(с изменениями на 27 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 01.04.2019 N 95, от 06.05.2020 N 136, от 06.04.2021 N 96, от 27.12.2021 N 497, от 12.07.2022 N 275, от 12.12.2022 N 465, от 27.03.2023 N 107, от 20.09.2023 N 314, от 24.11.2023 N 371, от 27.02.2024 N 70)
В целях обеспечения качественного управления государственными финансами Республики Калмыкия Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Калмыкия "Управление государственными финансами Республики Калмыкия".
2. Министерству финансов Республики Калмыкия принять меры по реализации мероприятий указанной Государственной программы Республики Калмыкия.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 ноября 2013 года N 530 "О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия "Управление государственными финансами Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 апреля 2013 года N 188";
постановление Правительства Республики Калмыкия от 27 февраля 2014 года N 65 "О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия "Управление государственными финансами Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 апреля 2013 года N 188";
постановление Правительства Республики Калмыкия от 8 декабря 2014 года N 447 "О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия "Управление государственными финансами Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 апреля 2013 года N 188";
постановление Правительства Республики Калмыкия от 11 апреля 2016 года N 121 "О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия "Управление государственными финансами Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 апреля 2013 года N 188";
постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 марта 2017 года N 96 "О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия "Управление государственными финансами Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 апреля 2013 года N 188";
постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 года N 455 "О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия "Управление государственными финансами Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 апреля 2013 года N 188".
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 24.11.2023 N 371, от 27.02.2024 N 70)
Управление государственными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением. Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами является базовым условием для повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, развития социальной сферы и решения других задач социально-экономического развития республики.
Система управления государственными финансами основана на оценке фактического состояния социально-экономического положения республики и направлена на динамичное развитие в соответствии с приоритетами, установленными как на федеральном, так и на региональном уровнях. Задачами первостепенной важности в последние годы являются соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств.
Благодаря реализованным за прошедший период мероприятиям государственной программы Республики Калмыкия "Управление государственными финансами Республики Калмыкия" (далее - государственная программа) обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения стабильности, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития республики.
В ходе реализации мероприятий государственной программы достигнуты следующие результаты:
- в целях увеличения доходного потенциала Республики Калмыкия реализуется план мероприятий, направленный на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Республики Калмыкия, проводится оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
Результатом проводимой работы является положительная динамика поступлений доходов в консолидированный бюджет. За пять лет объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия вырос на 3 760,3 млн рублей или на 45,4% с 8 283,1 млн рублей до 12 043,4 млн рублей в 2022 году;
- подготовлена нормативная база проведения долгосрочного бюджетного планирования, и утвержден бюджетный прогноз на долгосрочный период, позволяющий обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров бюджетной системы, базовых принципов и условий реализации бюджетной, налоговой и долговой политики;
- в результате мероприятия по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов общая штатная численность работников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений уменьшилась на 1 758 единиц, что позволило высвободить фонд заработной платы для обеспечения достижения целевых значений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;
- с целью снижения нагрузки на бюджет Республики Калмыкия осуществлены мероприятия по актуализации сведений о численности неработающего населения Республики Калмыкия путем их уточнения по фактам некорректного включения в них застрахованных лиц, в результате численность неработающих граждан снизилась более чем на 25,0 тыс. человек или более 9 процентов от общей численности застрахованных граждан Республики Калмыкия;
- начиная с 2016 года реализуются мероприятия по централизации бухгалтерского учета и бюджетной отчетности органов государственной власти республики и подведомственных учреждений. В настоящее время в КУ РК "Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора" обслуживаются 18 органов исполнительной власти Республики Калмыкия и 64 государственных учреждений. Работа в данном направлении продолжается;
- в 2019 - 2020 годах реализован комплекс мероприятий по внедрению системы электронного документооборота "Дело" в органах государственной власти Республики Калмыкия;
- в сфере межбюджетных отношений с 2015 года по согласованию с представительными органами муниципальных образований Республики Калмыкия реализуется механизм полной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ. В 2022 году в результате замены поступления НДФЛ по дополнительному нормативу составили 274,3 млн рублей;
- на период 2018 - 2024 гг. увеличены нормативы отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (бюджеты муниципальных районов - с 23,5% до 50%, бюджет г. Элисты - с 9,5% до 50%), а также единого норматива отчислений от НДФЛ в бюджет г. Элисты (на период с 2018 - 2021 гг. в размере 10%, на период с 2022 - 2024 гг. в размере 15%). Дополнительные поступления от указанных налогов в 2022 году составили 1 181,0 млн рублей, в том числе УСН - 608,0 млн рублей, НДФЛ - 573,0 млн рублей.
В целях компенсации выпадающих доходов местных бюджетов в связи со снижением кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, а также для увеличения доли автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на период 2022 - 2024 гг. установлены следующие единые нормативы:
- единые нормативы отчислений в бюджеты городских и сельских поселений от налога на доходы физических лиц в размере 5 процентов (единый норматив бюджета г. Элиста увеличен на 5 процентов);
- единые нормативы отчислений в бюджеты районных муниципальных образований Республики Калмыкия и г. Элиста от транспортного налога в размере 50 процентов.
Дополнительные поступления от указанных нормативов в 2022 году составили по НДФЛ - 62,8 млн рублей, по транспортному налогу - 114,7 млн рублей.
Также в целях увеличения доходов муниципальных дорожных фондов Республики Калмыкия, направленных на финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и строительством местных автомобильных дорог в бюджеты муниципальных образований Республики Калмыкия с 2017 года увеличен с 10 до 15 процентов дифференцированный норматив отчислений налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации. Поступления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты за 2022 год составили 159,2 млн рублей;
- в сфере долговой политики проводятся мероприятия, направленные на снижение зависимости от рыночных заемных средств и сокращение расходов на обслуживание государственного долга. В результате проведенного замещения рыночного долга бюджетным кредитом, предоставленным из федерального бюджета, улучшилась структура государственного долга. По состоянию на 1 января 2023 года долговые обязательства перед банками составили 7,0%. Сумма экономии расходов на обслуживание долга в 2022 году составила более 100 млн рублей, которые направлены на выполнение социально значимых обязательств перед жителями республики;
- средний показатель качества финансового менеджмента главных администраторов средств республиканского бюджета составил 80,8 балла, превысив прогнозное значение на 1,7 балла, что положительно влияет на процессы и процедуры, обеспечивающие эффективность и результативность использования бюджетных средств органами исполнительной власти Республики Калмыкия;
- в сфере повышения уровня открытости и прозрачности бюджетных данных, в рамках мероприятий по повышению финансовой грамотности населения и в целях предоставления населению актуальной информации о республиканском бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме проводятся публичные слушания бюджета, продвижение информации о бюджете в социальных сетях, публикуется электронная информационная брошюра "Бюджет для граждан";
- на региональном уровне создана необходимая нормативная правовая база и реализуются инструменты инициативного бюджетирования, направленные на вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений при определении приоритетных направлений расходования бюджетных средств;
- в сфере государственного контроля утверждены ведомственные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих нерешенных проблем.
Вопрос обеспечения долгосрочной сбалансированности республиканского бюджета является основным в процессе формирования и исполнения бюджета.
Основная часть доходов бюджета республики формируется за счет федеральных налогов, доля которых в бюджете составляет около 70%. В то же время, установленные на федеральном уровне многочисленные льготы по региональным и местным налогам приводят к образованию выпадающих доходов местных и республиканского бюджетов и не компенсируются. Более того, республика относится к регионам с преимущественным развитием сельского хозяйства, что ограничивает существенное увеличение налогооблагаемой базы.
Бюджет республики характеризуется значительной долей расходов социально значимого характера, которые занимают более 70% в составе собственных доходов республиканского бюджета.
За последние годы увеличение расходов социального характера, а также необходимость финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением распространения и ликвидацией последствий коронавирусной инфекции, повлекли за собой увеличение дефицита бюджета. В результате государственные заимствования за последние пять лет выросли более чем в два раза.