МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРИКАЗ

от 24 апреля 2018 года N 100-345


О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 31.08.2012 N 100-892 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"



В целях повышения качества подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, приказываю:


Внести в приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 31.08.2012 N 100-892 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" ("Хакасия", 2012, N 205, N 219; 2014, N 7) следующие изменения:


преамбулу изложить в следующей редакции:


"В целях реализации пункта 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, статей 6, 11 Закона Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" (с последующими изменениями), приказа Минобрнауки России от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:";


в пункте 4 слова "заместителя министра образования и науки Республики Хакасия Ауль И.Е." заменить словами "заместителя министра - начальника отдела кадровой работы и правового обеспечения Министерства образования и науки Республики Хакасия Коневу Е.П.";


приложение 1 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.



Министр
образования и науки
Республики Хакасия
Л.Н.ГИМАЗУТИНА



Приложение
к приказу
Министерства
образования и науки
Республики Хакасия
от 24.04.2018 N 100-345



Приложение 1



Утверждена
приказом
Министерства
образования и науки
Республики Хакасия
от 31.08.2012 N 100-892



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 391 "О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", Законом Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".


Категория лиц, проходящих подготовку:


лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (на усыновление, под опеку, попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание) (далее соответственно - кандидаты в приемные родители, приемная семья), за исключением:


близких родственников детей;


лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;


лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;


лиц, которые являются отчимами и мачехами несовершеннолетних.



Общие положения Программы


Цель Программы:


психолого-педагогическая подготовка кандидатов в приемные родители;


правовая подготовка кандидатов в приемные родители.


Задачи Программы:


выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;


ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как замещающих родителей;


формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта на его психофизическое развитие и поведение;


формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;


помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в замещающую семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;


ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодолевать такое поведение;


ознакомление кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;


ознакомление с общей характеристикой установленных законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличиями и особенностями;


ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;


ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями организации обучения по данной Программе, в том числе с содержательными блоками, целями Программы, приемами, используемыми в процессе обучения, критериями оценки, требованиями, условиями получения индивидуальных консультаций. Ознакомление с расписанием работы групп и режимом работы службы сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - служба сопровождения), которой переданы полномочия по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны и приемные родители;


ознакомление с кругом полномочий службы сопровождения, на которую возложены полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители;


предоставление методических пособий и памяток, необходимых и желательных для дальнейшего обучения; условия пользования предоставленными материалами, ознакомление с рекомендуемой литературой.


Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении порядка требований к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".


Программа подготовки кандидатов в приемные родители (далее - Программа), состоит из учебно-тематического плана, включающего в себя три блока (организационно-подготовительный, учебно-ознакомительный и итогово-контрольный (итоговая аттестация), и содержания учебных разделов с указанием их трудоемкости. Общая трудоемкость Программы составляет 80 академических часов, из них 19 академических часов лекционных занятий, 56 академических часов тренинга, а также 5 академических часов индивидуального консультирования.


Форма проведения подготовки может быть очной или очно-заочной, а также посредством дистанционного освоения Программы.


При проведении подготовки в очно-заочной форме:


очно осваивается тренинговая часть Программы, индивидуальное консультирование, в том числе итоговая аттестация, и полностью "Организационно-подготовительный" блок Программы;


заочно может осваиваться лекционная часть Программы, в том числе с использованием дистанционных методов.


Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) проводится с каждым гражданином, выразившим желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Индивидуальное собеседование проводится перед изучением тем вводной лекции.


Индивидуальное консультирование реализуется в процессе освоения Программы посредством организации индивидуальных консультаций и по запросу кандидатов в приемные родители в рамках разделов Программы.


Для осуществления самоконтроля кандидатов в приемные родители, осуществляющих подготовку по Программе, могут применяться электронные тесты и электронная программа по компьютерному тестированию, позволяющие оценить знания тестируемых по разделам Программы, содержащие шкалу оценок, возможность вывода итогов по результатам тестирования и итоговых рекомендаций для тестируемого.


Освоение Программы завершается итоговой аттестацией кандидатов в приемные родители, которая проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки, и составлением итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью, которое в дальнейшем передается специалистам органа опеки и попечительства.


По окончании подготовки кандидатам в приемные родители выдается свидетельство о прохождении подготовки на территории Российской Федерации по установленной форме.


В случае неудовлетворительной сдачи итоговой аттестации и/или непосещения установленного количества занятий (не менее 70% от общего количества занятий) кандидату в приемные родители выдается справка о прохождении части подготовки и право пройти пропущенные занятия либо неусвоенные темы в следующей группе граждан, которые будут проходить подготовку.



Структура Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (учебный план)

Раздел

Наименование разделов

Количество часов

Форма контроля

Всего

Лекции

Тренинги

Индивидуальные консультации

I блок.

Организационно-подготовительный

7

2

3

2

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5

2

3

Структурированное интервью "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей"

2

2

Индивидуальное собеседование

II блок.

Учебно-ознакомительный

72

17

53

2

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5

1

4

3.

Этапы развития ребенка

7,5

2

5

0,5

Самоконтроль/тестирование

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

7

1

6

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

7

1

6

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

8,5

1

7

0,5

Самоконтроль/тестирование

7.

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

7

1

6

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

8,5

3

5

0,5

Самоконтроль/тестирование

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

10

1

9

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

5,5

4

1

0,5

Самоконтроль/тестирование

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3

1

2

III блок.

Итогово-контрольный

1

1

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

Индивидуальное собеседование

Итого

80

19

56

5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»