УТВЕРЖДАЮ
Заместитель управляющего
ГУ - Отделением ПФР по г.Москве
и Московской области
И.А.Боева
20 апреля 2006 года

     

Методические рекомендации по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по спискам N 1 и 2*

________________

* Списки N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 (с дополнениями и изменениями).


Списки N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (далее - Списки N 1 и 2), очень большие по объему информации, сложные по структуре построения, и поэтому в практике их применения возникают определенные трудности.

На конкретном предприятии или в организации (далее - организация) может быть только одно или несколько производств и видов работ, предусмотренных Списками N 1 и 2.

В связи с этим Правительство Российской Федерации (постановление Совета Министров РСФСР от 02.10.91 N 517) обязало всех руководителей организаций определять Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками N 1 и 2 установлено льготное (досрочное) пенсионное обеспечение (далее - Перечень. Рекомендуемая форма Перечня прилагается - приложение 1).

Страхователи используют эти Перечни при составлении поименных списков застрахованных лиц (рекомендуемая форма поименного списка прилагается - приложение 2), документов персонифицированного учета по форме СЗВ и представляют их в территориальные ГУ - Главные управления ПФР (г.Москва) и ГУ - Управления ПФР (Московская область) (далее - территориальные Управления).

Названные Перечни и поименные списки подшиваются в наблюдательные дела организаций и должны использоваться специалистами территориальных Управлений при подготовке к документальной (выездной) проверке сведений о специальном стаже работы застрахованных лиц.

Документальные (выездные) проверки проводятся специалистами территориальных Управлений на трех стадиях: 1. Персонифицированного учета (ежегодные плановые проверки). 2. Конвертации (проверка достоверности сведений, представленных страхователем по форме СЗВ-К за период до 01.01.2002; проверка по отдельным запросам других регионов). 3. Назначения пенсий (проверка по отдельным запросам как специалистов по назначению пенсий территориальных Управлений, так и поступившим из других регионов).

Проверка периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, до регистрации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования проводится в том же порядке, который изложен в настоящих Рекомендациях. При этом должны учитываться особенности применения Списков N 1 и 2, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56 N 1173.

Подготовка к документальной (выездной) проверке


Основные задачи подготовки:

1. Оформить решение (постановление) о проведении документальной (выездной) проверки по форме и содержанию согласно приложению 2 к постановлению Правления ПФР от 25.10.2000 N 126 и передать руководителю (уполномоченному представителю) проверяемой организации или направить заказным письмом с уведомлением (желательно за неделю перед выходом в организацию). Вместе с решением (постановлением) направляется перечень документов, которые должна представить организация для подтверждения сведений о специальном стаже работы.

2. Определить категории работников, у которых следует проверить трудовые книжки в целях исключения случаев неправильных наименований профессий (должностей) и их соответствия действующему ЕТКС (КСДС).

3. Наметить те категории работников, рабочие места которых требуется проверить с выходом на место.

4. Учесть, что наибольшие трудности возникают при доказательстве показателей (факторов) по условиям труда.

Основные этапы подготовительной работы в соответствии с изложенными задачами:

Установить производства, к которым относятся работы, содержащиеся в Перечне, т.е. определить разделы и подразделы Списков N 1 и 2, которыми следует руководствоваться при оценке пенсионных прав застрахованных лиц данной организации.

Проверить, соответствуют ли наименования профессий и должностей в Перечне и поименном списке наименованиям профессий и должностей, предусмотренных Списками N 1 и 2.

Чаще всего встречаются ошибки в наименованиях профессий. Все случаи неправильных или неполных наименований ("чистильщик металла" вместо "чистильщик металла, отливок, изделий и деталей"), сокращенных ("заварщик ЭВП" вместо "заварщик электровакуумных приборов") или вызывающих сомнения (в Перечне приведено старое наименование "травильщик пьезокварца" вместо "травильщик прецизионного травления" по действующему ЕТКС) необходимо отметить и в обязательном порядке запланировать проверку записей наименований профессий в трудовых книжках.

Необходимо особенно учитывать, что право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и 2 определяется не только наименованиями производств, работ, профессий и должностей, но и показателями о характере выполняемой работы и условиях труда.

Если сведения о наименовании производства можно зачастую получить уже из наименования предприятия, цеха или другого структурного подразделения (например: литейный цех, добычной участок шахты), о наименовании профессий (должностей) из приказов о приеме на работу и трудовых книжек, то сведения о характере выполняемой работы и условиях труда, т.е. о показателях, необходимо искать в других документах.

В определенной мере на это ориентируют прилагаемые Группы показателей (факторов), определяющих право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и 2 (приложение 3) и Рекомендации по применению имеющихся в организациях документов для подтверждения права на досрочное пенсионное обеспечение по показателям (факторам) Списков N 1 и 2 (приложение 4).

Однако следует иметь в виду, что дать исчерпывающий перечень документов невозможно, так как нет единых правил их ведения. В каждой организации они могут быть различными (например: в одной организации - технологические процессы, в другой - технические условия, в третьей - технологические карты, хотя все они содержат технологию изготовления продукции). Да и показателей в Списках N 1 и 2 гораздо больше, чем приведены в приложении 1 к данным Рекомендациям. Только в Списке N 1 их более 80.

Следует выделить те профессии (должности), которые в зависимости от условий занятости могут относиться или к Списку N 1, или к Списку N 2 (например, в "Металлообработке": выбивальщики отливок, термисты, медники и др.).

Кроме этого определяется перечень законодательных актов и нормативных документов, с которыми необходимо ознакомиться перед выходом в организацию, и выбрать те из них, которые потребуются при проведении проверки.

Проведение документальной (выездной) проверки

1. Представление руководству организации.

Руководителю организации или его заместителю представляются все проверяющие, кратко излагается цель документальной проверки, после чего определяется порядок проведения проверки с учетом конкретных обстоятельств. При этом следует наметить не только структурные подразделения, подлежащие проверке, но и специалистов организации, которые примут участие в этой работе.

Рекомендуется обратиться к руководителю с просьбой предоставить проверяющим место для работы с документами, дать необходимые указания специалистам, выделить ответственного и решить другие организационные вопросы.

2. Работа с документами.

Документы, подтверждающие условия (показатели) занятости, должны носить официальный характер (подписаны и утверждены ответственными лицами); содержать необходимые сведения; отдельные журналы учета пронумерованы, прошиты и скреплены печатью. В ходе анализа этих документов определяется их достаточность (при необходимости согласовывается перечень недостающих или дополнительных документов), а также уточняется потребность выхода на рабочие места.

При выборочной проверке трудовых книжек следует прежде всего обращать внимание на правильность записей: о переименованиях организации, наименованиях структурных подразделений, профессий и должностей; о приеме, перемещении и увольнении работников за весь период их трудовой деятельности.

Необходимо проверить правильность и своевременность оформления приказов о временном переводе на другую работу, о совмещениях профессий и должностей, об отпусках без сохранения заработной платы и других периодах, не подлежащих включению в специальный стаж работы, о переводе организации или отдельных структурных подразделений на работу в режиме неполной рабочей недели с точки зрения проблем исчисления специального стажа работы.

На основе соответствующих документов (табели учета рабочего времени, лицевые счета и др.) необходимо определиться в вопросах постоянной в течение полного рабочего дня занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии. Требование о постоянной занятости было всегда, то есть и в отношении Списков N 1 и 2 1956 года. Однако если организация или ее конкретное подразделение (цех, участок и пр.) работали стабильно, без простоев, то нет необходимости проверять постоянную занятость работников, принятых на постоянную работу (практически за период до 1992 года стабильность работы в промышленности, строительстве и на транспорте соблюдалась).

При подтверждении постоянной занятости, отсутствии в Списках показателей характера работы и условий труда, наличии в трудовых книжках достаточных и достоверных сведений о производстве, профессии (должности) работника дополнительных документов, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не требуется (например, электросварщику ручной сварки, аккумуляторщику, газосварщику и др.).

Рекомендуется использовать Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлены пенсии в связи с особыми условиями труда, и извлечения из Списков N 1 и 2 1956 года, которые могут быть у страхователей за периоды до 1997 года. Однако к ним следует относиться критически, так как это мнение администрации, и их нужно использовать как вспомогательный материал.

Необходимо иметь в виду, что содержание проверки и объем подтверждающих документов зависят от цели ее проведения.

Например, при проверке сведений персонифицированного учета (форм СЗВ-1, СЗВ-3, СЗВ-4 и СЗВ-К) проверяются сведения о работе всех застрахованных лиц (первый случай), а при проверке по отдельным запросам - сведения о работе конкретных лиц (второй случай).

Если в первом случае нам необходимо установить наличие конкретных производств, наименования профессий и должностей, наличие показателей по характеру выполняемой работы, о стабильности работы производств, о постоянной занятости или исчислении специального стажа работы по фактической занятости (то есть так, как проверяем Перечни), то во втором случае проверяем стаж работы одного человека за определенный период. В этом случае мы проверяем не только вид производства, профессию или должность, но и его занятость в условиях труда, предусмотренных Списками N 1 и 2 (показателями), постоянно в течение полного рабочего дня, переводился ли он на другие работы, брал ли отпуска без сохранения заработной платы, имели ли место прогулы и т.п.

В первом случае мы этого не делаем, да и не в состоянии сделать (подсчитать дни у сотни или тысячи человек).

3. Выход на рабочие места.

Для рассмотрения проблемных вопросов, как правило, необходимо ознакомление с производственными процессами непосредственно на рабочих местах. Например, в металлообработке работы, относящиеся к термической обработке изделий, могут осуществляться различными способами, на разном оборудовании и, соответственно, характер труда занятых термообработкой рабочих будет неодинаков. Поэтому без выхода на рабочее место "термиста" невозможно определить правильность предоставления ему пенсионных льгот ("термисты" предусмотрены как в Списке N 1, так и в Списке N 2).

В то же время не всегда возникает необходимость выхода на рабочие места, например, на рабочие места электросварщиков ручной сварки, газорезчиков, газосварщиков и других рабочих, характер труда которых хорошо известен и не зависит от показателей занятости.

При посещении цехов или других структурных подразделений необходимо ставить в известность их руководителей о целях посещения, согласовывать время проверки и участие необходимых специалистов (мастеров, технологов, энергетиков, механиков, специалистов по технике безопасности и т.д.).

Оформление акта документальной проверки сведений о специальном трудовом стаже застрахованных лиц


Результаты проверки обобщаются и оформляются актом, который подписывается проверяющими со стороны территориального Управления, а также руководителем проверяемой организации (или его уполномоченным представителем) после ознакомления с актом и заверяется печатями территориального Управления и организации.

Рекомендуемая схема акта по результатам плановой (ежегодной) проверки с примером его заполнения - приложение 5а.

Рекомендуемая схема акта по результатам проверки на основе отдельного запроса - приложение 5б.

Рекомендуемая схема акта по результатам проверки сведений за период до 01.01.2002 по форме СЗВ-К - приложение 5в.

В случае одновременного проведения плановой проверки (сведения за 2002 и последующие годы) и проверки сведений по форме СЗВ-К результаты могут оформляться единым актом либо отдельными актами.

При оформлении единого акта за основу принимается рекомендуемая схема согласно приложению 5в с увеличением проверяемых периодов на год, подлежащий плановой проверке. При этом выводы, предложения и рекомендации должны выноситься отдельно в отношении результатов проверки сведений о специальном стаже работы застрахованных лиц до 01.01.2002 и в отношении прав застрахованных лиц на досрочное пенсионное обеспечение по сведениям за год, подлежащий плановой проверке.

Акт должен содержать краткие, но достаточно полные и аргументированные со ссылкой на представленные документы сведения, предложения и рекомендации, чтобы в дальнейшем (в том числе при назначении пенсии) ими можно было воспользоваться при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии либо обосновать причину отказа в ее назначении.

В отношении профессий (должностей), для которых в Списках N 1 и 2 не предусмотрены показатели, определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии, в акте делается запись примерно следующего характера: "Постоянная в течение полного рабочего дня занятость аккумуляторщиков, газорезчиков, газосварщиков подтверждена". Если указанные показатели присутствуют, то в отношении каждого из них должно быть отражено, на основании каких документов подтверждена соответствующая занятость, или необходимые документы не были представлены.

Сведения о реорганизации, о периодах временного прекращения выпуска продукции (простоях), о местоположении архивов, о ранее назначенных досрочных пенсиях могут оформляться приложениями к акту.

Предложения и рекомендации, данные страхователю по исправлению ошибок (в том числе по корректировке сведений в формах СЗВ) либо представлению дополнительных доказательств, должны содержать конкретные сроки, которые впоследствии следует проверять (то есть держать на контроле исполнения).

Акты по результатам плановой документальной проверки и проверки сведений по форме СЗВ-К оформляются в двух экземплярах: один экземпляр подшивается в наблюдательное дело страхователя; второй - остается у страхователя. Если в акте указана необходимость корректировки введенных в ПТК СПУ индивидуальных сведений, то акт оформляется в трех экземплярах, один из которых передается в отдел организации персонифицированного учета.

Акт по результатам проверки, проведенной в отношении конкретного застрахованного лица по запросу органа, назначающего пенсии, или запросу в отношении сведений по форме СЗВ-К, оформляется в трех экземплярах: один экземпляр подшивается в наблюдательное дело страхователя; второй - остается у страхователя; третий - направляется органу ПФР, от которого поступил запрос (при необходимости корректировки введенных в ПТК СПУ индивидуальных сведений - оформляется четвертый экземпляр для передачи в отдел организации персонифицированного учета).

Порядок проведения документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение с учетом "малых" списков


К так называемым "малым" спискам относятся:

- Список производств и профессий текстильной промышленности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 года N 130 (относится к подпункту 4 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ);

- Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 (относится к подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ);

- Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273 (относится к подпункту 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ);

- Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702 (относится к подпункту 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»