СОГЛАШЕНИЕ
о стратегическом партнерстве между Правительством Российской Федерации и Всемирной продовольственной программой Организации Объединенных Наций на 2019-2022 годы



Правительство Российской Федерации и Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций, в дальнейшем именуемые Сторонами,

разделяя твердую приверженность целям оказания помощи странам, с тем чтобы сократить масштабы голода и нищеты, обеспечить продовольственную безопасность, выполнение повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и реализацию соответствующих целей в области устойчивого развития, Аддис-Абебской программы действий и других согласованных на международном уровне целей развития,

разделяя твердую приверженность гуманитарной деятельности на основе принципов обеспечения достаточного, предсказуемого и гибкого финансирования, а также предоставления гуманитарной помощи исходя из выявленных потребностей и при полном уважении гуманитарных принципов гуманности, нейтральности, беспристрастности и независимости,

учитывая, что Правительство Российской Федерации признает Всемирную продовольственную программу Организации Объединенных Наций в качестве одного из крупнейших в мире гуманитарных учреждений, ведущих борьбу с голодом во всем мире, которому поручено осуществлять деятельность по оказанию продовольственной помощи в рамках гуманитарных действий и усилий в области развития для обеспечения доступа к достаточному питанию наиболее уязвимым группам населения в мире и оказания содействия в наращивании потенциала по предотвращению голода в будущем, а также признавая роль Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций в достижении цели в области устойчивого развития 2 (ликвидация голода) и цели в области устойчивого развития 17 (партнерство в интересах устойчивого развития),

учитывая, что Правительство Российской Федерации ценит роль и обязательства Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в разработке политики и пропаганде вопросов продовольственной безопасности и питания на международных форумах, в том числе в Группе двадцати, БРИКС, АТЭС и на других международных и региональных форумах,

учитывая стратегический план Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций на период 2017-2021 годов, политику в отношении страновых стратегических планов (2017 год) и Общеорганизационную матрицу результатов (2017 год), таким образом признает роль Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций в содействии достижению целей повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года по гуманитарным вопросам и в сфере развития, включенным в мандат Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций,

признавая, что прогресс в достижении цели в области устойчивого развития 2 по ликвидации голода и цели в области устойчивого развития 17 в отношении партнерства будет содействовать достижению других целей в области устойчивого развития и зависеть от успеха в области их достижения,

учитывая, что Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций признает важность поддержки, которую ей оказывает Правительство Российской Федерации, и значительный социально-экономический потенциал Российской Федерации для целей международного развития, ее растущую роль в области обеспечения продовольственной безопасности, питания и в содействии развитию, а также накопленный ею опыт и ценные знания в осуществлении всеобъемлющей стратегии обеспечения продовольственной безопасности, в том числе посредством программ школьного питания,

учитывая, что Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций признает и ценит стратегическое партнерство и положительный опыт сотрудничества с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, в том числе с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в рамках Меморандума о взаимопонимании между Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Всемирной продовольственной программой Организации Объединенных Наций от 10 ноября 2002 г., с Министерством финансов Российской Федерации в рамках Меморандума о взаимопонимании между Министерством финансов Российской Федерации и Всемирной продовольственной программой Организации Объединенных Наций от 19 февраля 2018 г. и с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках Меморандума о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Всемирной продовольственной программой Организации Объединенных Наций от 4 марта 2010 г.,

учитывая, что Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций считает своим долгом укрепление и расширение партнерства с Правительством Российской Федерации,

признавая решающую роль логистического потенциала Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций в предоставлении продовольственной помощи и обеспечении быстрого и эффективного реагирования в чрезвычайных ситуациях и разделяя решительную приверженность развитию устойчивого сотрудничества с ориентацией на российские передовые технологии в сфере логистики, а также учитывая, что Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций приветствует оказываемую Правительством Российской Федерацией поддержку в вопросах наращивания глобального парка сухопутных транспортных средств Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций и системы отслеживания движения грузов в целях повышения эффективности гуманитарного реагирования,

признавая, что такие целевые программы социальной защиты, основанные на потребностях, как "Школьное питание", "Закупки ради прогресса", программы социальной защиты посредством развития производства и создания активов являются ключевым компонентом продовольственной безопасности, социальной защиты, стратегии и политики повышения устойчивости и стратегий и мер снижения риска бедствий и последствий изменения климата, которые являются источником роста и удовлетворяют потребности наиболее уязвимых слоев населения, а также создают национальным правительствам возможности по оказанию поддержки населению во время кризисов в оперативном, эффективном и действенном режиме,

признавая позитивную роль методов финансирования, содействующих мобилизации внутренних ресурсов для реализации целей в области устойчивого развития на национальном уровне, включая учет расходов на цели развития в счет погашения долга и другие подобные механизмы,

рассматривая пути создания в России Центра передового опыта в области продовольственной безопасности для уязвимых групп населения,

приняв решение укреплять отношения Сторон посредством продления Соглашения о стратегическом партнерстве на новый срок в интересах создания согласованной, предсказуемой и структурированной рамочной стратегии сотрудничества в целях поддержки мандата и деятельности Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, направленной на ликвидацию недоедания и достижение устойчивой продовольственной безопасности для всех и оказание содействия странам в выполнении повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года,

согласились о нижеследующем:

     

Статья 1

Сфера действия Соглашения


Настоящее Соглашение представляет собой общую рамочную стратегию сотрудничества Сторон и устанавливает условия, касающиеся финансирования Правительством Российской Федерации в интересах реализации нынешних и будущих стратегических целей Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, изложенных в Стратегическом плане Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций (2017-2021 годы), утверждаемом Исполнительным советом Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, достижения целей в области устойчивого развития и других согласованных на международном уровне целей развития на период 2019-2022 годов с учетом совместно согласованных приоритетов Российской Федерации и Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций.

     

Статья 2

Механизмы и формы сотрудничества      

     

1. Управление взносами в фонд Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций осуществляется в соответствии с правилами и положениями Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций. Взносы предоставляются на безвозмездной основе и оформляются посредством особых соглашений о взносах или меморандумов о взаимопонимании между ответственными министерствами и Всемирной продовольственной программой Организации Объединенных Наций на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации с указанием суммы и деталей ежегодных взносов Российской Федерации и механизма использования этих взносов. В настоящем Соглашении понятие "правила и положения Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций" означает Общие положения и правила Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, Финансовые положения и правила Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, а также внутренние установки и процедуры Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций и другие административные документы в зависимости от обстоятельств. Правительство Российской Федерации признает, что Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций в период исполнения настоящего Соглашения находится в процессе перехода к новым программным, финансовым, нормативным механизмам и рамкам отчетности и учета результатов, ориентированным на страновые стратегические планы. В странах, действующих в рамках страновых стратегических планов, уплата взносов будет осуществляться в соответствии с программными, финансовыми, нормативными механизмами и рамками отчетности и учета результатов, ориентированными на страновые стратегические планы.

2. Правительство Российской Федерации будет стремиться к обеспечению многолетнего предсказуемого финансирования программ и проектов Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, а также к сохранению размера регулярного взноса, по меньшей мере, на том же уровне, что и в предшествующем году, в зависимости от объема бюджетных ассигнований, одобренных Правительством Российской Федерации на указанные цели.

3. При наличии средств Стороны прилагают усилия к созданию в России Центра передового опыта Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций в области продовольственной безопасности для уязвимых групп населения, который, среди прочего, будет тематически ориентирован:

3.1. на обмен знаниями в сферах, отражающих опыт Российской Федерации, и надлежащую практику;

3.2. обеспечение развития потенциала, обучение и техническую помощь странам, удовлетворяющим установленным критериям уязвимости, продовольственной безопасности и питания;

3.3. на оказание поддержки посредством совместных инициатив на уровне стран и регионов, расширение стратегического диалога и информационно-пропагандистской деятельности в интересах достижения целей в области устойчивого развития, обеспечения продовольственной безопасности и систем социальной защиты.

4. Для достижения указанных целей Стороны прилагают усилия к ведению переговоров в духе доброй воли и в должный срок в отношении всех соглашений, требующихся для регулирования, в частности статуса и представленности Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций в качестве самостоятельной объединенной вспомогательной программы Организации Объединенных Наций и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, а также статуса и представленности ее персонала, роли Сторон в том, что касается Центра передового опыта Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций.

5. Правительство Российской Федерации также обязуется осуществлять взносы во Всемирную продовольственную программу Организации Объединенных Наций, руководствуясь своими принципами и процедурами, регулирующими содействие развитию, а также бюджетными циклами и наличием средств, уделяя особое внимание следующим областям:

5.1. программы социальной защиты, получающие поддержку Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, включая деятельность в сфере школьного питания, обеспечение населения продовольствием, программы "Закупки ради прогресса" и развитие потенциала;

5.2. наращивание парка транспортных средств Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций и укрепление системы отслеживания транспортных средств Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций путем предоставления грузовых автомобилей, финансирования, содействия обучению и соответствующего оборудования;

5.3. деятельность Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, направленная на повышение устойчивости местных общин, всеобъемлющее развитие сельских районов, уменьшение опасности бедствий и адаптацию к изменению климата.

6. Правительство Российской Федерации через соответствующие министерства и учреждения будет также стремиться расширять географический охват своей помощи и поддерживать новые совместные инициативы в первую очередь в следующих областях:

6.1. по линии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - наращивание мер реагирования Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций в случае чрезвычайных ситуаций путем обеспечения поддержки с его стороны в качестве резервного партнера. Эта поддержка будет включать предоставление персонала, располагающего специальными навыками, оборудования и услуг. Правила и условия сотрудничества между Всемирной продовольственной программой Организации Объединенных Наций и Правительством Российской Федерации в обеспечении резервного режима будут определены отдельными соглашениями;

6.2. по линии Министерства финансов Российской Федерации:

расширение технического сотрудничества в области разработки и осуществления программ продовольственной помощи, уделяя особое внимание развитию потенциала национальных правительств в области социальной защиты, программ создания устойчивых продовольственных систем, производственного потенциала и доходов местных фермеров, в особенности в сфере школьного питания, программы "Закупки ради прогресса" и других операций и мер, которые Стороны могут определить совместно;

6.2.1. оказание поддержки посредством программ конверсии долговых обязательств в отношении стран и операций, которые Стороны будут определять отдельно;

6.2.2. развитие координации по реализации совместных программ и инициатив с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций и Международным фондом сельскохозяйственного развития по выполнению обязательств Российской Федерации в отношении оказания продовольственной помощи и обеспечения продовольственной безопасности и питания уязвимых слоев населения;

6.3. по линии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:

6.3.1. продолжение оказания помощи Всемирной продовольственной программе Организации Объединенных Наций в осуществлении ею операций преимущественно в отношении стран, продовольственные корзины которых включают пшеницу, а также других операций, которые Стороны могут определить совместно;

6.3.2. повышение эффективности продовольственной помощи, включая закупки продовольствия в гуманитарных целях в приоритетном порядке у национальных поставщиков, для более эффективного расширения базы поставщиков.

Статья 3

Управление взносами

1. Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций получает взносы Российской Федерации и управляет ими в соответствии с правилами и положениями Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, а также соглашениями о взносах и меморандумами о взаимопонимании, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Соглашения. Стороны обеспечивают условия, при которых предоставляемые взносы удовлетворяли бы требование о полном возмещении затрат в соответствии с Общим положением Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций XIII.2 и Общим правилом ХIII.4.

2. Правительство Российской Федерации через соответствующее министерство размещает взнос на банковском счете, определяемом Всемирной продовольственной программой Организации Объединенных Наций, в соответствии с графиком выплат, предусмотренным соглашениями о взносах и меморандумами о взаимопонимании, и после того, как Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций представит просьбу в отношении платежа. После выплаты взноса Правительство Российской Федерации информирует Всемирную продовольственную программу Организации Объединенных Наций о такой выплате посредством письменного уведомления, направляемого в Отдел по вопросам партнерства с правительствами Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций с приложением информации об использовании средств. В течение 2 недель после получения указанного письменного уведомления Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций подтверждает Правительству Российской Федерации получение взноса.

3. Эти взносы являются объектом исключительно внутренних и внешних аудиторских процедур, предусмотренных правилами и положениями Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций.

4. Любые неизрасходованные остатки средств или страховые возмещения, оставшиеся после завершения всех обязательств, выполненных за счет ресурсов конкретного взноса, в рамках отдельных соглашений о взносах или меморандумов о взаимопонимании могут переноситься на следующий этап такой операции или на последующую операцию, охватывающую в значительной степени тех же получателей помощи и географический район или тематические цели, по согласованию с соответствующими министерствами. В том случае, когда последующая операция отсутствует, перераспределение или возврат любых оставшихся средств подлежит согласованию с соответствующими министерствами.

5. Любые идентифицируемые проценты, начисляемые на взнос, и любой остаточный доход от деятельности Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, финансируемой из средств взноса, используются Всемирной продовольственной программой Организации Объединенных Наций в соответствии с Финансовым положением 11.3 Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций.

6. Правительство Российской Федерации соглашается с тем, что Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций может использовать средства, полученные в рамках отдельных соглашений о взносах или меморандумов о взаимопонимании с соответствующими министерствами, после надлежащих консультаций и подписания надлежащих приложений к соглашениям о взносах и меморандумов о взаимопонимании на то, чтобы дополнить взносы в натуральной форме в соответствии с условиями, изложенными в Общем правиле XIII.4.(f) Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, позволяющими Всемирной продовольственной программе Организации Объединенных Наций принимать смешанные взносы при полном возмещении расходов согласно правилам и положениям Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций в зависимости от конкретного случая.

Статья 4

Продвижение и защита интересов


Стороны будут стремиться к укреплению сотрудничества и координации в оказании помощи в разработке политики и ведении информационно-пропагандистской деятельности, касающейся проблем продовольственной помощи, продовольственной безопасности, питания и вопросов, связанных с целями устойчивого развития, на соответствующих международных и региональных форумах посредством регулярных консультаций и совместных инициатив Сторон и вместе с другими соответствующими учреждениями.

     

Статья 5

Консультации на высоком уровне


Стороны будут проводить ежегодные консультации на высоком уровне в сроки и в местах, которые будут взаимно согласовываться Сторонами, в следующих целях:

обмен мнениями по вопросам политики и деятельности Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, в особенности той, которая финансируется Правительством Российской Федерации;

проведение обзора выполнения настоящего Соглашения;

проведение анализа правомерности целей и обязательств партнерства и определения того, следует ли вносить изменения в эти цели и обязательства.

     

Статья 6

Отчетность

     

1. Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций представляет Правительству Российской Федерации через соответствующие министерства годовую финансовую отчетность согласно правилам и положениям Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций.

2. Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций в соответствии с правилами и положениями Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций представляет Правительству Российской Федерации через соответствующие министерства годовые отчеты и (в надлежащих случаях) отчеты об использовании целевых фондов по любым планам и проектам Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, получающим поддержку Правительства Российской Федерации, в рамках соглашений о взносах или меморандумов о взаимопонимании, как предусмотрено в пункте 1 статьи 2 настоящего Соглашения.

3. Стороны могут договариваться о дополнительных требованиях в отношении отчетности и (или) обязательств в каждом конкретном случае, в том числе о соответствующем распределении расходов Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, относящихся к любой конкретной деятельности, в соответствии с настоящим Соглашением на том или ином этапе осуществления операции. Затраты на представление любой дополнительной отчетности будут согласовываться Сторонами в каждом конкретном случае.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»