ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 22 июня 2020 года N 236

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-023-20)



В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 2019, N 30, ст.4154), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 7, ст.853),

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-023-20).


Руководитель
А.В.Алёшин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

18 ноября 2020 года,

регистрационный N 60955

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 22 июня 2020 года N 236

     

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-023-20)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-023-20) (далее - Требования) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203), и устанавливают требования к структуре и содержанию отчета по обоснованию безопасности судна или другого плавсредства с ядерными реакторами (далее - суда), а также к порядку его разработки и поддержания в соответствии с реальным состоянием судна.

2. Требования распространяются на отчеты по обоснованию безопасности судов с водо-водяными ядерными реакторами двухконтурного типа, включая плавучие энергоблоки.

3. Для судов, лицензии на сооружение (строительство) которых выданы до вступления в силу настоящих Требований, а также для судов, находящихся в эксплуатации, порядок, сроки и объем приведения отчета по обоснованию безопасности судов в соответствие с настоящими Требованиями определяются уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (далее - орган регулирования) в условиях действия лицензий.

________________

Пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.

4. Настоящие Требования обязательны для исполнения эксплуатирующими организациями, а также головными конструкторскими организациями и иными организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии.

II. Структура и содержание отчета по обоснованию безопасности судна

5. Информация, содержащаяся в ООБ (перечень сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Требованиям) судна, должна подтверждать соответствие ЯЭУ судна и хранилищ ЯТ (при наличии их на судне) требованиям ФНП, а также установленным в техническом проекте судна критериям и принципам обеспечения безопасности судна.

6. В случае если в ООБ судна вместо представления информации в соответствии с настоящими Требованиями приводятся ссылки на документы, где содержится недостающая в ООБ судна информация, то данные документы должны представляться совместно с ООБ судна. Иные документы, которые содержат обоснование представленной в ООБ судна информации, на которые имеются ссылки в ООБ судна, представляются по запросу органа регулирования.

7. ООБ судна должен состоять из раздела "Введение" и 18 глав, а именно:

Глава 1. "Общая характеристика судна";

Глава 2. "Характеристика района эксплуатации судна";

Глава 3. "Обеспечение безопасности ядерной энергетической установки судна";

Глава 4. "Реактор";

Глава 5. "Система первого контура и связанные с первым контуром системы";

Глава 6. "Паротурбинная установка";

Глава 7. "Контроль и управление";

Глава 8. "Электроснабжение, связь и оповещение";

Глава 9. "Вспомогательные системы ядерной энергетической установки судна";

Глава 10. "Обращение с радиоактивными отходами";

Глава 11. "Защита от радиации";

Глава 12. "Системы безопасности и специальные технические средства для управления запроектными авариями";

Глава 13. "Ввод в эксплуатацию";

Глава 14. "Эксплуатация";

Глава 15. "Анализ нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии";

Глава 16. "Пределы и условия безопасной эксплуатации. Эксплуатационные пределы и условия";

Глава 17. "Обеспечение качества";

Глава 18. "Вывод из эксплуатации".

Требования к структуре и содержанию раздела "Введение" ООБ судна приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям.

Требования к структуре и содержанию глав 1-18 ООБ судна приведены в приложении N 3 к настоящим Требованиям.

8. При необходимости указания в нескольких главах (или разделах в пределах одной главы) ООБ судна сведений аналогичного содержания такие сведения должны быть изложены в одной из глав (или разделов главы) ООБ судна, а в иных главах (или разделах главы) приведены ссылки на эти сведения.

Информация об отдельных системах приводится в соответствии с типовой структурой описания систем, приведенной в приложении N 4 к настоящим Требованиям.

9. В ООБ судна приводится перечень программ для ЭВМ, использованных для построения расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность судов (далее - расчетные анализы безопасности), с указанием сведений об аттестационных паспортах программ для ЭВМ, оформленных по результатам экспертизы указанных программ в организации научно-технической поддержки органа регулирования.

Приведенная в ООБ судна информация о выполненных расчетных анализах безопасности должна подтверждать достаточность и полноту объема выполненных расчетных анализов, учет всех факторов, влияющих на результат, а также подтверждать, что программа для ЭВМ применена в указанной в аттестационном паспорте области применения.

Данные, достаточные для выполнения при необходимости повторного расчетного анализа (исходные данные, расчетные схемы, допущения, принятые при проведении расчетов), предоставляются по требованию органа регулирования.

В соответствии с пунктами 20 и 21 ФНП "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами", утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2017 г. N 351 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2017 г., регистрационный N 48344) (далее - НП-022-17) в ООБ судна должны быть представлены перечень исходных событий для анализа проектных аварий и перечень запроектных аварий. Примерный перечень исходных событий для анализа проектных аварий и примерный перечень запроектных аварий приведены в приложении N 5 к настоящим Требованиям.

10. Разработку ООБ судна осуществляет головная конструкторская организация для каждого проекта судна на основании утвержденного технического проекта.

11. По результатам строительства и ввода в эксплуатацию головного судна ООБ судна подлежит корректировке, которая осуществляется головной конструкторской организацией.

12. В комплекте документов, обосновывающих безопасность строительства или эксплуатации первого и последующих серийных судов, представляется ООБ судна, откорректированный по результатам строительства головного судна или последняя актуальная версия ООБ судна.

III. Требования к оформлению отчета по обоснованию безопасности судна

13. ООБ судна должен формироваться по отдельным главам (книгам). В случае наличия большого объема информации в одной главе допускается формировать ООБ судна по разделам и подразделам, сформированным в отдельные книги в составе главы.

14. На обложке каждой отдельной главы (книги), раздела и подраздела должно указываться полное наименование отчета и соответствующего раздела (подраздела), номер проекта судна, название судна и тип ЯЭУ (при их наличии).

В начале каждой отдельной главы (книги), раздела или подраздела должно быть приведено полное оглавление всего ООБ судна.

В начале каждой главы (книги) следует приводить список сокращений, использованных в главе.

15. Нумерация страниц ООБ судна ведется по разделам или подразделам, представляющим самостоятельные части.

IV. Поддержание отчета по обоснованию безопасности судна в соответствии с реальным состоянием судна

16. ООБ судна должен соответствовать реальному состоянию судна и хранилищ ЯТ (при их наличии на судне).

17. Внесение изменений в ООБ судна должно выполняться путем замены и (или) введения новых страниц, а при необходимости - разделов и книг. Внесение изменений путем исправлений в тексте ООБ судна не допускается.

При замене отдельных страниц в ООБ судна на каждой из них в правом верхнем углу на полях необходимо указывать порядковый номер редакции и дату выполнения замены (месяц, год).

В конце каждой главы или раздела и подраздела ООБ судна помещается лист регистрации изменений.

18. Изменения, вносимые в ООБ судна, должны быть согласованы с организациями, участвовавшими в его разработке, и утверждены головной конструкторской организацией по результатам строительства и ввода в эксплуатацию судна, а при эксплуатации судна - ЭО.

ЭО осуществляет корректировку ООБ судна в процессе эксплуатации судна и хранилищ ЯТ (при их наличии на судне) в случае внесения в его проект изменений, влияющих на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, а также при выводе судна из эксплуатации. Корректировка осуществляется путем внесения изменений в соответствующие разделы ООБ судна.

Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
"Требования к отчету по обоснованию
безопасности судов и других плавсредств
с ядерными реакторами", утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 22 июня 2020 года N 236

     

Перечень сокращений


-

аварийная защита

АСУ

-

автоматизированная система управления

ГРО

-

газообразные радиоактивные отходы

ЖРО

-

жидкие радиоактивные отходы

ЗБМ

-

зона баланса материалов

ЗПА

-

запроектная авария

ЗСБ

-

защитные системы безопасности

ИС

-

исходное событие

ИТСФЗ

-

инженерно-технические средства физической защиты

КСУ ТС

-

комплексная система управления техническими средствами

ЛСБ

-

локализующие системы безопасности

НД

-

нормативный документ

ОИАЭ

-

объект использования атомной энергии

ООБ

-

отчет по обоснованию безопасности

ОСБ

-

обеспечивающие системы безопасности

ОТВС

-

облученная тепловыделяющая сборка

ОЯТ

-

отработавшее ядерное топливо

ПАР

-

пост аварийного расхолаживания

ПАТЭС

-

плавучая атомная теплоэлектростанция

ПГ

-

парогенератор

ПИН

-

пусковой источник нейтронов

ПНР

-

пусконаладочные работы

ПО

-

программное обеспечение

ПОК

-

программа обеспечения качества

ПТУ

-

паротурбинная установка

ПЭБ

-

плавучий энергоблок

РАО

-

радиоактивные отходы

РВ

-

радиоактивные вещества

РУ

-

реакторная установка

САЭ

-

система аварийного электроснабжения

СБ

-

система безопасности

СВБ

-

система, важная для безопасности

СИ

-

средства измерений

СКУ

-

система контроля и управления

СПОТ

-

система пассивного отвода тепла

СУЗ

-

система управления и защиты

СФЗ

-

система физической защиты

СЦР

-

самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция

ТВС

-

тепловыделяющая сборка

твэл

-

тепловыделяющий элемент

ТРО

-

твердые радиоактивные отходы

ТУ

-

технические условия

УСНЭ

-

управляющая система нормальной эксплуатации

УСБ

-

управляющая система безопасности

ХОЯТ

-

хранилище отработавшего ядерного топлива

ФНП

-

федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

ЦНПК

-

циркуляционный насос первого контура

ЦПУ

-

центральный пост управления

ЭВМ

-

электронно-вычислительная машина

ЭО

-

эксплуатирующая организация

ЭЭС

-

электроэнергетическая система

ЯМ

-

ядерные материалы

ЯР

-

ядерный реактор

ЯТ

-

ядерное топливо

ЯЭУ

-

ядерная энергетическая установка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»