ПРИКАЗ
от 25 июня 2012 года N 2915
О развитии инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области
В соответствии с пунктом 11.38 Положения о Министерстве образования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 12.11.2007 N 853/28 и в целях обеспечения дальнейшего развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Московской области на основании опыта реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Московской области на долгосрочный период
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области.
2. Определить региональным оператором по вопросам развития инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области "Академия социального управления".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Московской области Шмагину А.В.
Министр образования
Московской области
Л.Н.Антонова
1. Настоящий Порядок определяет общие правила создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области, в том числе ее состав, условия и порядок присвоения и прекращения действия статуса региональной инновационной площадки Московской области (далее - РИП).
2. Инновационная инфраструктура в системе образования создается и развивается в целях обеспечения модернизации и инновационного развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Московской области, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ и Московской области в сфере образования, интеграции системы образования Московской области в общероссийское и международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.
3. Инновационную инфраструктуру в системе образования Московской области составляют региональные коллективные субъекты инновационной деятельности, а также их объединения (группы, кластеры) и органы, обеспечивающие управление их деятельностью, ее сопровождение и поддержку.
4. Деятельность региональной инновационной площадки (далее - РИП) нацелена на обеспечение реализации в системе образования Московской области полного цикла инновационной деятельности, включающего создание, распространение (диссеминацию), внедрение, освоение, использование, институционализацию новшеств, обеспечивающих инновационное развитие этой системы. При этом ведущей деятельностью, дающей основания для присвоения статуса РИП, является проектно-разработческая деятельность.
5. РИП - это образовательная организация (группа, кластер образовательных организаций) Московской области, а также научная или иная организация, ведущая деятельность в системе образования, осуществляющая в региональной системе образования Московской области разработку и реализацию инновационных проектов и иные виды инновационной деятельности по приоритетным темам, имеющим существенное значение для эффективного осуществления основных направлений государственной политики Российской Федерации.
Инновационные проекты, осуществляемые такими РИП, могут инициироваться как Министерством образования Московской области, так и самими РИП.
6. В системе образования Московской области могут создаваться также апробационные, стажировочные и иные площадки, создание и деятельность которых регламентируется другими нормативными актами Министерства образования Московской области.
7. Статус РИП присваивается на конкурсной основе и может быть присвоен образовательным организациям Московской области вне зависимости от их организационно-правовой формы, типа и вида, а также научным и иным организациям, осуществляющим деятельность в системе образования Московской области.
Присвоение статуса РИП не влечет за собой изменения статуса, типа, вида и организационно-правовой формы образовательной организации.
8. Все структуры, получившие статус РИП, вносятся в Реестр РИП Московской области. После внесения в Реестр наименование РИП в их рабочей документации и переписке приводится исключительно в редакции записи из Реестра.
8. Основными направлениями деятельности РИП являются:
8.1. Разработка, апробация и внедрение:
- подходов к освоению новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных государственных требований;
- новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;
- примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;
- методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
- новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и Московской области;
- новых перспективных моделей образовательных организаций;
- новых механизмов, форм и методов управления системами образования разных уровней, в том числе посредством информационных систем дистанционного взаимодействия и принятия управленческих решений в сфере образования;
- новых институтов общественного участия в управлении образованием;
- новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных учреждений и работников системы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных учреждений и образовательных систем;
- новых подходов к совершенствованию учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования Московской области;
- иных перспективных новшеств.
8.2. Распространение (диссеминация) лучших образовательных практик, повышение квалификации, стажировки профессиональное развитие субъектов системы образования.
8.3. Иная инновационная деятельность в сфере образования.
Подробный уточненный перечень рекомендуемых направлений и тем деятельности РИП всех типов (функциональных направленностей) формулируется ежегодно при объявлении конкурсных отборов на статус РИП в соответствии с актуальными приоритетами государственной образовательной политики РФ и Московской области.
9. Функционирование комплекса действующих РИП предполагает возможность формирования тематических инновационных сетей и активное развитие сетевого взаимодействия между РИП.
10. Министерство образования Московской области оказывает содействие деятельности РИП, создает условия для реализации ими инновационных проектов (программ), распространения (диссеминации) и использования их результатов в массовой практике, в повышении квалификации, проведении стажировок, профессиональном развитии слушателей, обеспечивает координацию деятельности РИП в интересах получения максимального суммарного эффекта от осуществляемых новшеств для общего инновационного развития системы образования Московской области и умножения ее вклада в социально-экономическое и социокультурное развитие области.
14. Общее руководство работой РИП осуществляет Министерство образования Московской области.
15. В целях координации и развития инновационной деятельности в системе образования, сопровождения РИП Министерство образования Московской области определяет организацию - Регионального оператора по вопросам развития инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области (далее - Региональный оператор).
Региональным оператором определено государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области "Академия социального управления".
16. Региональный оператор:
- осуществляет научно-методическое, информационно-консультационное сопровождение и мониторинг деятельности РИП;
- обеспечивает ведение Реестра РИП;
- готовит рекомендации по формированию основных направлений деятельности РИП и критериям эффективности их реализации;
- готовит предложения по использованию результатов деятельности РИП в сфере образования, в том числе в массовой образовательной практике других регионов;
- информирует общественность о реализуемых РИП всех типов (функциональных направленностей) инновационных образовательных проектах (программах);
- готовит ежегодный аналитический отчет о результатах деятельности РИП и их сопровождении.
17. На уровне образовательных организаций, получивших статус РИП, с целью обеспечения организационных условий эффективной реализации планов работы РИП могут быть созданы временные творческие коллективы, научно-методические объединения, кафедры, проектные команды.
18. Распределение функциональных обязанностей между несколькими организациями, вошедшими в состав РИП, педагогическими и научными коллективами, строится на основе соглашения, при этом в обязательном порядке выделяется головная организация РИП.
19. Образовательный процесс в образовательной организации, на базе которой функционирует РИП, может осуществляться по учебному плану и образовательным программам, не противоречащим федеральным государственным образовательным стандартам, в соответствии с программой реализации инновационного образовательного проекта, согласованной с учредителем.
20. Статус РИП присваивается образовательным организациям (или их группам, кластерам) на основе конкурсного отбора. Конкурс на присвоение статуса РИП с учетом их типа (функциональной направленности) проводится ежегодно. Количество образовательных организаций для присвоения статуса РИП в данном году определяется Министерством образования Московской области. Возможно проведение конкурсов на статус РИП по отдельным приоритетным направлениям развития образования.
Для участия в конкурсе образовательным организациям (или их группам, кластерам) необходимо подать заявку в сроки, установленные Министерством образования Московской области.
Заявка должна содержать:
- наименование и место нахождения образовательной организации - соискателя (юридический и фактический адреса, контактные телефоны);
- цели, задачи и основную идею (идеи) предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования Московской области;
- программу реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы);
- календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов);
- обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта (актов), необходимого для реализации проекта (программы);
- решение уполномоченного органа управления организации об участие в реализации проекта (программы);
- предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику.
21. Для проведения конкурсного отбора заявок на присвоение статуса РИП Министерство образования Московской области создает региональную конкурсную комиссию, в состав которой входят представители Министерства образования Московской области, представители советов ректоров вузов, образовательных и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
22. Конкурсная комиссия организует техническую и содержательную экспертизу заявок по следующим критериям:
- соответствие представленного проекта (программы) приоритетным направлениям развития образовательной системы Московской области;
- значимость представленного проекта (программы) для развития системы образования Московской области;
- качество подготовки заявки, полнота и достоверность представленных сведений и уровня готовности соискателя к реализации проекта (программы).
На основании результатов экспертизы конкурсная комиссия формирует список образовательных организаций, прошедших конкурсный отбор на присвоение статуса РИП различного типа (функциональной направленности).
Соискатель, не прошедший конкурсный отбор, может повторно представить заявку для присвоения статуса РИП не ранее, чем через год.
23. Перечень РИП утверждается приказом министра образования Московской области.
24. Статус РИП присваивается на период реализации проекта (программы), но не более чем на три года.
25. По истечении срока реализации проекта (программы) Министерством образования Московской области может быть принято одно из следующих решений:
- о прекращении срока действия статуса РИП;
- о продлении срока действия статуса РИП.
Принятое решение оформляется приказом министра образования Московской области.
26. Действие статуса РИП может быть также прекращено досрочно в случае:
- ненадлежащего исполнения образовательной организацией, которой присвоен статус РИП, принятых на себя обязательств, изложенных в программе реализации проекта (программы);
- получения Региональным оператором из образовательной организации, которой присвоен статус РИП, промежуточных результатов реализации проекта (программы), свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта (программы);
- нарушения образовательной организацией, которой присвоен статус РИП, законодательства Московской области при реализации проекта (программы);