САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 8 ноября 2013 года Дело N 3-174/13


[О признании недействующим в части распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26 декабря 2008 года]



Санкт-Петербургский городской суд в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А. с участием прокурора Кузьминой И.Д. при секретаре Даньковой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Элит-строй" о признании недействующим в части распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26 декабря 2008 года,

установил:

Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ Санкт-Петербурга) от 26 декабря 2008 года N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", утвержден перечень недвижимого имущества, являющийся Приложением к распоряжению (далее - Перечень).

ЗАО "Элит-строй" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим названного распоряжения в части строки N 2198 Приложения, ссылаясь на то, что помещение 12Н, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Черняховского д.5 литер А, площадью 78,3 кв.м (далее - Объект), включено в Перечень в нарушение установленного порядка.

Представитель заявителя Царукян К.П. в суд явился, заявление поддержал.

Представитель КУГИ Санкт-Петербурга Иванников Д.В. представил возражения относительно заявленных требований (л.д.195-197), согласно которым Объект включен в перечень в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" на основании сводного заключения, содержащего вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявления потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей требования заявителя обоснованными, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 4.1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Пунктом 10-1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 2 апреля 2008 года N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.

Во исполнение полномочий, предоставленных указанным законом Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" N 1624 от 22 декабря 2008 года.

Пунктом 1 указанного Постановления утвержден порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Пунктом 3 Постановления на КУГИ Санкт-Петербурга возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества.

Во исполнение указанного Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22 декабря 2008 года КУГИ Санкт-Петербурга издал распоряжение N 237-р от 26 декабря 2008 года, которым утвержден Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Указанное распоряжение опубликовано в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга" в N 50 (2) 31 декабря 2008 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят КУГИ Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий; опубликован в соответствии с п.9 утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22 декабря 2008 года порядка в выпуске одного из изданий, указанных в пункте 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".

Указанным распоряжением в Перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, включено нежилое помещение 12Н, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Черняховского, дом 5, литер А, площадью 78,3 кв.м (строка 2198), которое арендовалось заявителем на основании дополнительного соглашения N 1 от 01.04.2004 к договору аренды N 20-А0369 от 01.10.2003, и на основании предложения КУГИ Санкт-Петербурга было передано в собственность заявителя по договору купли-продажи от 24.02.2011 (л.д.119-163).

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2008 года N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, формируется из числа указанных в пункте 2 статьи 6 указанного Закона Санкт-Петербурга объектов нежилого фонда.

К ним, в частности, согласно подпункту "б", относятся занимаемые субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге нежилые помещения в зданиях, в отношении которых в установленном порядке принято решение об их предоставлении на инвестиционных условиях либо в отношении которых в соответствии с процедурой принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624, для включения Комитетом по управлению городским имуществом объектов из числа расположенных в зданиях, указанных в подпункте "б" пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", в Перечень Комитет по строительству и Комитет по инвестициям и стратегическим проектам в соответствии с компетенцией направляют в КУГИ Санкт-Петербурга копии решений (документов) в отношении таких зданий не позднее трех рабочих дней с даты принятия (подписания) с указанием на то, что копия решения (документа) представляется в целях ведения Перечня.

КУГИ Санкт-Петербурга не представлены суду документы, подтверждающие, что указанное требование выполнено и на момент включения нежилого помещения в доме 5, литера А, по ул.Черняховского в Санкт-Петербурге в Перечень по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", имелись документы, предусмотренные пунктом 4 указанного Порядка.

Как следует из материалов дела, фактически основанием для формирования Перечня по указанному основанию послужило письмо Санкт-Петербургского государственного учреждения "Управление инвестиций" N 4/21189/08 от 15.12.2008 с приложением информации по инвестиционным проектам для формирования Перечня недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (л.д.210-212). Однако указанное письмо не отвечает требованиям Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624, в связи с тем, что было направлено еще до издания указанного постановления Правительства Санкт-Петербурга, то есть не в связи с формированием Перечня; кроме того, направление документов в целях ведения Перечня отнесено к компетенции Комитета по строительству и Комитета по инвестициям и стратегическим проектам.

Сами же сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении зданий для реконструкции были направлены в КУГИ Санкт-Петербурга только 29.01.2009, то есть после формирования Перечня (л.д.213).

Таким образом, включение нежилого помещения в доме 5, литера А, по ул.Черняховского, арендуемого заявителем, в Перечень, утвержденный Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 26.12.2008 N 237-р, было произведено с нарушениями Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624, при отсутствии предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга оснований и при нарушении установленного порядка составления Перечня, что является основанием для признания в оспариваемой части нормативного правового акта недействующим.

При этом суд принимает во внимание, что в настоящее время заявитель является собственником Объекта (л.д.123), в связи с чем нахождение принадлежащего ему на праве собственности имущества в перечне недвижимого имущества, подлежащего предоставлению во владение и пользование на долгосрочной основе иным субъектам, нарушает его права, приводя к неопределенности статуса этого имущества.

Кроме того, включение Объекта в Перечень, согласно пояснениям участвующих в деле лиц, явилось основанием для обращения КУГИ Санкт-Петербурга в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании договора ничтожной сделкой и обязании вернуть в государственную собственность Санкт-Петербурга спорный объект, поскольку нахождение имущества в Перечне в силу статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ исключает возможность приобретения заявителем Объекта в собственность любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации (л.д.114-115).

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Принимая во внимание правовую позицию, содержащуюся в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности от 27.01.2004 N 1-П, оспариваемая часть нормативного правового акта подлежит признанию судом недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление ООО "Элит-строй" о признании недействующим в части распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 удовлетворить.

Признать Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26 декабря 2008 года "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части строки N 2198 Приложения к распоряжению недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Санкт-Петербургского
городского суда
Е.А.Витушкина

     



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Информационный бюллетень
Администрации Санкт-Петербурга,
N 33 (884) от 08.09.2014