МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПРИКАЗ

от 29 июня 2018 года N 1047

Об утверждении Концепции единой региональной системы оценки качества образования в Республике Калмыкия



В соответствии со статьей 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях эффективной реализации государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", на основании решения коллегии министерства образования и науки Республики Калмыкия (протокол от 13 апреля 2018 года N 1) приказываю:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию единой региональной системы оценки качества образования в Республике Калмыкия.


2. Признать утратившим силу приказы Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 24.12.2012 N 1239 "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Республики Калмыкия", от 24.12.2012 N 1238 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Республики Калмыкия".


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Питкиеву Т.И., заместителя Министра.



Министр
образования и науки
Республики Калмыкия
Н.МАНЦАЕВ



Утверждено
Приказом
Министерства образования и науки
Республики Калмыкия
от 29 июня 2018 г. N 1047



КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ



1. Общие положения


В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.


Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.


Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур.


Первая важная процедура этой системы - национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года.


Вторая важная процедура системы оценки качества образования - государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.


Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).


Кроме того, Россия принимает участие в международных исследованиях оценки качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха. Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.


Организационную инфраструктуру по формированию ЕСОКО обеспечивают, в том числе, подведомственные Рособрнадзору учреждения:


1) Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который занимается разработкой контрольных измерительных материалов для ряда оценочных процедур;


2) Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), в функции которого входит координация проведения исследований в области оценки качества образования (за исключением государственных итоговых аттестаций) как на международном, всероссийском, так и на региональном уровнях.



Пять базовых принципов построения ЕСОКО


1. Оценка - составная часть учебного процесса.


Оценка качества обучения и знаний школьников представляет собой составную часть учебного процесса, поскольку обратная связь очень важна.


2. Объективность оценки.


Важна объективность оценки. В случае получения необъективных данных невозможно оперативно принимать эффективные управленческие решения.


3. Оценка того, чему учили.


Важным вопросом является работа по разработке ядра содержания образования и корректировке образовательных программ.


4. Формат оценки влияет на содержание образования.


Формат оценки влияет на содержание обучения, поэтому совершенствование измерительных материалов происходит исходя из необходимости предоставления школьникам возможности наиболее полно раскрыть свои способности. Поэтому были исключены задания с выбором одного ответа (тестовая часть) из контрольных измерительных материалов ЕГЭ, была введена устная часть в ЕГЭ по иностранным языкам. Чтобы быть успешным на ЕГЭ, современный выпускник российской школы должен не только хорошо знать учебные предметы, но и уметь работать с информацией, представленной в различных формах, решать различные задачи практического содержания, развернуто излагать свои мысли, вести дискуссию и аргументировать свое мнение.


5. Оценка - стимулирование развития (мотивирующее оценивание).


Должно быть корректное использование результатов оценки качества образования. Результаты должны использоваться только для стимулирования развития образования, принятия конкретных управленческих решений по совершенствованию преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, разработке актуальных программ повышения квалификации учителей. Недопустимо использование результатов для принятия административных решений, наказания учителей и директоров слабых школ, где учащиеся продемонстрировали недостаточно высокий уровень знаний.



1.1. Назначение


Настоящая Концепция единой региональной системы оценки качества образования в Республике Калмыкия (далее - Концепция) определяет нормативные, целевые, структурные, организационно-технологические основы единой региональной системы оценки качества образования в Республике Калмыкия (далее - ЕРСОКО), включая специфические характеристики общественной и профессиональной экспертизы качества образования в Республике Калмыкия.



1.2. Область применения


Концепция распространяется на систему образования в Республике Калмыкия, системы образования муниципальных районов, образовательные организации Республики Калмыкия, реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.


Концепция не применяется в рамках процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования, независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.



1.3. Нормативные ссылки, определения и сокращения


Концепция разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", подпрограммы "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программой "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 7 мая 2013 года N 214 "О государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы".


В Концепции используются нижеследующие определения и термины:


Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.


Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.


Оценка качества образования - деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий их достижения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.


Педагогические работники - физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.


Административно-управленческий персонал - группа работников образовательной организации, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность.


Обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательную программу.


Показатель - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.


Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.


Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно-измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.


ЕРСОКО - система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.



2. Основные цели, задачи и принципы функционирования ЕРСОКО


2.1. Целью ЕРСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования в Республике Калмыкия, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.


2.2. Основными задачами ЕРСОКО являются:


1) формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;


2) информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования в Республике Калмыкия;


3) разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества образования в Республике Калмыкия;


4) определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»