ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 7 мая 2018 года N 4792-У


О требованиях к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита

(с изменениями на 17 мая 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указанием Банка России от 17 мая 2021 года N 5792-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 06.07.2021).

____________________________________________________________________



На основании части 4 статьи 14, пункта 13 части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6726; 2012, N 53, ст.7607; 2013, N 30, ст.4084; N 51, ст.6699; 2015, N 27, ст.4001; N 29, ст.4357; 2016, N 1, ст.47, ст.48; N 27, ст.4225; 2017, N 30, ст.4456) (далее - Федеральный закон "Об организованных торгах") настоящее Указание устанавливает требования к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита.


Глава 1. Общие положения

1.1. В рамках осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита организатор торговли с соблюдением требований настоящего Указания должен сформировать организационную структуру, которая соответствует объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию присущих деятельности организатора торговли рисков, в том числе определить совокупность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, включая контролера (службу внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службу внутреннего аудита), обеспечивающих контроль за соответствием деятельности, осуществляемой организатором торговли на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, а также учредительным и внутренним документам организатора торговли, эффективностью и результативностью финансово-хозяйственной деятельности, эффективностью управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, эффективностью управления рисками организатора торговли, а также совокупность направлений и способов осуществления контроля.

1.2. Осуществление организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита должно быть направлено на:

обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления организатором торговли бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;

обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечение информационной безопасности организатора торговли, в том числе защищенности интересов (целей) организатора торговли в информационной сфере;

соблюдение организатором торговли законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов организатора торговли;

исключение вовлечения организатора торговли и работников организатора торговли в осуществление противоправной и недобросовестной деятельности, в том числе в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и в финансирование терроризма;

исключение неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

исключение конфликта интересов, в том числе выявление и контроль конфликта интересов, а также предотвращение последствий конфликта интересов.

1.3. Организатор торговли в рамках осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита обеспечивает предусмотренные пунктом 1.1 настоящего Указания органы управления, структурные подразделения и должностных лиц:

ресурсами (материальными, техническими, кадровыми), необходимыми для достижения поставленных перед ними задач;

доступом к информации, необходимой для осуществления ими своих функций.

1.4. Организатор торговли должен обеспечить независимость контролера (работников службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (работников службы внутреннего аудита) от иных работников организатора торговли, деятельность которых непосредственно связана с возникновением рисков организатора торговли, в том числе посредством установления системы оплаты труда и структуры вознаграждения.

1.5. В случае если организатор торговли входит в банковскую группу (банковский холдинг) и (или) находится под контролем либо значительным влиянием некредитной финансовой организации, передача отдельных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, допускается только организации, являющейся кредитной и (или) некредитной финансовой организацией, входящей в указанную группу (холдинг) или осуществляющей контроль либо оказывающей значительное влияние в отношении организатора торговли, при условии обеспечения отсутствия конфликта интересов.

1.6. В случае передачи отдельных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, третьим лицам в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Указания организатор торговли должен обеспечить осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответствии с требованиями настоящего Указания.

1.7. Организатор торговли должен осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит на постоянной основе.

Совмещение функций контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) не допускается.

1.8. Организатор торговли должен хранить документы, подтверждающие соответствие организатора торговли требованиям настоящего Указания, не менее пяти лет с даты создания указанных документов.


Глава 2. Требования к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля

2.1. В рамках осуществления внутреннего контроля организатор торговли должен:

осуществлять выявление, анализ, оценку, мониторинг риска возникновения у организатора торговли расходов (убытков) и (или) иных неблагоприятных последствий в результате несоответствия деятельности, осуществляемой им на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, учредительным и внутренним документам организатора торговли, а также в результате применения мер со стороны Банка России (далее - регуляторный риск деятельности по организации торгов), а также управление таким риском;

назначить контролера или сформировать службу внутреннего контроля;

разработать документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего контроля (далее - положение о внутреннем контроле), порядок и периодичность пересмотра (не реже одного раза в год) положения о внутреннем контроле на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, в том числе требованиям пункта 2.8 настоящего Указания.

2.2. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности единоличным исполнительным органом организатора торговли и подотчетен единоличному исполнительному органу организатора торговли в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "Об организованных торгах".

2.3. Организатор торговли в случае временного отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) должен назначить лицо, исполняющее обязанности контролера (руководителя службы внутреннего контроля), а также создать условия, исключающие возникновение у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций контролера (руководителя службы внутреннего контроля).

В случае отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) более двух месяцев подряд, за исключением отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, организатор торговли должен назначить нового контролера (руководителя службы внутреннего контроля), действующего на постоянной основе.

2.4. Контролер (служба внутреннего контроля) в рамках организации внутреннего контроля организатором торговли осуществляет следующие функции:

2.4.1. Организация процессов, направленных на выявление, анализ, оценку, мониторинг и управление регуляторным риском деятельности по организации торгов, в том числе разработка и контроль выполнения мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение последствий реализации регуляторного риска деятельности по организации торгов.

В рамках управления регуляторным риском деятельности по организации торгов контролер (служба внутреннего контроля) должен (должна) осуществлять мониторинг деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли в целях управления указанным риском и определения источников возникновения регуляторного риска, в том числе на предмет соблюдения сроков представления отчетности в Банк России, порядка и сроков раскрытия информации, требований к размеру, порядку и срокам расчета собственных средств организатора торговли, а также контролировать исполнение предписаний (требований) Банка России.

2.4.2. Ведение учета событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов.

2.4.3. Определение вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском организатора торговли, и количественная оценка возможных последствий возникновения событий, связанных с регуляторным риском организатора торговли.

2.4.4. Информирование единоличного исполнительного органа организатора торговли о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов, приведших (способных привести) к последствиям, признанным организатором торговли существенными, в том числе к возникновению у организатора торговли и (или) его клиентов (контрагентов) расходов (убытков), признанных организатором торговли существенными (далее - существенные события регуляторного риска деятельности по организации торгов), в течение рабочего дня с момента обнаружения вероятности наступления и (или) наступления указанных событий.

2.4.5. Анализ соблюдения организатором торговли прав клиентов в рамках осуществления деятельности по организации торгов.

2.4.6. Участие в рассмотрении обращений (в том числе жалоб), запросов и заявлений, связанных с деятельностью по организации торгов, в части выявления регуляторного риска деятельности по организации торгов, а также анализ статистики указанных обращений, запросов и заявлений (при наличии).

2.4.7. Участие в мероприятиях, направленных на предотвращение конфликта интересов в деятельности организатора торговли.

2.4.8. Участие в разработке внутренних документов организатора торговли, направленных на соблюдение работниками организатора торговли норм профессиональной этики и поддержание деловой репутации, противодействие коммерческому подкупу и коррупции, а также мошенничеству в сфере деятельности по организации торгов.

2.4.9. Анализ проектов внутренних документов, связанных с осуществлением деятельности по организации, торгов, положения о внутреннем контроле в целях выявления регуляторного риска деятельности по организации торгов.

2.4.10. Разработка и представление на рассмотрение единоличному исполнительному органу организатора торговли следующих документов:

плана деятельности контролера (службы внутреннего контроля), а также изменений в план деятельности контролера (службы внутреннего контроля);

отчета о выявленных существенных событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов, содержащего рекомендации о мерах, необходимых для недопущения и (или) предотвращения таких событий, - не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления указанных событий;

отчета о деятельности контролера (службы внутреннего контроля), содержащего рекомендации по управлению регуляторным риском деятельности по организации торгов, информацию о принятых мерах, направленных на снижение или отказ от регуляторного риска деятельности по организации торгов, и о результатах мониторинга деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли, осуществляемого в рамках управления регуляторным риском деятельности по организации торгов.

2.4.11. Участие в рамках своей компетенции во взаимодействии организатора торговли с Банком России.

2.4.12. Информирование единоличного исполнительного органа обо всех случаях, препятствующих осуществлению функций контролера (службы внутреннего контроля).

2.4.13. Иные функции, определенные положением о внутреннем контроле и осуществляемые организатором торговли в рамках внутреннего контроля.

2.5. По решению организатора торговли контролер (руководитель службы внутреннего контроля) входит в состав создаваемых организатором торговли комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями организатора торговли, при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего Указания. В этом случае контролеру (руководителю службы внутреннего контроля) запрещено возглавлять комитет или комиссию, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят исключительно вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля.

2.6. По решению организатора торговли на контролера (службу внутреннего контроля) организатора торговли при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего Указания, могут быть возложены функции:

должностного лица (структурного подразделения), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4193; 2011, N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; 2012, N 31, ст.4334; 2013, N 30, ст.4082, ст.4084; 2014, N 30, ст.4219; 2016, N 27, ст.4225) (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных актов, при соблюдении требования к подотчетности должностного лица (структурного подразделения) организатора торговли, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ;

контролера (службы внутреннего контроля) клиринговой организации или профессионального участника рынка ценных бумаг (при совмещении деятельности по организации торгов с клиринговой деятельностью или профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг при соблюдении требований, установленных статьями 5 и 9 Федерального закона "Об организованных торгах").

2.7. Передача контролеру (службе внутреннего контроля) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, не допускается.

2.8. Организатор торговли должен осуществлять внутренний контроль в соответствии с положением о внутреннем контроле, содержащим:

цели, задачи и методы осуществления внутреннего контроля;

перечень функций контролера (службы внутреннего контроля);

права и обязанности контролера (службы внутреннего контроля);

перечень осуществляемых организатором торговли мероприятий, направленных на обеспечение независимости контролера (работников службы внутреннего контроля) от структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли, деятельность которых непосредственно связана с возникновением регуляторного риска деятельности по организации торгов;

порядок выявления, анализа, оценки и мониторинга регуляторного риска деятельности по организации торгов, а также порядок управления регуляторным риском деятельности по организации торгов, в том числе порядок принятия решений организатором торговли в рамках управления регуляторным риском;

порядок и критерии признания организатором торговли событий регуляторного риска деятельности по организации торгов существенными, а также перечень видов существенных событий регуляторного риска деятельности по организации торгов;

порядок и критерии признания последствий, указанных в подпункте 2.4.4 пункта 2.4 настоящего Указания, существенными;

порядок учета событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов;

порядок определения вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов, и количественной оценки возможных последствий, связанных с возникновением указанных событий;

особенности организации и осуществления внутреннего контроля при совмещении деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, а также в случае наличия у организатора торговли филиалов и представительств;

порядок привлечения организатором торговли третьих лиц для осуществления отдельных функций в рамках внутреннего контроля в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Указания (в случае привлечения третьих лиц), а также предъявляемые требования, критерии оценки эффективности осуществления указанными лицами отдельных функций контролера (службы внутреннего контроля) и перечень мероприятий, планируемых к осуществлению организатором торговли на случай реализации рисков, связанных с привлечением третьих лиц;

порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки разработки (пересмотра) и утверждения плана деятельности контролера (службы внутреннего контроля), предусмотренного абзацем вторым подпункта 2.4.10 пункта 2.4 настоящего Указания, а также порядок внесения в него изменений;

порядок и сроки подготовки и направления единоличному исполнительному органу организатора торговли на рассмотрение отчетов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым подпункта 2.4.10 пункта 2.4 настоящего Указания, требования к форме и содержанию отчетов, а также периодичность подготовки и направления отчета, предусмотренного абзацем четвертым подпункта 2.4.10 пункта 2.4 настоящего Указания (не реже одного раза в год);

порядок информирования контролером (службой внутреннего контроля) единоличного исполнительного органа организатора торговли о вероятных и (или) наступивших существенных событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов;

порядок информирования структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами организатора торговли контролера (руководителя службы внутреннего контроля) о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов;

порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки доведения до сведения совета директоров (наблюдательного совета) организатора торговли информации о результатах осуществления организатором торговли процессов и мероприятий по управлению регуляторным риском деятельности по организации торгов, о мерах, принятых для снижения регуляторного риска, а также направленных на совершенствование управления регуляторным риском;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»