АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2013 года Дело N А56-10782/2013


[По делу о признании недействующим п.1 распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008 в части]

___________________________________________________________________

 Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2013 по делу N А56-10782/2013 решение оставлено без изменения.

___________________________________________________________________     

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 24 июня 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: председательствующего: Балакир М.В., судей: Юркова И.В. и Рагузиной П.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цыганковой Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: Закрытое акционерное общество Торгово-промышленный дом "ПЕТРОПОДОЛЬСК" (адрес: 191002, Россия, Санкт-Петербург, ул.Ломоносова, д.28/29; 197101, Россия, Санкт-Петербург, ул.Дивенская, д.1, БЦ "Лангензипен", оф.605, ОГРН: 1027809176856), заинтересованное лицо: Комитет по управлению городским имуществом (адрес: 191060, Россия, Санкт-Петербург, Смольный подъезд N 6, ОГРН: 1027809244561), о признании недействующим п.1 распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008 в части утверждения строки N 1520 Приложения к Распоряжению при участии: от заявителя: представитель Макарова Т.В., по доверенности от 25.02.2013 представитель Талимончик В.И., по доверенности от 25.02.2013, от заинтересованного лица: представитель Гаврилова С.А., по доверенности от 09.01.2013, установил:

Закрытое акционерное общество Торгово-промышленный дом "ПЕТРОПОДОЛЬСК" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением с учетом статьи 49 АПК РФ к Комитету по управлению городским имуществом о признании недействующим п.1 распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008 в действующей редакции в части утверждения строки N 1520 Приложения N 1 к Распоряжению.

В обоснование своих требований представитель Общества ссылался на то, что является арендатором помещения 5Н по адресу: Санкт-Петербург, ул.Рубинштейна, д.29/28, лит.А, включение которого в Перечень недвижимого имущества противоречит Закону Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и нарушает право заявителя на приобретение данного помещения в собственность в случае его возмездного отчуждения из собственности субъекта РФ.

Представитель КУГИ Санкт-Петербурга с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что нежилое помещение 5-Н по адресу: Санкт-Петербург, ул.Рубинштейна, д.29/28, лит.А, занимаемое заявителем, включено в перечень, утвержденный оспариваемым распоряжением Комитета в соответствии с требованиями статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 193-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге"; правовых оснований для исключения объекта из данного перечня не имеется.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, судом установлено следующее:

ЗАО "Торгово-промышленный дом "ПЕТРОПОДОЛЬСК" на основании договора аренды N 10-А191991 от 25.01.2008, заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, является арендатором помещения 5Н с кадастровым номером 78:31:1055:4:6:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Рубинштейна, д.29/28, лит.А.

26.12.2008 Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга принято распоряжение N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".

В качестве приложения к данному распоряжению утвержден Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Под номером 1520 в указанный Перечень включено помещение 5-Н, площадью 200,1 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, ул.Рубинштейна, д.29/28, литер А, арендуемое Обществом.

Полагая, что названное помещение в строке 1520 включено в перечень в нарушение Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и нарушает права и свободы заявителя на осуществление прав и реализацию преимущественного права на приватизацию спорного объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4.1 статьи 18 данного Закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Оспариваемое распоряжение от 26.12.2008 N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" принято Комитетом во исполнение пункта 4.1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и является нормативным правовым актом, опубликовано 31.12.2008 в N 50 (2) "Информационного бюллетеня Администрации Санкт-Петербурга".

Подведомственность арбитражным судам экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 07.06.2013 N 126-ФЗ внесены изменения в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 2 Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ установлено, что внесенные им изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации вступают в силу со дня официального опубликования данного Закона, которое произведено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 07.06.2013, в N 23 (ст.2884) "Собрания законодательства РФ" - 10.06.2013 и в N 124 "Российской газеты" - 11.06.2013.

Частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта. Исключений из правила части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 07.06.2013 N 126-ФЗ не содержит.

Действующим федеральным законодательством рассмотрение дел по оспариванию нормативных правовых актов по утверждению перечней государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), к компетенции арбитражных судов не отнесено.

Вместе с тем, из материалов дела видно, что заявитель обращался с требованием о признании недействующим оспариваемого распоряжения в Санкт-Петербургский городской суд. Определением Санкт-Петербургского городского суда от 05.02.2013 по делу N 3-11/13 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу не имеется. В противном случае Общество будет лишено права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования в связи со следующим:

В силу частей 4.1 и 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Законом Санкт-Петербурга N 194-32 от 17.04.2008 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.

Во исполнение данного Закона Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление от 22.12.2008 N 1624 "О мерах реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".

Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно Приложения 1. Пунктом 3 данного Постановления на КУГИ возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества.

Учитывая возложенную компетенцию Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1589 были внесены соответствующие изменения в Положение о Комитете по управлению городским имуществом.

В соответствии с компетенцией и во исполнении Постановления правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22.12.2008 КУГИ издал распоряжение от 26.12.2008 N 237-р, которым утвердил Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (л.д.18, 128).

Утверждение данного Перечня находится в компетенции КУГИ Санкт-Петербурга, однако при осуществлении формирования, утверждения и ведения Перечня КУГИ обязано руководствоваться нормативными правовыми актами субъекта РФ Санкт-Петербурга. Поскольку Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (п.4.1, 4.2) и абз.2, пп."г" п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" установлены ограничения прав субъектов малого и среднего предпринимательства, КУГИ Санкт-Петербурга обязано руководствоваться именно указанными нормами, при этом правом самостоятельного толкования и вольного применения нормативных актов КУГИ Санкт-Петербурга не наделен.

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2008 N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", утвержден Перечень автомобильных дорог Санкт-Петербурга, применяемый в целях формирования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Из материалов дела видно, что заявитель ЗАО Торгово-промышленный дом "ПЕТРОПОДОЛЬСК" арендует нежилое помещение в здании, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул.Рубинштейна, д.29/28, лит.А, вместе с тем, вход в помещение расположен на улице Ломоносова, которая не выходит на автомобильную дорогу. Более того, из кадастрового паспорта помещения от 01.04.2009 видно, что здание с адресом: ул.Рубинштейна, д.29/28, лит А находится на пересечении ул.Рубинштейна и ул.Ломоносова. Согласно схеме расположения входов вход в помещение расположен на улице Ломоносова. В настоящее время внешние границы здания и границы помещения не изменены.

Таким образом, Комитет в нарушение требований абзаца 2 пп."г" п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", в соответствии с которым в перечень недвижимого имущества включаются нежилые помещения, имеющие вход с улицы и расположенные на автомобильных дорогах, перечень которых определяется Постановлением Санкт-Петербурга, КУГИ включил в перечень нежилое помещение, имеющее вход с улицы Ломоносова, т.е. не расположенное на автомобильной дороге, находящейся в Перечне автомобильных дорог Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

Изложенные обстоятельства являются основанием для признания незаконным п.1 распоряжения КУГИ N 237-р от 26.12.2008 в действующей редакции в части утверждения сроки N 1520 Приложения N 1 к Распоряжению.

Руководствуясь ст.ст.167, 170, 171, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Признать недействующим п.1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 в части утверждения строки N 1520 Приложения N 1 к Распоряжению как не соответствующий Закону Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурга".

2. Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в пользу ЗАО "Торгово-промышленный дом "ПЕТРОПОДОЛЬСК" 2000 руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий
М.В.Балакир

     
Судьи
П.Н.Рагузина
И.В.Юрков




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Арбитражного суда
Санкт-Петербурга и ЛО
http://spb.arbitr.ru,
по состоянию на 08.11.2013