ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2018 года N 472


Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2024 годы

(с изменениями на 30 ноября 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408, от 20.12.2019 N 741, от 20.05.2020 N 323, от 25.12.2020 N 893, от 09.07.2021 N 461, от 15.12.2021 N 1022, от 27.12.2022 N 1293, от 26.01.2023 N 90, от 30.11.2023 N 1008)




В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" и во исполнение условий Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Амурской области от 9 февраля 2018 г. N 01-01-06/06-56 Правительство Амурской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Программу оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2024 годы.


(в ред. постановления Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408)


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Амурской области Т.Г.Половайкину.



Временно исполняющий обязанности
губернатора Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 26 сентября 2018 г. N 472



ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2024 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408, от 20.12.2019 N 741, от 20.05.2020 N 323, от 25.12.2020 N 893, от 09.07.2021 N 461, от 15.12.2021 N 1022, от 27.12.2022 N 1293, от 26.01.2023 N 90, от 30.11.2023 N 1008)




I. Общие положения


Настоящая Программа оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2024 годы (далее - Программа) направлена на формирование бюджетной политики Амурской области, ориентированной на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление Амурской области для укрепления устойчивости бюджетной системы Амурской области.


(в ред. постановления Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408)


Программа определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Амурской области в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Амурской области и эффективного использования бюджетных средств путем осуществления мер, направленных на социально-экономическое развитие региона в финансовой и бюджетной сферах, мобилизацию доходов, оптимизацию и приоритизацию расходов бюджетов бюджетной системы Амурской области, снижение долговой нагрузки, на период до 2024 года.


(в ред. постановления Правительства Амурской области от 29.07.2019 N 408)



II. Характеристика текущего состояния государственных финансов и анализ результатов реализации подготовленных ранее программ и планов


С 2015 года в Амурской области реализуется План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Амурской области, утвержденный распоряжением Правительства Амурской области от 15 мая 2015 г. N 64-р (далее - План). Распоряжением Правительства Амурской области от 26 декабря 2016 г. N 158-р срок реализации мероприятий Плана продлен до 2019 года.


С учетом проблем несбалансированности бюджета Амурской области в рамках Плана Правительство Амурской области совместно с органами исполнительной власти Амурской области реализует комплекс мер, направленных на мобилизацию источников доходов, оптимизацию расходных обязательств и сдерживание темпов роста государственного долга Амурской области, минимизацию стоимости обслуживания государственного долга Амурской области.


(в ред. постановления Правительства Амурской области от 30.11.2023 N 1008)


Финансовая ситуация в Амурской области постепенно улучшается. Есть позитивные результаты и тенденции к стабилизации регионального бюджета.


Динамика налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2016 год по темпам роста доходов составила 10,3% к уровню 2015 года, за 2017 год - 8,2% к уровню 2016 года.


Удалось снизить задолженность региона по долговым обязательствам. По итогам 2017 года государственный долг сложился в объеме 27,7 млрд. рублей, или 72,5% к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета, что на 22,9% ниже уровня 2015 года. Структура государственного долга улучшилась за счет получения бюджетных кредитов из федерального бюджета и погашения коммерческих кредитов. Долговые обязательства перед банками за 2017 год составили 9,1 млрд. рублей, или 33% в структуре государственного долга, что ниже уровня 2015 года на 10,7 млрд. рублей.


Информация о показателях исполнения областного бюджета за 2015 - 2017 годы представлена в таблице.



Таблица



Информация о показателях исполнения областного бюджета за 2015 - 2017 годы



млн. рублей

Наименование показателя

2015 год

2016 год

2017 год

Доходы

44035,4

48534,2

49062,9

в том числе:

Налоговые и неналоговые доходы

31969,6

35267,7

38174,3

Безвозмездные поступления

12065,8

13266,5

10888,6

Расходы

47596,8

48413,3

46234,2

Дефицит (-)/Профицит (+)

- 3561,4

120,9

2828,7

Объем государственного долга на конец периода

30484,9

30602,7

27665,8

Отношение объема государственного долга к собственным доходам, процент

95,4%

86,8%

72,5%


Несмотря на проделанную работу детальный анализ оценки состояния расходной части бюджета показывает, что принятые меры не принесли достаточного эффекта.


Амурская область по-прежнему относится к регионам, имеющим высокий уровень государственного долга.


Большая нагрузка на бюджет обусловлена необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений (указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации). Прирост собственных доходных источников был направлен на покрытие значительно возросших текущих расходов, в первую очередь - на повышение заработной платы с начислениями (с 2013 года на эти цели направлено более 5 млрд. рублей), социальное обеспечение, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.



III. Направления работы по увеличению доходов консолидированного бюджета Амурской области


Крупнейшими налогоплательщиками региона на протяжении последних лет остаются предприятия энергетики, транспорта, строительной и добывающей отраслей.


Основная роль в формировании доходов консолидированного бюджета Амурской области принадлежит налоговым доходам. В 2017 году на их долю приходилось 92,3% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов. Более 85% поступлений налоговых доходов обеспечено за счет четырех крупнейших доходных источников - налога на доходы физических лиц (38,8%), налога на прибыль организаций (24,0%), акцизов (5,5%), налога на имущество организаций (16,8%).


В соответствии с Планом Правительством Амурской области реализованы следующие мероприятия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Амурской области:


1. В Амурской области реализуются 4 крупных инвестиционных проекта: космодром "Восточный", Нижне-Бурейская ГЭС, магистральный газопровод "Сила Сибири" и Амурский газоперерабатывающий завод. В 2017 году от реализации этих проектов в областной бюджет поступило налогов на сумму 1944,8 млн. рублей с ростом к уровню 2016 года 143,9%. Сумма дополнительных доходов составила 593,1 млн. рублей.


2. Правительством Амурской области совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области и Министерством обороны Российской Федерации проведена работа по снижению задолженности в бюджет по земельному налогу за земли обороны. В результате этой работы в бюджеты муниципальных образований Амурской области поступили средства в объеме 113,9 млн. рублей.


3. В результате проведения мероприятий по легализации теневой занятости в 2017 году в бюджет дополнительно поступило 50,7 млн. рублей.


4. Проведена работа в отношении эффективного использования областного имущества. На начало 2017 года на балансе областных организаций находился 81 высвобожденный неиспользуемый объект. За прошедший год высвобождено 17 объектов и вовлечено в хозяйственный оборот 42 объекта. Это позволило сократить расходы областного бюджета на содержание данного имущества в размере 6,5 млн. рублей и получить доход от продажи в размере 93,8 млн. рублей.


5. Продолжается совместная работа с органами местного самоуправления по выявлению неучтенных для целей налогообложения объектов. За 2017 год дополнительно вовлечены в налоговый оборот 2193 объекта недвижимости и 3654 земельных участка. Дополнительные доходы местных бюджетов от вовлечения этих объектов в 2018 году составят порядка 10,1 млн. рублей.


6. В результате мероприятий, проведенных с органами местного самоуправления, по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество муниципальных образований и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, поступили доходы в сумме 24,2 млн. рублей.


7. За счет повышения эффективности работы административных комиссий по итогам 2017 года в бюджет Амурской области поступило административных штрафов на сумму 0,9 млн. рублей. Это на 0,4 млн. рублей, или на 87% больше, чем за 2016 год.


В итоге реализация Плана позволила в 2017 году дополнительно привлечь в доход консолидированного бюджета Амурской области 876,1 млн. рублей.


Реализация указанных мероприятий носит долгосрочный характер, поэтому работа будет продолжена в 2018 году и последующих периодах.


В частности, для снижения выпадающих доходов областного бюджета будет продолжена работа по отмене неэффективных налоговых льгот, а также постановке на налоговый учет объектов, вводимых в ходе реализации крупных инвестиционных проектов. Планируется проводить мероприятия по легализации теневой занятости. Результатами проводимой работы должны стать увеличение платежей в бюджет Амурской области, рост прозрачности основных показателей деятельности соответствующих секторов экономики.



IV. Направления работы по повышению эффективности расходов консолидированного бюджета Амурской области


С 2017 года реализуется Программа оптимизации расходов бюджета Амурской области на 2017 - 2019 годы, утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 29 марта 2017 г. N 146 (далее - Программа оптимизации), которая является продолжением проводимой ранее работы, в том числе аккумулирует отдельные мероприятия Плана. В 2017 году в результате реализации Плана и Программы оптимизации получен бюджетный эффект в объеме 440,3 млн. рублей.


Основным приоритетом бюджетной политики в части оптимизации бюджетных расходов на период реализации Плана и Программы оптимизации является принятие мер по оптимизации расходования бюджетных средств по следующим направлениям.



1. Государственная и муниципальная служба


По данному блоку мероприятий достигнуто сокращение расходов на государственное управление в целом за 2017 год на 22,2 млн. рублей.


Наиболее эффективным мероприятием Программы оптимизации стало "Уменьшение фонда оплаты труда на сумму экономии по незамещенным вакантным должностям". В результате анализа динамики вакансий в органах исполнительной власти Амурской области принято решение о направлении экономии по фонду оплаты труда, образовавшейся по вакансиям, не замещенным более двух месяцев, на иные социально значимые направления. В итоге реализация данного мероприятия за 2017 год позволила перераспределить 11,4 млн. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»