АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 июля 2013 года Дело N А56-14422/2013


[По делу о признании недействующим с момента принятия распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 26.12.2008 N 237-р]

____________________________________________________________________

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2013 по делу N А56-14422/2013 решение оставлено без изменения.

____________________________________________________________________


Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 19 июля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: председательствующего Савиной Е.В., судей Балакир М.В. и Иваниловой О.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Устиновой В.Б. и Матвеевым Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Интан", заинтересованное лицо: Комитет по управлению городским имуществом о признании недействующим нормативного акта, при участии  - от заявителя: Абрашенков О.А. (доверенность от 02.04.2013), - от заинтересованного лица: Кутузов И.В. (доверенность от 09.01.2013 N 63-42), после перерыва - Градина А.Н. (доверенность от 30.10.2012), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Интан" (далее - Общество, ООО "Интан") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим с момента принятия распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ, Комитет) от 26.12.2008 N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (далее - распоряжение N 237) в части строки N 609 Приложения N 1 к распоряжению.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Комитет против требований возражал.

В судебном заседании 11.07.2013 объявлялся перерыв до 18.07.2013 в 09.20.

После перерыва представитель Общества не явился. Представитель Комитета подтвердил, что Общество обращалось с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции. Указанные требования со ссылкой на неподведомственность спора возращены заявителю.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Распоряжением N 237-р утвержден перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Перечень).

Согласно строке N 609 в Перечень включено помещение 24Н площадью 297,7 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, проспект Стачек, дом 69, литера А.

В отношении указанного помещения между Комитетом (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор аренды от 19.06.2000 N 05-А-003859 на срок 10 лет с момента государственной регистрации договора.

Согласно ответу Комитета от 15.04.2010 N 2658-05 на обращение Общества указанный договор не расторгался и считается согласно статьям 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации возобновленным на неопределенный срок.

Заявитель, являясь субъектом малого предпринимательства, 08.06.2012 обратился в Комитет с заявлением о даче согласия на исключение используемого помещения из перечня помещений, расположенных на автомобильной дороге/магистрали, поскольку данное помещение не имеет выхода на проспект Стачек, но при этом фактически находится и имеет выход на улицу Зайцева (данная улица не входит в перечень основных транспортных магистралей Санкт-Петербурга).

Письмом от 28.08.2012 N 24416-32 Комитет сообщил об отсутствии оснований для исключения из Перечня указанного помещения.

Полагая, что включение помещения в Перечень нарушает право ООО "Интан" на реализацию преимущественного права выкупа арендуемого помещения и не соответствует закону, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 159-ФЗ) преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При этом, как разъяснено в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона N 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 159-ФЗ данный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, опубликован в Российской газете 25.07.2008.

Пунктом 4.1 статьи 18 Закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.б) ч.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Правительство Санкт-Петербурга формирует, утверждает, ведет и осуществляет обязательное опубликование перечня имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, формируется из числа объектов нежилого фонда, в том числе занимаемых субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге нежилые помещения в зданиях, в отношении которых в установленном порядке принято решение об их предоставлении на инвестиционных условиях либо в отношении которых в соответствии с процедурой принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции.

Согласно п.4 Приложения к Постановлению от 22.12.2008 N 1624 "О мерах реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" для включения Комитетом объектов из числа расположенных в зданиях, указанных в подпункте "б" и последнем абзаце подпункта "в" пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга, в Перечень Комитет по строительству и Комитет по инвестициям и стратегическим проектам в соответствии с компетенцией направляют в Комитет копии решений (документов) в отношении таких зданий не позднее трех рабочих дней с даты их принятия (подписания) с указанием на то, что копия решения (документа) представляется в целях ведения Перечня. Копии указанных в настоящем пункте решений (документов) заверяются соответственно Комитетом по строительству либо Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам.

Таким образом, действующие нормативные правовые акты в Санкт-Петербурге определяют порядок, процедуру формирования нежилых помещений для включения в Перечень.

Вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитетом не представлены документы, свидетельствующие, что указанный порядок и процедура при включении нежилого помещения, арендуемого заявителем в строку 609 соблюдены.

При таких обстоятельствах, требования Общества обоснованы, оспариваемое распоряжение Комитета в части, относящейся к требованиям заявителя, нарушает права и охраняемые законом интересы Общества.

В силу частью 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил:

Признать пункт 1 распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 26.12.2008 N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части строки N 609 приложения к распоряжению несоответствующим Закону Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурге" и недействующим в указанной части.

Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Интан" 2000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Е.В.Савина

     
Судьи
М.В.Балакир
О.Б.Иванилова

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Арбитражного суда
Санкт-Петербурга и ЛО
http://spb.arbitr.ru,
по состоянию на 09.10.2013