ПРИКАЗ
от 10 октября 2017 года N 418
(с изменениями на 18 мая 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2022, N 0001202207140151).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451; 2016, N 14, ст.1904; N 15, ст.2066; N 27, ст.4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661; N 28, ст.4741; N 48, ст.6789; 2017, N 12, ст.1729; N 26, ст.3847),
приказываю:
Врио руководителя
А.Л.Рыбас
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 ноября 2017 года,
регистрационный N 48779
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов"
(НП-103-17)
(с изменениями на 18 мая 2022 года)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов" (НП-103-17) (далее - Требования) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации 1996, N 3, ст.141; 2004, N 35, ст.3607; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 30, ст.4590, 4596), Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.4281; 2013, N 27, ст.3480) и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 1999, N 27, ст.3380; 2000, N 28, ст.2981; 2002, N 4, ст.325; N 44, ст.4392; 2003, N 40, ст.3899; 2005, N 23, ст.2278; 2006, N 50, ст.5346; 2007, N 14, ст.1692; N 46, ст.5583; 2008, N 15, ст.1549; 2012, N 51, ст.7203).
2. Настоящие Требования устанавливают категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов, а также требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов различных категорий.
3. Порядок приведения пунктов размещения особых радиоактивных отходов/пунктов консервации особых радиоактивных отходов в соответствие с настоящими Требованиями, сроки и объем необходимых мероприятий определяются в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на их эксплуатацию или в условиях действия лицензии на эксплуатацию, вывод из эксплуатации объекта использования атомной энергии, в состав которого они входят.
4. Перечень сокращений приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
5. Безопасность ПРОРАО/ПКОРАО должна обеспечиваться в соответствии с целями и принципами обеспечения безопасности при обращении с РАО, установленными в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии "Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 августа 2014 г. N 347 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2014 г., регистрационный N 34701; Российская газета, 2015, N 24/1) (далее - НП-058-14).
6. ЭО должна определить категорию ПРОРАО/ПКОРАО в соответствии с приложением N 3 к настоящим Требованиям. Категория ПРОРАО/ПКОРАО должна быть представлена и обоснована в проектной документации (далее - проект) при ее наличии и (или) в ООБ ПРОРАО/ПКОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).
7. В целях определения радиационного воздействия ПРОРАО/ПКОРАО на работников (персонал), население и окружающую среду, подтверждения возможности его перевода в другой статус ЭО должна проводить оценку безопасности ПРОРАО/ПКОРАО.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
8. Оценка безопасности ПРОРАО/ПКОРАО должна включать в себя оценку текущего уровня безопасности ПРОРАО/ПКОРАО и оценку долговременной безопасности системы размещения РАО в соответствии с требованиями, установленными НП-058-14.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
9. Результаты оценки безопасности ПРОРАО/ПКОРАО должны быть представлены в ООБ ПРОРАО/ПКОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).
10. С целью своевременного получения информации об уровне безопасности и воздействии ПРОРАО/ПКОРАО на работников (персонал), население и окружающую среду ЭО должна обеспечить проведение радиационного контроля, мониторинга состояния системы размещения РАО и контроля технического состояния зданий, сооружений, систем (элементов) ПРОРАО/ПКОРАО, важных для безопасности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
11. Объем, методы, порядок и периодичность проведения радиационного контроля, мониторинга состояния системы размещения РАО и контроля технического состояния зданий, сооружений, систем (элементов) ПРОРАО/ПКОРАО, важных для безопасности, должны быть установлены и обоснованы в проекте и (или) в ООБ ПРОРАО/ПКОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
12. На основе результатов радиационного контроля и мониторинга состояния системы размещения РАО и оценки безопасности ПРОРАО/ПКОРАО должны осуществляться разработка и реализация технических решений и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
13. Технические решения и организационные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды, должны быть представлены и обоснованы в проекте и (или) в ООБ ПРОРАО/ПКОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).
14. В ПРОРАО допускается размещение РАО, образовавшихся при:
эксплуатации или выводе из эксплуатации ОИАЭ, на котором образовались РАО, накопленные в ПРОРАО;
эксплуатации ПРОРАО;
выполнении работ по реализации проекта перевода ПРОРАО в ПКОРАО;
проведении реабилитации площадки размещения ПРОРАО.
В ПРОРАО, содержащих РАО, образовавшиеся при добыче и переработке урановых руд, на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью третьей статьи 28 Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.4281; 2021, N 52, ст.8980), допускается также размещение твердых низко активных и твердых очень низкоактивных РАО, в том числе, транспортируемых по трубопроводу потоком воды (гидротранспортом), образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по переработке минерального сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов.
Размещение иных РАО в ПРОРАО запрещается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
15. В проекте ПРОРАО должны быть установлены и обоснованы, а в ООБ ПРОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит) представлены:
планируемый срок окончания размещения РАО;
морфологический, химический и радионуклидный состав размещаемых РАО;
планируемое количество (масса, объем) и активность размещаемых РАО;
допустимая суммарная и удельная активность, количество РАО в ПРОРАО с учетом размещаемых РАО;
технические решения и организационные мероприятия, обеспечивающие контроль соответствия поступающих на размещение РАО установленным требованиям, включая методы и объем входного контроля размещаемых РАО;
технические и организационные решения, реализуемые при размещении РАО.
16. В ООБ ПРОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит) должны быть представлены результаты оценки безопасности ПРОРАО, учитывающей размещение РАО.
17. После завершения работ по переводу ПРОРАО в ПКОРАО размещение РАО в нем запрещается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
18. ЭО должна обеспечить разработку программы перевода ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО, содержащей основные мероприятия по переводу, порядок, условия и планируемые сроки их проведения, в том числе сроки:
обследования ПРОРАО;
оценки безопасности ПРОРАО с учетом результатов обследования;
разработки проекта перевода ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО;
завершения работ по переводу ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО.
В случае если статус ПРОРАО установлен после вступления в силу настоящих Требований, ЭО должна обеспечить разработку программы перевода ПРОРАО в ПКОРАО в течение одного года после установления статуса ПРОРАО.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
19. Реконструкция ПРОРАО в целях его перевода в ПКОРАО или ПЗРО должна осуществляться на основе проекта перевода ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО, за исключением случая, указанного в пункте 21 настоящих Требований.
В проекте перевода ПРОРАО в ПКОРАО должны быть предусмотрены и обоснованы технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности при выполнении работ по переводу и по обеспечению безопасности ПКОРАО в течение определенного проектом срока.
В проекте перевода ПРОРАО в ПЗРО должны быть предусмотрены и обоснованы технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности при выполнении работ по переводу и по обеспечению безопасности ПЗРО в течение всего периода потенциальной опасности размещенных в нем РАО.
Разработка проекта перевода ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО, его согласование и утверждение должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
20. Основные положения программы перевода ПРОРАО в ПКОРАО должны быть представлены и обоснованы в ООБ ПРОРАО (или ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).
21. В случае если по результатам обследования и оценки безопасности ПРОРАО установлено, что имеющиеся барьеры безопасности обеспечивают соответствие ПРОРАО установленным для ПЗРО требованиям к обеспечению безопасности, перевод ПРОРАО в ПЗРО допускается без разработки проекта перевода ПРОРАО в ПЗРО.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)
22. Достижение определенного в проекте перевода ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО конечного состояния должно документироваться в порядке, установленном ЭО.
23. Не позднее чем за пять лет до истечения назначенного срока эксплуатации ПКОРАО ЭО должна обеспечить разработку программы перевода ПКОРАО в ПЗРО, предусматривающей:
обследование ПКОРАО;
оценку безопасности ПКОРАО для подтверждения его соответствия требованиям к обеспечению безопасности, установленным для ПЗРО, с учетом результатов обследования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июля 2022 года приказом Ростехнадзора от 18 мая 2022 года N 163. - См. предыдущую редакцию)