РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 ноября 2015 года N 318-р
Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга
(с изменениями на 27 февраля 2017 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р;
распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 27 февраля 2017 года N 88-р.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 6.2 раздела 2 Плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы", утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 25-рп, а также в целях содействия государственным учреждениям, находящимся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственным учреждениям социального обслуживания населения, находящимся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее - учреждения социального обслуживания) при разработке и внедрении системы оплаты труда:
(Преамбула в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р. - См. предыдущую редакцию)
1. Утвердить Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации), согласно приложению.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р. - См. предыдущую редакцию)
2. Руководителям учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), до 01.06.2017 обеспечить разработку (совершенствование) и внедрение систем нормирования труда с учетом Методических рекомендаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р. - См. предыдущую редакцию)
3. Рекомендовать руководителям учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, до 01.09.2017 обеспечить разработку и внедрение систем нормирования труда с учетом Методических рекомендаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р. - См. предыдущую редакцию)
4. Установить, что штатная численность учреждений социального обслуживания определяется на основании нормирования труда.
5. Планово-экономическому управлению Комитета, Управлению по координации деятельности подведомственных учреждений Комитета, Управлению социальной защиты материнства и детства, семейной и демографической политики Комитета, Управлению по опеке и попечительству Комитета по принадлежности вопросов оказывать консультационную и методическую помощь учреждениям социального обслуживания по вопросам, связанным с применением Методических рекомендаций.
6. Контроль за выполнением распоряжения остается за председателем Комитета.
Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков
Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных
учреждених, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга
(Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р. - См. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 14 сентября 2016 года)
1.1. Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации), подготовлены в целях содействия государственным учреждениям, находящимся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственным учреждениям социального обслуживания населения, находящимся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее - учреждения социального обслуживания) при разработке и внедрении системы нормирования труда работников указанных учреждений.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р. - См. предыдущую редакцию)
1.2. Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 6.2 раздела 2 Плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы", утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 25-рп (далее - Дорожная карта), и предназначены для бухгалтерской, экономической, кадровой служб учреждений социального обслуживания в качестве методического материала при формировании (совершенствовании) системы нормирования труда, предусмотренной статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
1.3. Применение Методических рекомендаций позволит:
разработать и внедрить систему нормирования труда в учреждениях социального обслуживания, учитывающую действующие нормативные правовые акты в сфере нормирования труда;
выявить организационно-технические, санитарно-гигиенические, психологические и иные факторы, влияющие на производственные и трудовые процессы;
разработать локальные нормативные акты в сфере нормирования труда;
осуществлять введение, замену и пересмотр норм труда в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - трудовое законодательство).
1.4. Для целей Методических рекомендаций применяются следующие основные понятия:
1.4.1. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
1.4.2. Государственное содействие системной организации нормирования труда - разработка в установленном порядке в соответствии с трудовым законодательством типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные нормы труда), установление правил введения, замены и пересмотра норм труда, возложение на работодателя обязанности устанавливать научно обоснованные нормы труда.
1.4.3. Учреждения социального обслуживания - государственные учреждения, находящиеся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, и государственные учреждения социального обслуживания населения, находящиеся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р. - См. предыдущую редакцию)
1.4.4. Категории персонала - группы работников учреждений социального обслуживания, выполняющие различные функциональные роли в процессе организации деятельности указанных учреждений и оказания социальных услуг (основной персонал), административно-управленческий персонал, вспомогательный персонал.
1.4.5. Нормативы штатной численности - регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения установленного государственным заданием объема услуг в определенных организационно-технических условиях.
1.4.6. Нормирование труда - деятельность работодателя (учреждения социального обслуживания) по разработке и внедрению норм труда.
1.4.7. Нормы труда - объем трудового задания, которое должен выполнить работник в течение установленной продолжительности рабочего времени. Нормы труда включают нормы выработки, нормы времени, нормативы численности и другие нормы, устанавливаемые в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда,
1.4.8. Система нормирования труда - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем, включающая в себя:
информационное и методическое обеспечение деятельности по нормированию труда;
комплекс мероприятий по разработке норм труда, в том числе внедрение и корректировка норм труда по мере изменения организационно-технических и иных условий выполнения технологических (трудовых) процессов.
1.4.9. Фонд рабочего времени - суммарное количество рабочего времени, приходящееся на определенный календарный период.
Иные определения, содержащиеся в тексте Методических рекомендаций, применяются в значениях, предусмотренных действующим законодательством.
1.5. Методические рекомендации разработаны на основе нормативных правовых актов в сфере нормирования труда, основные из которых представлены в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
1.6. Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении социального обслуживания несет его руководитель.
Разработка системы нормирования труда должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.
2.1. При разработке системы нормирования труда в учреждении социального обслуживания определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении социального обслуживания.
При определении норм труда рекомендуется проводить анализ действующих типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм, утвержденных федеральными органами исполнительной власти (далее - типовые нормы труда).
При этом типовые нормы труда согласно статье 161 ТК РФ могут разрабатываться для однородных работ, то есть работ, выполняемых по типовой технологии, исходя из оптимальных для данного типа производства организационно-технических условий их выполнения. Типовые нормы могут быть межотраслевыми, отраслевыми, профессиональными и иными.
Типовые нормы разрабатываются и утверждаются в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 804.
2.2. На основе типовых норм труда в учреждении социального обслуживания могут определяться следующие нормы труда:
2.2.1. Нормы времени - затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации.
Норма времени исчисляется в человеко-часах (человеко-минутах).
2.2.2. Нормы обслуживания - количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени.
2.2.3 Нормы (нормативы) численности - установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих и иных функций или объемов работ.
Нормативы численности в социальном обслуживании и здравоохранении выражаются в виде штатных нормативов.
Так, например, нормативы численности медицинских работников в стационарных учреждениях социального обслуживания устанавливаются из расчета числа коек на 1 должность или на 1 круглосуточный пост.
2.2.4. Норма управляемости - это количество работников, которыми должен управлять руководитель при определенных организационно-технических условиях.
Норма управляемости отражает оптимальную численность работников, непосредственно подчиненных одному руководителю.
2.3. Нормы труда могут разрабатываться как на отдельный вид работ (услуг), так на взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда), а также на законченный комплекс работ (комплексная норма труда).
2.4. Рекомендуемые методики определения нормы численности работников учреждения социального обслуживания на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, а также определение нормы обслуживания на основе типовых норм времени содержатся в приложении N 1 к Методическим рекомендациям по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 N 504 (далее - Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда).
2.5. При определении норм труда в учреждении социального обслуживания на основе типовых норм труда рекомендуется применять следующие правила:
2.5.1. При совпадении организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении социального обслуживания с соответствующими типовыми технологическими (трудовыми) процессами и типовыми организационно-техническими условиями их выполнения применяются типовые нормы труда.
2.5.2. При создании более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствии типовым нормам труда указанные нормы применяются в качестве базовых норм труда с учетом корректировки исходя из фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении социального обслуживания.
Примеры расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда приведены в приложении N 2 к Методическим рекомендациям по разработке систем нормирования труда.
2.5.3. При отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ (услуг) и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении социального обслуживания с привлечением специалистов в сфере нормирования труда в установленном порядке.
2.6. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда содержанием работы по определению норм труда являются следующие действия:
2.6.1. Анализ трудового процесса, а также разделение данного процесса на части.
2.6.2. Выбор оптимального варианта организации труда, эффективных методов и приемов работы.
2.6.3. Проектирование режимов труда и отдыха работников учреждения социального обслуживания.
2.6.4. Определение норм труда с учетом особенностей технологического и трудового процессов.
2.6.5. Внедрение норм труда и последующая их корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.
2.7. Наряду с нормами труда, установленными на неопределенный срок, могут применяться:
2.7.1. Временные нормы, которые рассчитываются на определенный срок соответствующий, например, периодам освоения новой техники в учреждении социального обслуживания, введения передовых социальных технологий, научной организации труда и т.д.
Такие нормы устанавливаются на срок не более трех месяцев, а затем пересматриваются.
2.7.2. Разовые нормы труда устанавливаются на отдельные внеплановые работы, не предусмотренные технологией (например, аварийные работы).