МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПРИКАЗ
от 24 декабря 2012 года N 1238
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Республики Калмыкия
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 29.06.2018 N 1047.
____________________________________________________________________
В соответствии со ст.28.1 и ст.38 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании", в целях формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения контроля и управления качеством образования и создания региональной системы оценки качества образования и на основании решения коллегии Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия (протокол N 5 от 14.12.2012 года) приказываю:
Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества образования Республики Калмыкия.
Заместитель Председателя Правительства
Республики Калмыкия-Министр образования,
культуры и науки Республики Калмыкия Л.Б. Васильева
приказом Министерства образования,
культуры и науки РК
от "24" 12.2012 года
N 1238
Концепция региональной системы оценки качества образования Республики Калмыкия
Экономическое и духовное развитие государства в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 года N 2148-р, предусмотрено развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. В соответствии с положениями концепции ФЦПРО и разработана концепция региональной системы оценки качества образования Республики Калмыкия.
Региональная система оценки качества образования Республики Калмыкия (далее - РСОКО) должна стать системой государственно-общественной оценки качества образования с усилением роли всех потребителей образовательных услуг в независимой экспертизе, учитывающей их заказ и специфику региона.
В настоящее время в Республике Калмыкия разработка новых подходов к оценке качества образования ведется бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Центр оценки качества образования".
Структурные подразделения Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия: отдел контроля и надзора за исполнением законодательства в сфере образования, отдел лицензирования, аккредитации и контроля лицензионных требований, сектор контроля качества образования осуществляют лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, контроль и надзор за исполнением законодательства в сфере образования, контроль качества образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, анализ результатов социологических опросов родителей об удовлетворенности качеством образования.
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия совместно с бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Центр оценки качества образования" организуют обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников начальной школы, мониторинга учебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений по математике, русскому и калмыцкому языкам.
В то же время система оценки качества образования в республике только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.
Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования как основе целостной региональной системы оценки качества образования. Осуществлению этой важной задачи призвана способствовать данная концепция, которая рассматривает РСОКО как систему внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования.
Нормативным основанием для разработки настоящей концепции является государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 года N 2148-р.
I. Основные положения РСОКО
Под качеством образования в данной Концепции понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся и условий реализации образовательного процесса на уровнях образовательного учреждения, муниципалитета и региона.
Под региональной системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, стандартов и правил, оценка образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных учреждений, органов управления образованием с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Объект РСОКО - система образования Республики Калмыкия.
Предмет РСОКО - система оценки качества образования Республики Калмыкия.
Цель РСОКО - получение и распространение достоверной информации о качестве образования в Республике Калмыкия.
Задачи РСОКО:
- формирование единого концептуально-методологического понимания проблемы качества образования и подходов к его измерению;
- изучение и внедрение современных технологий оценки качества образования;
- осуществление независимой, качественной, объективной внешней оценки качества образования;
- определение степени соответствия качества образования в регионе государственным образовательным стандартам и потребностям общества;
- обеспечение открытости и доступности объективной информации о качестве образования всем категориям пользователей.
Принципы, положенные в основу РСОКО:
- развитие РСОКО как системы независимой внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней оценкой;
- ориентация на требования внешних пользователей;
- сопоставимость системы с федеральными и международными аналогами;
- функциональное единство РСОКО на различных уровнях при возможном разнообразии организационно-технических решений;
- системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов РСОКО на всех уровнях;
- прозрачность процедур и механизмов оценки качества образования, нормативный характер формирования и развития РСОКО;
- открытость информации о результатах оценки в рамках действующего законодательства;
- инструментальность, технологичность, научная обоснованность индикаторов оценки;
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость, минимизации их количества;
- соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
РСОКО как систему предполагается создавать путем:
- анализа имеющихся инфраструктуры и способов оценки качества образования и объединение их в систему;
- определения объемов и параметров информации, необходимой потребителям образовательных услуг о качестве образования в регионе;
- определения объектов оценки;
- разработки инструментария оценки;
- создания эффективной инфраструктуры РСОКО;
- информационного обеспечения функционирования РСОКО.
Создание РСОКО будет способствовать:
- обеспечению единого образовательного пространства;
- повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
- обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
- индивидуализации образования, развитию академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов;
- созданию инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой;
- принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
РСОКО обеспечивает выполнение функции внешней оценки результатов образования. В то же время, в создании РСОКО заинтересована и сама система образования как в инструменте самоорганизации и адаптации к потребностям общества.
1. Объекты оценки в системе образования
Исходя из целей данной концепции объекты оценки РСОКО представлены тремя основными элементами:
a) образовательные программы. Выбор актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательного учреждения, так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией РСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки;
б) образовательные учреждения и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;
в) индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных этапах обучения.
2. Основные элементы РСОКО
Информационно-диагностическая подсистема консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и обработки информации о качестве образования. В эту подсистему входят органы государственного управления, структуры единого государственного экзамена, мониторинговые структуры различного уровня и типа, образовательные учреждения. Основной задачей структур, входящих в информационно-диагностическую подсистему, является получение достоверной информации о качестве образования по заданной системе показателей.
Экспертно-аналитическая подсистема представлена координационным центром РСОКО. Задачами подсистемы являются: обеспечение функционирования республиканской базы данных по качеству образования; анализ и интерпретация достоверной информации о качестве образования; предоставление доступа к информации для всех категорий потребителей.
Нормативно-правовая подсистема осуществляет нормативно-правовое обеспечение деятельности РСОКО, определяет права, обязанности и ответственность мониторинговых организаций, входящих в информационно-диагностическую подсистему, а также объектов оценки и потребителей. Нормативные документы РСОКО утверждаются приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия.
3. Потребители результатов РСОКО
Потребителями результатов деятельности РСОКО являются субъекты, заинтересованные в использовании РСОКО как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг. Среди групп потребителей выделяются:
- государство - органы законодательной, исполнительной, судебной власти;
- производство (работодатели) - государственные (государство является крупнейшим работодателем) и бизнес-структуры, а также предприятия, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т.д.;
- общество - политические партии, религиозные организации и др.;
- личность - отдельные граждане, интересы которых могут быть представлены семьей, производством (работодателями) и государством;
- система образования - образовательные учреждения и органы управления образованием.
Кроме того, результаты будут передаваться информационно-диагностической подсистеме общероссийской системы оценки качества образования.
II. Внешняя оценка качества образования
1. Государство. Интересы государства здесь понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав граждан, социальную стабильность и конкурентоспособность экономики, и другие государственные потребности, связанные с образованием.
Механизмы оценивания функционирования системы образования со стороны органов управления различных уровней развиты недостаточно. Необходима разработка и реализация программы формирования РСОКО.
2. Производство (работодатели). В настоящее время оценки не формализованы. Процесс развивается за счет социального партнерства с предприятиями - работодателями. Для производственных систем принципиальны следующие критерии оценки:
- удовлетворенность качеством образованности выпускников учреждений общего и профессионального образования, их квалификацией;
- удовлетворенность соотношением количества выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, их соотношением по отраслям, профессиям, специальностям и направлениям;
- снижение издержек на переобучение персонала.
3. Общество. Важным фактором успешного развития образовательных систем является широкое общественное участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения в этих процессах. Одно из основных условий такого участия - "прозрачность" деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием, полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы образования. С позиций интересов общества принципиальными являются следующие критерии оценки: