДО "Республиканский центр детского (юношеского) технического творчества" была создана стажировочная площадка с сетью трех базовых площадок, где успешно реализованы стажировочные мероприятия (курсы повышения квалификации, конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы и т.д.) для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений дополнительного образования детей.


В рамках деятельности стажировочной площадки для базовых организаций республики были закуплены современные программно-технические комплексы, компьютерное оборудование, инструментарий для проведения естественнонаучных исследований, инновационная робототехника.


Были разработаны практико-ориентированные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, велся поиск новых подходов к организации курсовой подготовки педагогических работников системы дополнительного образования детей.


Реализация направления ФЦПРО "Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся" на базе созданной стажировочной площадки позволила:


обновить материально-техническое оснащение учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы технической направленности;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»