Обязанность и случаи, в которых организация должна проводить инвентаризацию, установлены п.3 ст.11 Закона N 402-ФЗ и п.27 Положения по бухгалтерскому учету N 34н.
Инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в 3 года.
Применение унифицированных форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88, не обязательно для организации. Однако данные формы могут быть использованы - с предварительным утверждением их в учетной политике предприятия.
Форма | Назначение |
Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1); | Применяется для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств машин и оборудования, транспортных средств, инструмента, вычислительной техники, производственного и хозяйственного инвентаря и т.п.). |
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма N ИНВ-10); | Применяется при инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов основных средств. |
Сличительная ведомость (форма N ИНВ-18) | Применяется для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. |
Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22) | Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации. |
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 N 49, установлен порядок проведения инвентаризации основных средств.
До инвентаризации рекомендуется проверить наличие и состояние:
- инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- технических паспортов, прочей технической документации;
- документов на основные средства, сданные/принятые организацией в аренду и на хранение.
Отсутствующие документы нужно получить (или оформить); расхождения и неточности в регистрах бухучета, техдокументации - исправить и уточнить.